Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Оценивание для обучения и оценивание обучения
Статья «Оценивание для обучения и оценивание обучения»

Учитель химии и биологии
Актюбинской области
Алгинского района
Маржанбулакской средней школы
Хамзина Гульжан Минуллаевна.

«Наиболее значительным изменением в жизни человека является изменение отношения. Правильное отношение производит правильные действия»
Уильям Джонстон

«Не случайно термин «оценивание» происходит от латинского слова, обозначающего «сидеть рядом», поскольку характерным признаком оценивания является то, что один человек тщательно наблюдает за тем, что говорит или делает другой, либо, в случае самооценивания, размышляет о своих собственных знаниях, понимании или поведении. Данное предположение касается всего спектра оценивания: от официальных тестов и экзаменов до неформального оценивания, проводимого учителями в классах сотни раз в день. Несмотря на это форма, которую принимает оценивание, может быть разной: одни тесты проводятся карандашом в руках и бумагой, в то время, как другие основываются на постановке вопросов в процессе обычного общения в классе. Все виды оценивания имеют одинаковые общие характеристики, и включает в себя:
• Наблюдение;
• Интерпретацию полученных данных;
• Заключения, которые могут использоваться для определения дальнейших действий» (Руководство для учителя стр.173)
Если рассказать об оценивание для обучения или формативом оценивание из серии последовательных уроков в моем экспериментальном классе, проведенные по программе Кембриджского университета то можно сказать следующее: на первом уроке «Строение и функции нервной системы» оценивание, как и на последующих уроках проходило в стадии рефлексии где учащиеся, на отдельных бланках выставляли оценки. На данном уроке на этапе Рефлексия учащиеся на отдельных бланках самооценивали свои знания за урок. Взаимооценивание было проведено учащимися по выполненной лабораторной работе. Здесь в основном показали работу сильные учащиеся по составлению критериев оценивания. Например, сильная ученица составила следующую таблицу из пяти критериев оценивания:
Таблица №1
№ Вид критериев оценка
1 Эстетический вид
Чистота
2 Рисунок
Красочный
Завершенный
Понятный
3 Запись в рабочей тетради
Заполнение всех граф таблицы
Соблюдение правил заполнения
Полнота раскрытия работы
4 Выводы
Полное раскрытие работы
5 Итоговая оценка
При этом, выделив четыре критерия, записала к ним дополнительное описание для полноты оценивания. Проверив записи в тетрадях в своей группе, ученица добросовестно отнеслась к данному виду работы, указав каждому члену группы на их ошибки при этом, не забыв поощрять за правильно выполненную работу. Чем приятно меня удивила и порадовала.
Вторая группа составила четыре критерия и работу взаимооценивали в парах. Критерии имел следующий вид: Таблица №2
№ Вид критериев оценка
1 Чистота
2 Рисунок
3 Вывод
4 Итоговая оценка
Наблюдая работу в группах можно сказать следующее: в первой группе сильный ученик взял на себя роль учителя и проверил работу всех членов группы. Критерии были составлены обдуманно. Ученик объяснил своё оценивание. Учащиеся в данной группе были согласны и претензии не имели. Во второй группе одна из учениц была не довольна выставленными ей оценками, но сама по строгости оценила участников группы.
Если говорить об оценивание учителя, то начиная с первого этапа урока я оценивала каждый этап урока: работу в группе, индивидуальную работу, работу с текстом, тест, мини – рассказ, записи в приеме «Ассоциация», ответы на вопросы «ромашки Блума» который показал в какой степени каждый ученик освоил тему урока.
То есть в первую очередь я наблюдала за ответами учащихся и их действиями, сделала для себя выводы, по критериям оценивания учащихся основываясь на полученных данных, я выставляла оценку учащимся.
На втором уроке «Отделы нервной системы. Строение спинного мозга» самооценивание проходило в бланках рефлексии, где учащиеся оценивали себя и работу учителя по пятибалльной системе. Также описали свои впечатления об уроке. При самооценивание сильные ученицы поставили себе оценки пять, учащиеся со средней и слабой успеваемостью поставили оценку четыре. Взаимооценивание проходило по презентации и тестированию. Учащимся был предоставлен пустой бланк для оценивания, в который сами учащиеся должны были вписать критерии для оценивания презентации. Лидеры групп взяли на себя роль руководителей процесса. Вторая группа составила четыре вида критерия и более серьезно отнеслась к процессу оценивания постера. В оценивание первой группы сыграли факторы личных взаимоотношении учащихся, и итоговая оценка исходила из личных симпатий. Дифференцированное тестирование оценивалось в парах. Оценивая данный урок, я учла также поэтапную работу учащихся и результаты тестирования. По этой причине я использовала прием «Райтинг» оставив самооценку ученика для того чтобы ученик не потерял интерес к уроку и свою оценку, оценку учителя с коментариями, чтобы потихоньку подвести учащихся к адекватному оцениванию своих знаний.
На третьем уроке «Строение ствола головного мозга. Мозжечок» учащиеся самооценивали свои знания в рефлексии и взаимооценивали по презентациям. Здесь уже стало заметно улучшенное взаимоотношение учащихся в классе, так как вторая группа, оценивая первую по всем критериям, четко и ясно изложив все плюсы и минусы в работе, поставив оценку четыре за все разделы и при этом итоговую оценку поставили «5». Также поступили учащиеся из первой группы. В рефлексии учащиеся со средней успеваемостью оценили свои знания по уроку на четыре и пять. Завышенной оказалась оценка у слабого ученика.
Четвертый заключительный урок «Большие полушария головного мозга» где учащиеся оценивали себя в рефлексии и взаимооценивали по итогам тестирования. На данном уроке я выставила учащимся суммативную оценку. В конце каждого урока учащиеся показывали свое отношение к уроку на «Экране настроения» с помощью смайликов. Размышляя как во время практики в школе, так и после я пришла к такому выводу: педагог, не изменивший свою точку зрения на процесс обучения, действительно ничего не сможет изменить, а научить тем более.
На личном опыте работы я убедилась, пойдя курсы по Программе Кембриджского университета. На курсах я столкнулась со следующими вопросами, каким должен быть идеальный ученик, какого ученика можно считать успешным, как оценить успешность обучения ученика и.т. д. данные вопросы заставили меня задуматься.
Пройдя практику в школе, много работая со своими детьми, я поняла следующее: успешным может быть тот, ученик который смог преодолеть свои страхи и неуверенность, тот который с удовлетворением идет домой после урока и с нетерпением рвется в школу.
А идеальным ученик будет тогда, когда ученик удовлетворенный своей деятельностью и собой будет считать себя счастливым от полученных знаний и достигших результатов.
Оценить успешность обучения оказалось сложным процессом в моей практике. Ведь балльная система меня не удовлетворяла в том смысле, что не давала точного результата при оценивании. При проведении практики в школе я часто использовала прием «Райтинг». В данном виде оценивания я просила выставить учащихся самооценку себе и ставила рядом свою оценку за урок. Данный метод был эффективным в начале, после чего учащиеся стали оценивать себя завышено. После этого предложила учащимся бланк взаимооценивания по каждому этапу урока и вывести итоговую оценку, данный прием оказался эффективным в группах с сильным лидером и руководителем процесса а в группе где такие лидеры отсутствовали оценивание оказалось не эффективным, учащиеся ставили друг другу завышенные оценки и при этом играла роль взаимоотношения в группе. Пришлось разделить учащихся по группам, так чтобы в группе оказались ученики, которые не общались друг с другом, но совместная работа в группе и диалоговое общение сыграло важную роль, что при взаимооценивание в парах также наблюдались высокие оценки за урок. Пришлось искать новые методы оценивания. Одни виды оценивания оказались долгими в подсчетах, другие не раскрывали успешность оценивания в полученных знаниях третьи не подходили для данной возрастной категории. Пришлось пересмотреть несколько вариантов оценивания. И пришла к собственному решению данной проблемы. На одном из уроков я предложила учащимся самооценить себя за урок, далее передать бланк каждому участнику группы для взаимооценивания по каждому этапу урока. После этой процедуры учащимся нужно было ознакомится с «Зеркальным журналом» как я его назвала, и обсудить в группе свои оценки и произвести корректировку оценивания.
Вот только после такого приема работы мне удалось научить моих учащихся быть гуманным в оценивание не только к себе, но и к окружающим при этом быть честным и справедливым со всеми, несмотря на взаимоотношения.
Конечно, работа занимает много времени, но пара таких работ и результат гарантирует успех.
В использование модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения» я поняла как много факторов как социальных, когнитивных и эмоционально-психологических играет немаловажную роль в данном виде обучения. И при этом нужно его использовать так чтобы процесс обучения не навредил, а повысил мотивацию к обучению, привел к позитивному отношению, как к учителю, так и к одноклассникам при этом ученик должен себя чувствовать защищенным, удовлетворенным и успешным.
По итогам четырех уроков я составила критерии и выставила суммативную оценку в следующем виде как изображено в таблице № 3
Таблица №3
№ Имя ученика

Критерии Костя Дима Фамиль Лена Зарина Сауле Гена
1 Работа в группе.
Умение работать сообща, разделение обязанностей,
выполнение правил группы, 4 3 3 5 5 5 5
2 Работа с текстом
Понимание текста, умение выделять главное, делать выводы, анализировать прочитанное, умение объяснить прочитанное. 3 3 3 5 4 5 4
3 Работа с презентацией.
Оформление презентации, участие в работе и защите,
раскрытие темы презентации, умение делать вывод, анализ. 4 3 3 5 5 5 4
4 Результат теста 3 3 4 4 4 4 -
5 Лабораторная работа 3 - 3 5 4 4 4
6 Работа с дополнительным материалом: интернет, сотовый телефон, дополнительная литература 4 3 4 5 5 5 5
7 Диалог
Умение высказывать свои мысли, строить ответ, рассуждать, красиво говорить, понимание темы. 3 4 3 5 4 5 4
8 Домашнее задание. 3 3 3 5 5 5 5
Итоговая оценка 3,38 3,14 3,25 4,88 4,5 4,75 3,88



Я считаю, что именно оценивание самих учащихся своих знаний и знаний одноклассников, играет важную роль в их пересмотре взглядов на обучение. Изменился мир, появились новые технологии в обучении, изменился ученик, который может сам себя оценить, умеет оценивать других. Данный вид оценивания создает ситуацию успеха и может мотивировать учащихся пересмотреть свои взгляды на оценивание. Ведь оценка как со стороны учителя так и со стороны ученика может обучить, направить, стимулировать при этом эмоционально настроить или наоборот по этой причине необходимо знать среду в которой ты находишься и уметь оценить учащего так, чтобы перечисленные направления оценивания вызвали позитивный стимул у учащихся. Оценка это неотъемлемый компонент в учебном процессе, оценка это регулятор и показатель результата не только учащихся, но и учителя. Для позитивного оценивания я выбрала различные виды рефлексии, а в них отметила стратегии оценивания. Рефлексия позволила сформировать адекватную самооценку у учащихся, умение высказывать свои мысли.
«Лишь те, кто учатся, способны научиться и в этой связи для того, чтобы улучшить свое обучение, им необходимо реагировать на информацию, полученную в результате обратной связи» (Руководство для учителя стр. 175)
Ведь действительно, по какой программе мы учителя не работали и не обучали учащихся, обратная связь нужна всегда. И она остается актуальной и в Программе Кембриджского университета.
Работая по Программе Кембриджского университета, наблюдала позитивное отношение к взаимооцениванию, у учащихся появилось стремление к учебе. Ценность формативного оценивания в данной программе это то, что каждый ученик самооценивается и взаимооценивается. Для учащихся это стимул для дальнейшей работы и дальнейшего профессионального обучения.
«Оценка деятельности и поведения ребёнка только тогда играет позитивную роль в воспитании, когда оценка результатов деятельности отделена от оценки личности ребёнка». Именно эти слова педагога-гуманиста Ш.А. Амонашвили и можно считать ключевыми в стратегии позитивного оценивания.
В начале первого этапа «Лицом к лицу» модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения» явился, по моему мнению, сложным для осуществления его на практике. Оказалось, что слова Арнольда Беннета «Потому что это кажется трудным для вас, не означает, что это невозможно для кого бы то ни было ещё» оценивание оказалось любимым этапом урока для моих учеников. Они смогли понять то, что я возможно считала не приемлемой для их понимания и их возрастной категории.
При применении приема «Зеркальный журнал» необходимо научить учащихся работать в группе. Ведь группа – это объединение, объединившихся вместе людей для совместной работы достижения определенной совместной цели. При этом эффективность группы зависит от слаженной работы и личных качеств самих участников группы. А эффективность оценивания по «Зеркальному журналу» будет в том случае, когда работа в группе будет сплоченная, учащиеся умеют самостоятельно работать, будет присутствовать коммуникабельность в отношениях, которая приводит к высоким результатам группы.
При использовании семи модулей в процессе обучения результатом работы в группе является гуманное мировоззрение на оценивание своей деятельности так и деятельности окружающих его людей. Совместная работа в группе с психологической стороны хорошо влияет на каждого ученика.
Организация групп и работа с группами учащихся на практике показали мне, что важно предлагать учащимся выбор в обучении, самоорганизацию в работе. На определенных этапах обучения мои ученики стали предлагать идей как изменить определенный вид обучения, что в итоге привило к хорошим результатам и к успешному оцениванию. По программе Кембриджского обучения в центре обучения должен находиться ученик. По этой причине хочу закончить свою работу следующими словами Питера Клаина: «Везде, где это только возможно, учащимся должен предоставляться выбор, они сами должны нести ответственность за свое обучение»

Использованная литература:
1. Руководство для учителя(3) 2012г

Источник: http://Руководство для учителя(3) 2012г
Категория: Опыт | Добавил: Колибри (2013-01-31) | Автор: Хамзина Гульжан E
Просмотров: 16529 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 3.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-05-07, 6:30 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru