Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Пояснительная записка.
Пояснительная записка

Важнейшей функцией современного общества, обеспечивающего свое самосохранение и воспроизводство, является забота о молодом поколении. Улучшение положения детей в обществе, создание благоприятных условий для их жизнедеятельности, обучении, развития и социальной защиты - ключевая цель национального развития, обязательное условие прогресса демократического общества. В то же время реальное положение детей и молодежи определяется конкретными возможностями страны, уровнем ее экономического развития, рядом других объективных и субъективных факторов. В условиях глобализации и урбанизации наиболее острой социальной проблемой становиться проблема асоциального поведения подростков в его самых разных формах: табакокурение, алкоголизм, наркомания, преступность, что требует от системы образования особой повседневной превентивной работы среди несовершеннолетних.
В связи с преобразованиями, происходящими в казахстанском обществе, перед педагогикой в целом и системой образования, в частности, встает ряд новых задач, связанных с осмыслением проблемы подростка в условиях социально-экономической и политической нестабильности. Актуализируется интерес к психолого-педагогическим проблемам, находящимся на периферии научного анализа. Одной из таких проблем является проблема социальных отклонений, девиантного поведения подростков, превентивной и коррекционно-воспитательной деятельности специализированных служб и учреждений.
Для транзитивного общества характерны такие явления, как ломка социальных стереотипов, изменение системы ценностей, размывание социально-ролевой структуры общества. В современном обществе намечаются тенденции, характерные для поведения мифологического героя Эрисихтона («комплекс Эрисихтона»): разрушение имеющихся культурных традиций; разрушение взаимоотношений человека и природы; навязанные ценности; самопожирание; разрушение самого человека и т.д. Все эти факторы обусловливают возникновение кризиса идентичности, проявляющегося в различных типах, видах и формах девиантного поведения. И хотя глубокий кризис - достояние далеко не всех, те или иные проблемы, связанные с поиском идентичности, встают практически перед каждым человеком. Особенно уязвимы в этом плане подростки, у которых обострено чувство «самости», у которых происходит наслоение двух кризисов: связанного с психогормональной перестройкой организма и кризисом идентичности. Объективно кризис идентичности можно определить как несоответствие сложившейся к данному моменту структуры идентичности изменившемуся контексту ее существования. Субъективно же кризис может переживаться как состояние поиска новых возможностей и решения проблемы (конструктивный кризис) или как состояние неверия в себя и свое будущее, в других людей, депрессии (деструктивный кризис), и как следствие, - демонстрация ценностного отношения к приобретенным или усвоенным социальным нормам, идеалам, ценностям, роли и нравственным качествам.
В Казахстане и странах СНГ, в условиях социально-экономического и духовного кризиса, проблемы детства достигли предельной остроты. Нарастают неблагоприятные тенденции в демографических процессах, состоянии здоровья детей; инфляция, либерализация цен резко ухудшили положение детей, существенно отразились на их питании, условиях быта, образе жизни и т.п. Коммерциализация социальной и образовательной сфер резко ограничила возможности детей и подростков получить полноценный отдых, школьное и внешкольное образование и воспитание, приобщаться к культуре. В результате возрастает подростковая преступность, безнадзорность, бродяжничество и попрашайничество. Среди детей и подростков возрастает число социально обусловленных и социально значимых заболеваний. Проблема токсикомании, наркомании, алкоголизма смещается в более ранние возрастные периоды и быстрыми темпами нарастает.
Как свидетельствует правоохранительная статистика, 90% случаев хулиганства, 90% изнасилований при отягчающих обстоятельствах, почти 40% других преступлений связаны с опьянением. Убийства, грабежи, разбойные нападения, нанесение телесных повреждений в 70% случаев совершаются лицами в нетрезвом состоянии. Социологические опросы, проведенные среди казахстанских старшеклассников показывают, что 70% опрошенных когда-либо употребляли спиртные напитки, причем первое знакомство с ними произошло в 11-13 лет. Исследования показывают, что уже 10-12-летнего подростка интересуют наркотики, их действие и процедура употребления. Как правило, многие из них никогда не слышали или не воспринимали всерьез информацию о жутких последствиях употребления. Знакомство подростков и молодежи с психоактивными веществами зачастую вызывают у них неподдельный интерес и желание попробовать, и, как правило, сопровождается распущенным сексуальным поведением и асоциальными поступками. Такие данные представляют особую тревогу и актуальную социальную проблему.
Так по данным Центра медико-социальной реабилитации, только в столице по результатам анонимного тестирования на факт выявления учащихся, употребляющих наркотические вещества, на учете состоят 676 учащихся общеобразовательных школ, ПШ и колледжей. Превентивную работу в школе необходимо проводить системно, в тесной связи с психологами и другими специалистами, особое внимание следует уделять аналитической деятельности, изыскивать новые формы работы с подростками. Эти направления являются перспективными для системы образования.
С сентября 2004 года в работе организаций образования Республики Казахстан используется Многоступенчатая образовательная программа по профилактике табакокурения, наркомании среди учащихся, целью которой является формирование негативного отношения детей и молодежи к употреблению алкогольных напитков, табака и наркотиков, представления о здоровом образе жизни, мотивации к отказу от вредных привычек и формированию жизненных навыков. Однако, пока на снижении статистических показателей данная программа не оказывает, причины чего на взгляд разработчиков, является недостаточная организационно-методическая оснащенность превентивной работы.
При такой ситуации актуальной задачей является скорейшая разработка и внедрение инновационных образовательных программ, ориентированных на формирование жизненных навыков и здорового образа жизни в процессе социализации и развития школьной молодежи, направленных на минимизацию и преодоление негативных тенденций, ведомственной разобщенности и противостояния в работе по профилактике социальных девиаций детей и подростков, защиту их прав. Именно такая программа «От 16 и старше: школа выживания» разработана и предложена авторским коллективом под научным руководством доктора педагогических наук, профессора А.Н.Тесленко. Это интерактивная учебная программа, направленная на успешную социальную адаптацию современного подростка, в духе курса выживания Ди Снайдера, программы «Time Out» и «Подросток Поволжья» (Ю.А.Клейберг).
Главной целью данной программы является создание оптимальных условий для подготовки несовершеннолетних к сложным жизненным ситуациям, подготовку их к самостоятельной жизни в современном обществе, их безболезненную адаптацию к социальной среде.
Основными задачами программы являются:
- расширить представления о типичных трудностях современных подростков, о том, что они считают своими проблемами;
- получить информацию об особенностях их отношения к себе, миру и своим проблемам;
- создание новых моделей социально-ролевого поведения подростка, нацеливающих его на принятие оптимального жизненного решения:
- создание условий по предупреждению асоциального поведения, борьбу с различными формами социальных девиаций;
- развенчание мифов, связанных с подростковой субкультурой, и обогащение личной шкалы ценностей каждого из участников;
- увидеть, насколько сформированы у них некоторые жизненно важные навыки.
Основой учебной программы "От 16 и старше: время подумать" является универсальная многовариантная модель ролевой ситуативной групповой игры, рассчитанной на 2 месяца (10 ч.). Коррекционно-воспитательная деятельность здесь направлена, главным образом, на разрушение определенных установок, представлений, ценностей, мотивов, стереотипов поведения, и сознания новых с целью достижения самореализации личности в социуме. Посредством коррекционно-воспитательной работы (КВР) разрешается для обеих сторон возникший конфликт: "личность - общество", "личность - социальная среда", "личность - группа", "личность - личность", "личность - собственное Я". Благодаря этой деятельности происходит разрушение ранее сформированных мотивов, установок и т.п., осуществляемое психологическими и педагогическими средствами, проявляющееся в их подмене, изменении, сознании личности в соответствии с принятыми в социальном окружении, в обществе в целом нормами.
Рассматривая социальное и психологическое развитие подростка как непрерывный процесс самопроектирования личности, мы выделяем в нем три основные стадии психологической перестройки личности: самоопределение, самовыражение и самореализацию. На стадии самореализации соотнесение знаний о себе происходит в рамках "Я" и творческое "Я". На этой стадии формируется жизненная философия человека, тем самым подросток не только достигает самоосознания себя и своих возможностей, но и гармонично развивает свою личность, творчески самореализуясь в различных видах деятельности (трудовой, учебной, игровой, досуговой и др.). Здесь же происходит включение подростка в различные типы адаптивного поведения, но не как слепое подчинение внешним требованиям, а как осознанный выбор оптимального поведенческого решения. Для этого используется разработанная нами психологическая технология конструктивного изменения поведения. Эта технология предполагает преобразование мотивационной, интеллектуальной, аффективной и, в конечном счете, – поведенческой структур личности, в результате чего внешняя детерминация жизнедеятельности меняется на внутреннюю.
Данная технология предполагает выделение 4-х стадий изменения поведения девиантного подростка: подготовка, осознание, переоценка, действие (поступок). Здесь объединяются основные процессы изменения поведения: мотивационные (1-ая стадия), когнитивные (2-ая стадия), аффективные (3-я стадия), поведенческие (4-ая стадия).
Таким образом, данная программа – новая парадигма коррекционно-воспитательной работы с девиантными подростками и технология конструктивного изменения поведения позволяют решать вопросы, связанные с диагностикой, прогнозом, коррекцией и развитием личности, а также строить инновационные программы и проекты, направленные на разрешение проблем адаптации, социализации, ресоциализации и воспитания, с одной стороны, и разработки авторских программ и педагогической технологии подготовки психологов и социальных работников, с другой.
Практическое внедрение данной модели потребует основательного демонтажа сложившейся педоцентрической модели учебно-воспитательного процесса современной школы. Программу можно использовать как на уровне обычной школы, так и в масштабах всей страны. С этой целью предполагается:
- определение школ, где будет установлена программа;
- обучение преподавателей и инструкторов по принципу «равный-равному»;
- установку программы и постановку учебных материалов.

Тематический план

Дата (неделя) Тема Количество часов
Форма занятий
Форма контроля

1-ая неделя
Вводное занятие: Кто я или легко ли быть молодым?
1 ч.
Интерактивная слайд-лекция

Карта социального развития молодого человека

2-ая неделя
Поговорим о себе и о нас …

1 ч.
Социально-психологический тренинг

Психологический практикум

3-ая неделя
Социализация личности: нормы и отклонения

1 ч.
Интерактивная слайд-лекция
Тест

4-ая неделя
Свободное падение
1 ч.
Видео-занятие

Эссе «Письмо моему другу-наркоману»

5-ая неделя

Осторожно – наркотики!

1 ч.
Интерактивная слайд-лекция
Творческие задания

6-ая неделя

Сделай выбор в пользу жизни!
1 ч.
Имитационная игра-тренинг
Анализ реальных жизненных ситуаций

7-ая неделя
Подростковая субкультура: мифы и реальности группового общения

1 ч.
Интерактивная слайд-лекция

Творческий проект: КТО есть КТО в молодежной культуре или родителям о нас!

8-ая неделя
Как сказать «НЕТ» и не потерять друзей?

1 ч.
Социально-психологический тренинг

Анализ реальных жизненных ситуаций

9-ая неделя)
Война наркотикам: ЗА и ПРОТИВ (дебаты в Молодежном Парламенте)

1 ч.
Ролевая игра
Совместная резолюция

10-ая неделя
Думая о будущем
(проблемы целеполагания и построения жизненной перспективы)

1 ч.
Дискуссия
Эссе «Мои мечты и ценности»
ИТОГО: 10 ч.

Содержание интерактивных лекций

Вводное занятие: кто Я или легли ли быть молодым?

Понятие и психологические признаки личности. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность». Взаимодействие социальных и биологических факторов в процессе формирования личности. Личность и деятельность. Я-концепция личности и ее самооценка. Динамика развития самооценки личности. Иерархия основных компонентов направленности личности. Характеристика интересов личности: содержание, цель, широта, устойчивость. Темперамент и характер. Акцентуация характера личности, склонной к совершению правонарушений. Понятие о способностях и уровнях их развития.
Молодость как биологический возраст и социокультурный статус. Возрастные границы молодости. Основные социальные характеристики молодежи. молодежь в пересечении двух векторов: движение от зависимости – к независимости, и от безответственности – к ответственности. Ступени личностного роста: семья, школа, группа сверстников. Безответственность и ответственность: механизмы изменения. Проблемы социальной интеграции и психологической адаптации к взрослой жизни.

Социализация личности: нормы и отклонения

Понятие и характеристика основных факторов социализации личности. Основные психологические механизмы социализации: подражание, идентификация, адаптация. Характеристика социально-педагогической деятельности различных институтов социализации: семья, учебно-воспитательные учреждения, различные типы и виды общественных объединений, СМИ, учреждения культуры и искусства, армия.
Традиционные и инновационные модели социализации молодежи.
Понятие социальной нормы и девиации. Формы девиантного поведения личности: табакокурение, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид, агрессивное поведение.
Факторы, влияющие на формирование девиатного поведения личности. Молодой человек как жертва неблагоприятных условий социализации. Формы и средства профилактической и коррекционной работы с молодежью.

Подростковая субкультура: мифы и реальности группового общения

Группа сверстников и механизмы группообразования. Общение как средство социализации личности. Структура общения в малой группе (по Г.М.Андреевой). Коммуникативная (информационная) сторона общения: модель коммуникационного процесса. Перцептивная сторона общения (восприятие человека человеком): факторы, влияющие на формирование модели партнера по общению. Интерактивная сторона общения: основные формы взаимодействия. Коммуникативные барьеры. Факторы, определяющие межличностностную привлекательность при общении.
Понятие субкультуры и ее стилевое многообразие. Субкультуры как альтернативные способы взросления. Субкультурные стили: ценности, установки и ритуалы.

Практические занятия

Имитационная игра: Осторожно – наркотики!

Дискуссия: Думая о будущем (проблемы целеполагания и построения жизненной перспективы)

Содержание видео-занятий

Занятие 1. Свободное падение

1. Просмотр документального фильма казахстанских кинематографистов «Свободное падение» (2002 г.).

Фильм содержит документальные свидетельства лиц, проходящих в Республиканском научно-практическом Центре медико-социальных проблем наркомании (ЗНПЦ МСПН) лечение от наркозависимости. Цель фильма – адекватное просвещение в отношении основных механизмов вовлечения в наркозависимость и эффективных способов противодействия.

2. Обсуждение фильма: постановка себя в жесткие условия закрытого воспитательного учреждения, моделирование дальнейшего жизненного пути героев, выявление причин девиантного поведения.

Содержание социально-психологических тренингов

Поговорим о себе и о нас …
Подростковый возраст – период становления личности и формирования самосознания.
Цель данного тренинга:
• получение группового опыта;
• осознание и проработка личностных проблем;
• выработка конкретных практических навыков и приемов, использование которых в повседневном общении позволит самоутвердиться и успешно адаптироваться;
• психологическое сопровождение, поддержка и формирование навыков достойного поведения.
Количество участников: 12-17 человек

Гений общения
Вступая в мир взрослых, подростки начинают больше взаимодействовать с социумом, им приходиться нарабатывать навыки коммуникативной компетентности и уверенного поведения.
Цель данного тренинга:
• сформировать у подростков навыки общения со сверстниками (повысить коммуникативную компетентность);
• дать представление о трех уровнях общения: поверхностном, глубоком, задевающем;
• предложить стратегии поведения в «задевающих» ситуациях и сопротивления манипулированию.
Количество участников: 11-17 человек

Как сказать «НЕТ» и не потерять друзей
Программа данного тренинга направлена на формирование уверенного, но не агрессивного поведения.
Цели тренинга:
• научить подростков отстаивать свои интересы в критических ситуациях;
• познакомить с неотъемлемыми правами личности;
• обучить пяти психологическим техникам сопротивлению групповому давлению сверстников.
Навыки, формируемые в ходе данного тренинга и происходящие в результате изменение отношения к ситуациям группового давления делают подростка более устойчивым к ранней алкоголизации, наркомании и табакокурению, более независимым и поэтому, как правило, более уважаемым в среде сверстников.
Количество участников: 11-17 человек

Категория: Опыт | Добавил: tatyana_tsaft (2011-04-30)
Просмотров: 2956 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-05-03, 3:46 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru