Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Опыт работы по применению интерактивных методов обучения
Быть открытыми ко всему новому.
Чтобы догнать мир, нам нужно
смотреть вперёд, а не оглядываться
назад. Только новые технологии, новые
услуги, новые знания помогут нам
встать крепко на ноги.

Модели обучения
Как известно в среднешкольном образовании существует множество методов обучения, разные типы уроков, которые преследуют одну единственную цель – усвоение знаний учащимися. Приветствуется внедрение новшеств, или как сейчас модно говорить инноваций, и их гармоничное вливание в устоявшуюся структуру урока. Среди моделей обучения выделяют: пассивную, активную и интерактивную. Аналогичное разделение моделей обучения можно встретить и у В.В. Гузеева, но по-другому названные: экстраактивный, интраактивный и интерактивный режимы соответственно.
Особенностями пассивной модели или экстрактивного режима является активность обучающей среды. Это значит, что ученики усваивают материал из слов учителя или из текста учебника, не общаются между собой и не выполняют никаких творческих заданий. Примерами такой модели могут быть традиционные формы уроков, например в виде лекции. Эта модель самая традиционная и довольно-таки часто используется, хотя современными требованиями к структуре урока является использование активных методов, вызывающих активность ребенка.
Слайд показ-1
Активные или интраактивные методы предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учеников. Эта модель предполагает наличие творческих (часто домашние) заданий и общение в системе ученик-учитель, как обязательных. Недостатком данной модели является то, что ученики выступают как субъекты учения для себя, учащие только себя, и совершенно не взаимодействующие с другими участниками процесса, кроме учителя. Итак, этот метод характерен своей односторонней направленностью, а именно для технологий самостоятельной деятельности, самообучения, самовоспитания, саморазвития, и ни сколько не учит умению обмениваться опытом и взаимодействовать в группах.
Слайд показ-2
Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Именно использовании этой модели обучения учителем на своих уроках, говорит об его инновационной деятельности. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность. Понятно, что структура интерактивного урока будет отличаться от структуры обычного урока, это также требует профессионализма и опыта преподавателя. Поэтому в структуру урока включаются только элементы интерактивной модели обучения – интерактивные технологии, то есть конкретные приёмы и методы, позволяющие сделать урок необычным и более насыщенным и интересным. Хотя можно проводить полностью интерактивные уроки.
Слайд показ-3
Итак, что же такое интерактивные технологии? Интерактивными технологиями являются такие, в которых ученик выступает в постоянно флуктуирующий субъектно-объективных отношениях относительно обучающей системы, периодически становясь ее автономным активным элементом.
Рассмотрим особенности организации интерактивных технологий, их концептуальные позиции и целевые ориентации.
Слайд показ – классификационные параметры-4
Классификационные параметры
Философская основа: гуманистическая, природосообразная.
Методологический подход: коммуникативный.
Ведущие факторы развития: социогенные.
Вид управления учебно-воспитательным процессом: сопровождение.
Тип управления учебно-воспитательным процессом: взаимообучение.
Преобладающие методы: диалогические.
Организационные формы: любые.
Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: интерактивный, демократический, сотрудничества.
Слайд показ-5
Целевые ориентации
• Активизация индивидуальных умственных процессов учащихся.
• Возбуждение внутреннего диалога у учащегося.
• Обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена.
• Индивидуализация педагогического взаимодействия.
• Вывод учащегося на позицию субъекта обучения.
• Достижение двусторонней связи при обмене информацией между учащимися.
Слайд показ-6
Самой общей задачей учителя в интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) — направление и помощь процессу обмена информацией:
– выявление многообразия точек зрения;
– обращение к личному опыту участников;
– поддержка активности участников;
– соединение теории и практики;
– взаимообогащение опыта участников;
– облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;
– поощрение творчества участников.
Слайд показ-7
Концептуальные позиции
• Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов.
• Интерактивное общение способствует умственному развитию.
• При наличии обратной связи отправитель и получатель информации меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителя.
• Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена информацией (учебной, воспитательной, управленческой).
• Двусторонний обмен информацией хотя и протекает медленнее, но более точен и повышает уверенность в правильности ее интерпретации.
• Обратная связь увеличивает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам устранять помехи.
• Контроль знаний должен предполагать умение применять полученные знания на практике
Слайд показ – 8 (основная цель инт. обучения)
Особенности организации
Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Учебное окружение выступает как реальность, в которой учащийся находит для себя область осваиваемого опыта. Опыт учащегося – это центральный активатор учебного познания.
В традиционном обучении учитель играет роль “фильтра”, пропускающего через себя учебную информацию, в интерактивном – роль помощника в работе, активизирующего взаимонаправленные потоки информации.
По сравнению с традиционными, в интерактивных моделях обучения меняется и взаимодействие с учителем: его активность уступает место активности учащихся, задача учителя — создать условия для их инициативы. В интерактивной технологии учащиеся выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт учителя, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает учащихся к самостоятельному поиску.
Учитель выступает в интерактивных технологиях в нескольких основных ролях. В каждой из них он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды. В роли информатора-эксперта учитель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д. В роли организатора-фасилитатора он налаживает взаимодействие учащихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини-презентаций и т.д.). В роли консультанта учитель обращается к профессиональному опыту учеников, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д.
К недостаткам роли фасилитатора относятся большие затраты труда учителя при подготовке, сложность точного планирования результатов.
Источником помех при интерактивном режиме может быть различие в восприятии, из-за которого может изменяться смысл в процессах кодирования и декодирования информации.
Слайд показ -9 (методы)
В России использование активных и интерактивных методов широко практиковалось в 20-х гг. 20 в. (проектный, лабораторно-бригадный метод, производственные, трудовые экскурсии, практики). Дальнейшая разработка этих методов присутствует в трудах Сухомлинского (60-егг.), а также “педагогики – сотрудничества” (70-80-егг) - Шаталова, Амонашвили, Лысенковой и других. Особо интересен для нас и опыт американских коллег, поскольку в последние десятилетия 20 в. Там проводились многочисленные эксперименты и научные исследования в области интерактивных методов, разработаны детальные руководства для учителей. Все эти методы и наработки способствуют активному использованию интерактивных методов в массовой школе.
Рассмотрим один из методов -
1. Каждый учит каждого - только факты. Этот метод позволяет участникам стать частью инструктажа и поделиться своими знаниями с товарищами. Непременно дайте им некоторое время для того, чтобы они могли прочесть свои факты и рассмотреть лучший путь для обучения ими.
Цели:
- Дать обзор понятий и фактов, которые станут предметом обучения во время урока.
- Усилить значение поиска.
- Возбудить вопросы и заинтересованность.
Материалы. Достаточно 3-5 карточек для участников. Можешь также добавить дополнительную информацию.
1. Приготовь "карточки фактов". Каждая карточка должна содержать кусок информации или факт, которым ученик хочет поделиться с другими участниками. 2. Раздай карточки по одной участникам путем случайного выбора. Каждый ученик должен получить отдельный факт или отобранный факт (так, чтобы 2 или 3 ученика получили одну и ту же информацию).
3. Скажи участникам, что им предстоит необычный тест. На самом деле им предстоит тестировать друг друга.
4. Каждый участник должен получить несколько минут для того, чтобы прочесть информацию на карточке. У каждого есть 10 минут, чтобы обучить других или передать свои знания на словах и индивидуально, по возможности, большому числу участников, а также выслушать, в порядке самообучения, факты от других участников. Преподаватель должен направлять деятельность участников и активизировать их работу.
Этот метод позволяет за короткий промежуток времени получить максимум информации и вызывает положительные эмоции. При этом методе любой ученик может почувствовать себя в роли учителя и ученика
2. Дороги, которые мы выбираем. Это одна из форм метода - изучение казусов - способ обучения ориентированный на исследование. Этот метод разработан для того, чтобы помочь учащимся применять теорию права к реальным жизненным ситуациям. Поскольку учащимся не дается ясного юридического правила или приемов, поэтому им самим приходится вырабатывать свои собственные идеи и заключения.
Способ использования:
1. Выбор практических материалов.
Случаи могут быть взяты из жизни. При этом факты не должны быть описаны слишком подробно, а содержать аргументы "за" и "против".
2. Обзор фактов. Обсуждение в группах и постановка вопросов.
3. Обсуждение доводов. В группе выслушивается мнение каждого и вырабатывается общее от всей группы.
Данный метод помогает пробудить интерес каждого ученика и развить у них логику, навыки независимого анализа, критического мышления и принятия решения.
Давайте попробуем на практике использовать один из методов который называется «Аукцион»
В результате применения интерактивных технологий было достигнуто следующее –
Во-первых, увеличилась активность учащихся на уроке.
Во-вторых, слабые учащиеся получили возможность самостоятельных действий и вступают все чаще и чаще в работу своей группы.
В-третьих, интерактивные методы дали возможность обмена информации между учащимися, они сами решают проблемы, вносят дополнения и поправки в изложение общего мнения группы, выступают как один из источников знаний.
В-четвертых, увеличилась скорость мышления, память, значительно повысилась успеваемость, увеличились объем и качество творческого усвоения знаний.
В-пятых, изменяется отношение учителя к участникам образовательного процесса, из авторитарного он стал демократическим.
В-шестых, повышается полноценное развитие ребенка и качество образования


Слайд показ – 10 (пирамида)
Исследования проведенные в 80-х ггг. Национальным тренинговым центром (США, штат Мэриленд), показали, что интерактивные позволяют резко увеличить % усвоения материала. Результаты этого исследования отражены в таблице, получившей название “пирамида обучения”. Из которой видно, что наименьший процент усвоения имеют пассивные методики (лекция 05%, чтение - 10%), а наибольший интерактивные (дискуссионные группы - 50%, практика через действие - 75%, обучение других, или немедленное применение - 90%). Здесь уместно привести китайскую пословицу: “Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда”.
Многие педагоги, в частности и российские, критически оценивают эту “Пирамиду”. Действительно, трудно точно измерить “усвоение материала”. К тому же мы знаем прекрасных преподавателей, чьи лекции, почти дословно запечатлелись в нашей памяти. Бывают также ученики, прекрасно усваивающие материал при чтении (развитая зрительная память). Но можно согласиться, сто в среднем закономерность, выраженную “пирамидой”, могут проследить практически все педагоги.
С другой стороны, несмотря на свою спорность, “Пирамида” дает богатую пищу для размышлений о роли методов преподавания, обращает внимание на важность интерактивных методов. Тенденция отраженная в “Пирамиде” верно отражает высокий потенциал интерактивных методов, позволяющих вести обсуждение в группах, практиковать и отрабатывать умения и навыки на уроке и в реальной жизни. И это не случайно, поскольку интерактивные методы задействуют не только сознание ученика, но и его чувства, а также волю (действие, практику), то есть включают в процесс обучения, “целостного человека”.
Но все вышесказанное, конечно, не означает, что нужно использовать только интерактивные методы. Для обучения важны все виды методов и все уровни познания.
За время использования мной данной методики, учащиеся закончившие школу, сумели на практике применить полученные навыки работы с интерактивными технологиями. Они принимают участие в работе дебатного клуба города Семей. Выпускник нашей школы Байжигитов Рамиль был наблюдателем во время проведения последних президентских выборов на Украине от нашей республики. В настоящее время работает следователем в Астане. В 2003 году ученики Мингазова Н. и Хачатрян В. Принимали участие в работе «Лагеря демократии», за активное участие были награждены дипломами от организации «МФИС-Казахстан». В школе были проведены выборы Президента школы, где учащиеся на практике использовали свои умения и навыки заполнения избирательного бюллетеня, выступили в роли избирателей, членов комиссии и кандидатов.
В своей работе, я стараюсь применять методы интерактивного обучения, опираясь на личностные качества учащихся. С данной методикой я познакомился во время участия на семинарах по правоведению в городах Алматы, Усть-Каменогорск и Семей, проведенных организациями "МФИС РК" и "STREET LAW - КАЗАХСТАН".
Ниже приводится поурочный план, проведенного мной урока, с применением интерактивных технологий на областном конкурсе «Учитель года»:

1. ПРЕДМЕТ: основы обществознания
Класс: 11 , гуманитарное направление
Тема урока: Демократия и демократический политический режим
Цель урока: правовое воспитание учащихся
Задачи урока:
- знать определение термина "демократия", основные принципы демократического строя и правового государства, понимать значение демократических прав и свобод в жизни общества;
- совершенствовать навыки и умения учащихся при работе в группах;
- воспитывать свободолюбие, гражданственность и коллективизм.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: интерактивные, "мозговой штурм", "каждый учит каждого", просмотр фрагмента из м/ф, работа в группах.
Оборудование, наглядность, ТСО: телевизор, DVD-плеер, плакаты, маркеры.
Дополнительная литература: "Что такое демократия" (Информационное агентство США, 1991 год), "Стратегия обучения демократии" (Честер И-Финн младший, 1996 год)

План урока.

1. Мотивационно-целевой этап.
а) Вступление
б) Мотивация, тема урока, цели для уч-ся

2. Содержательно-обобщающий этап.
а) Игра "Ассоциация"
б) "Каждый учит каждого"
в) "На пути к правовому государству"
г) Закрепление: 1. Определение признаков демократического государства.
2. Тестирование.

3. Рефлексивно-оценочный этап.
а) Подведение итогов
б) Домашнее задание
в) Рефлексия.

1. На первом этапе урока я привожу слова одного из отцов-основателей США Томаса Джефферсона: " Мы считаем самоочевидной истиной, что все люди созданы равными, что они наделены Творцом неотъемлемыми правами, среди которых право на жизнь, свободу и стремление к счастью". Ставлю цель урока: углубить знания о демократии, правовом государстве и к концу урока четко знать основные принципы демократии и антидемократии. На этом же этапе урока класс делится на группы в соответствии с цветом бэйджика (группы распределяются так: синие - вода, голубые - воздух, коричневые - земля, красные - огонь).
2. На втором этапе начинаем с игры "Ассоциация", суть игры в том, чтобы используя свои знания о демократии, группы поочередно называют слова-ассоциации со словом "демократия". В итоге мы получим солнце с лучами, где основание-это "демократия", а лучи - это ее признаки.
Следующим этапом методом игры "Каждый учит каждого" рассматривается вопрос о демократии и ее признаках. Информация делится на части и каждая из групп получает одну из частей, затем в течение определенного учителем времени знакомится с ней в своей группе, потом 3 спикера от каждой группы идут по одному в другие группы, где знакомят учащихся других групп с полученной информацией.

Материал для групп:

Первая группа: Само слово демократия греческого происхождения и означает "власть народа". Впервые это слово использовал Геродот. В политике этот термин трактуется по-разному: а) под демократией понимается система общественной жизни, в которой все действия человека совершаются по его доброй воле; б) демократией называют форму государства противоположную монархии; в) демократия понимается как идеальная модель строения общества основанная на ценностях свободы, равноправия и защиты прав человека. Из этого можно сделать вывод, что демократия есть форма государственно-политического строения общества, признающая народ источником власти и основанная на принципах равенства и свободы.

Вторая группа: В качестве исторических форм демократического обустройства общественной жизни можно назвать Афинскую демократию, Римскую республику, средневековые городские демократии, парламентские формы правления в Англии, США и т.д. Для Афинской демократии были присущи следующие институты демократии: верховная власть находилась в руках Народного Собрания, где рассматривались вопросы внутренней и внешней политики; в качестве исполнительного органа избирался Совет Пятисот; важным шагом на пути к демократии было назначение Народного Суда.

Третья группа: Современные демократические режимы, хотя восприняли и сохранили многие традиции истории демократии, тем не менее все более отходят от нее. В этой связи в современной политической науке выдвигаются все новые теоретические модели демократии и их насчитывается более пятисот. Все эти различные толкования группируются вокруг двух основных теорий: либерально-демократической и радикально-демократической, сформулированной классиками политической мысли XVII-XIX в.в. - Локком, Монтескье, Руссо, Кантом. Кроме этого, сейчас распространены идеи - плюралистическая, консенсусальная, конкурентная и др.

Четвертая группа: Согласно либерально-демократической теории, основывающейся на праве отдельного человека, общество трактуется как сумма свободных индивидов, а общественный интерес - как общий интерес всех индивидов, т.е. индивид ставится выше общества, а право выше общественного блага. Радикально-демократическая теория, основывающаяся на праве общества, общество ставится выше индивида, а общественное благо выше права индивида.

Следующий этап урока «На пути к правовому государству». У каждой группы на столе лежат плакаты со схемой маршрута. Задача групп заключается в том, чтобы подписать те принципы демократии или правового государства, которые будут помогать достичь цели и те принципы тоталитаризма которые будут мешать это сделать. При этом каждая группа путешествует на том виде транспорта, который соответствует цвету бэйджиков и стихии этого цвета - 1)синий - вода на корабле, а помогают им дельфины, мешают акулы; 2) красный-огонь на ракете, помогают звезды, мешают метеориты; 3)голубой - воздух на самолете, помогают облака, мешают тучи; 4)коричневый - земля на машине, помогают разрешающие, мешают запрещающие знаки. По истечении времени группы проводят презентацию и делают выводы.

Закрепление материала я провожу двумя методами:1) учащиеся просматривают фрагмент м/ф "Илья Муромец и Соловей Разбойник". Задача состоит в том, что надо найти в увиденном принципы демократии и тоталитаризма; 2) проводится разноуровневый тест:
Приведу задания одного из вариантов-
I уровень: 1. Этот политический деятель утверждал, что демократия это управление людей людьми для людей: а) Вашингтон; б) Джефферсон; в) Линкольн ; г) Клинтон; д)Рузвельт
2. Решающим шагом афинской демократии, по мнению Аристотеля, было назначение: а) Народного Собрания; б) Народного Суда; в) Стратега; г) Народного трибуна.

II уровень: 3. В современной политической науке выдвигаются все новые теоретические модели демократии и их насчитывается более пятисот. Все эти различные толкования группируются вокруг двух основных теорий:
а) либерально-демократической и радикально-демократической;
б) радикально-демократической и социалистической;
в) либерально-демократической и консесусальной;
г) социалистической и консесусальной;
д) радикально-демократической и плюралистической .

III уровень: 4. Продолжите предложение:
Деятельность институтов государственной власти должна основываться на принципе__________________________

3. На третьем этапе урока проводится рефлексия как учащихся в отдельности, так и группы в целом.
А) Вопросы для индивидуальной рефлексии:
Что я узнал нового о демократии?__________________
Чему я научился на уроке?_______________________________
Б) Режим оценки деятельности групп проходит по следующей таблице:

Оценка работы Фактическое количество баллов
1. Режим работы группы
Спокойный 0
Средний +20
Жесткий +40
2.Креативность группы
Отсутствие нового -50
Нововведение +100
3. Активность работы группы
Не участие 1 члена -50
4. Корректность
1 конфликт -25
5. Стиль общения
Дружеский +20
Напряженный 0
Диктат -15
Враждебный -30

Урок – практикум по обществознанию для 10-11 класса с применением интерактивных методов: работа в группах, ролевая и деловая игра.

Тема: Моделирование предвыборной ситуации и выборной кампании.

После занятий учащиеся смогут:
1. практически применить полученные знания по курсу «обществознание»
2. тренировать навыки работы в группах, умение критически слушать, анализировать, выступать на публике.
Ход занятия:
1.Мотивация:
Вводное слово учителя о теме и цели урока – практикума. В ходе интерактива
происходит выяснение целей и задач электората и независимых экспертов.

2.Интерактивное упражнение . Работа в группах.
а) учащиеся класса произвольно делятся учителем на 3 -4 группы
и работают над составлением программ своих партий (блоков,
движений) – с выдвижением лидера, кандидата в депутаты.
(Учащиеся могут сделать агитационные листы, плакаты в поддержку
своего кандидата).
б) Назначается группа независимых экспертов из числа учащихся,
которые должны будут следить за ходом предвыборной кампании
и процесса выборов.

3. «Ролевая игра»
Презентация лидерами программных установок своих групп (партий), ответы на вопросы электората, экспертов и соперников.

4.Голосование (тайное) по избирательным бюллетеням.

5.Рефлексия.
Подведение итогов выборной кампании независимыми экспертами.
Анализ проведенного практикума в виде обобщения сделанного учителем.

Категория: Опыт | Добавил: ленин (2011-05-16) E
Просмотров: 9014 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-05-03, 8:06 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru