Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Методический день в школе
Развитие компетенций учащихся в сфере
познавательной деятельности.


Дятчина Л.Н. : завуч по методической работе
ГУ «Средняя школа №5» г. Петропавловска , СКО

На современном этапе развития образования компетентностный подход стал ответом на появившееся противоречие между необходимостью обеспечения современного качества образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путём из-за увеличения объёма информации, подлежащей усвоению. Компетентностный подход акцентирует внимание на результате образования, причём в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.
Применительно к компетентностному подходу: смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся; содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем; организация образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования; образовательный результат основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.
Под компетенцией С.Е.Шишов и И.Г.Агапов понимают общую способность и готовность личности к деятельности. Основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на её успешное включение в трудовую деятельность. Б.Д.Эльконин определяет компетентность как квалификационную характеристику индивида, взятую в момент его включения в деятельность.
Б.И.Хасан отмечает, что компетенции – это цели (поставленные перед человеком), а компетентности – это результаты. А.В.Хуторской считает, что под компетенцией необходимо иметь в виду некоторое отчуждённое наперёд заданное требование к обязательной подготовке ученика, а под компетентностью – уже состоявшееся личностное качество (характеристику). И.Д.Фрумин выделяет, что “понятие компетентности связано с выполнением сложных практических задач”.
Компетенция применяется для обозначения образовательного результата, выражающегося в освоении учащимися знаний определённой предметной области, в умениях мыслить её категориями, решать предметно-ориентированные задачи. Компетентность определяется как владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности; как качество личности, проявляющееся в способности и готовности её к деятельности, основанной на знаниях и опыте.
В соответствии с направлениями реализации компетентностного подхода в образовании (ключевые компетенции, обобщённые предметные умения, прикладные предметные умения, жизненные навыки) компетенции разделяют на: ключевые компетенции – это общие компетенции человека, которые необходимы для социально-продуктивной деятельности, базовые – компетенции в определённой области и специальные – компетенции для выполнения конкретного действия, решения конкретной проблемы или задачи. А.В.Хуторской определяет: ключевые компетенции – наиболее общие (универсальные) культурно выработанные способы действия (способности и умения), позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества; это способности человека реализовывать на практике свою компетентность. Они приобретаются в результате опыта успешного применения полученных в образовательном процессе умений (путём опыта их успешной реализации).
Ядром компетентности являются деятельностные способности -совокупность способов действий. Важный компонент – опыт - интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач. Практика показывает, что ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, и поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом,чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению. Речь идет как о содержании учебных курсов,так и о формах организации образовательного процесса.

Развитие компетентности - процесс, который не заканчивается однажды по причине ее окончательной сформированности, он не прерывается в течение всей жизни человека, так как в сферу его деятельности попадают новые, более сложные проблемы, требующие новых подходов к решению. Важность компетентности в сфере познавательной деятельности обусловлена тем, что познавательная деятельность:
• вооружает знаниями, умениями, навыками;
• содействует воспитанию мировоззрения, нравственных качеств учащихся;
• развивает их познавательные силы, личностные образования, активность, самостоятельность;
• выявляет и реализует потенциальные возможности учащихся;
• приобщает к поисковой и творческой деятельности.
Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности учащегося, которая стимулирует учебную деятельность на основе познавательного интереса. Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития учащегося и формирования его личности.
Методический день как средство управления качеством образования.
В процессе организации деятельности, контроля над качеством образовательного процесса в школе, администрация должна распознать и удержать хорошего учителя, создать условия для его компетентности и профессионального роста. В школе №-5 мы проводим методический день, что является средством стимулирования педагогического коллектива к повышению профессионального мастерства.
Задачи методического дня:
• выработка единой педагогической позиции;
• создание условий для зарождения, оценки педагогического опыта;
• поддержка педагогов, создающих и стремящихся к реализации авторских разработок;
• использование разнообразных способов и организационных решений, форм для раскрытия творческого потенциала каждого члена коллектива.
Методический день включает в себя различные формы методической работы, в том числе:* « круглый стол»;
* семинар-практикум;
* открытые уроки;
* творческий отчёт;
* теоретический семинар;
* конкурс на лучшую разработку урока.
Структура зависит от:
1. традиций школы;
2. содержания проблемы или вопроса;
3. уровня компетенции администрации;
4. уровня компетентности коллектива.

Содержание этапов методического дня:
Подготовительный этап-

* Решение о проведении методического дня принимается на августовском педсовете.
* Заместитель директора по учебно-методической работе организует деятельность по реализации задач дня.
* Директор школы издаёт приказ « О проведении методического дня» и утверждении плана.
Основной этап-
* в рамках недели могут использоваться любые формы работы, обеспечивающие наиболее эффективную реализацию целей и задач методического дня.
Заключительный этап-* рефлексия может проходить в виде конференции, семинара, «круглого стола», панорамы достижений и т.п.
* разработка рекомендаций по обобщению и использованию методического дня.
Тема методического дня называлась так: «Развитие компетенций учащихся на основе использования активных форм обучения».
Всего было проведено 8 интегрированных уроков: химия и биология, ИЗО и музыка, музыка и ПУВВ, история и технология, казахская и русская литература, физика и математика, математика и казахский язык; 7 нестандартных уроков; 2 открытых заседания и психологический тренинг. Учителя 8 методических объединений приняли активное участие.
Выводы:
1. В ходе методического дня выявлена тесная взаимосвязь активных методов с содержанием, формами и средствами обучения в соответствии с личностно-ориентированным подходом.
2. В ходе учебной деятельности учителями осуществлялось формирование компетенций учащихся через постановку целей и использование различных методов мотивации.
3. Поставленные задачи в ходе методического дня реализованы полностью.

Рекомендации:
* Руководителям МО включить в план работы вопрос по коррекции деятельности учащихся;
* Осуществлять развитие познавательной активности учащихся путем использования различных форм дифференцированного обучения.

Используемая литература
Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования». Народное образование. – 2003-№2-с.58-64
Хасан Б.И. Статья «Развитие субъектов образовательной деятельности посредством формирования ключевых компетенций». Педагогика образования – 2004-№4-с.31-33
Эльконин Б.Д. Статья «Развитие образовательных компетенций на основе использования социального опыта». Научно-практический журнал «Завуч» - 2002 - №5-с.28-30
Категория: Опыт | Добавил: Люба (2011-10-12)
Просмотров: 6309 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-05-17, 12:30 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru