Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Читающие дети - будущее страны

Недавно работники Республиканской детской библиотеки им. С.Бегалина провели конференцию   «Читающие дети – будущее страны», участниками которой были не только казахстанцы, но и представители других стран.
Мы предоставляем вашему вниманию доклад на конференции директора библиотеки С. К. Раевой и надеемся, что тема «читающих детей» будет продолжена и в других номерах нашего журнала. Ждем ваших откликов!

 «Дети мои,  утешение сердца моего!» – так обращался  к  детям,  к потомкам  великий  сын  казахского народа Абай.  Ученый, просветитель,  он всегда выступал мудрым наставником молодежи. Памятуя народную поговорку «Хорошие дети – радость, плохие – горе»,  в своих беседах с молодыми людьми и родителями  Абай вел их по сложному пути воспитания, где главными считал знания и книги.
В своей знаменитой не только на Востоке «Книге слов»  он пишет: «Ребенка, имеющего  стремление к знаниям, можно считать человеком, можно питать надежду на то,  что он будет стремиться... понять себя и окружающий мир, что он научится приобретать добро, не поступаясь честью, и будет избегать зла... Без науки нет блага ни на том, ни на этом свете... Развращенные сызмальства дети не могут иметь интереса к знаниям, религии, почтения  к своим наставникам».  
Насколько  актуальны слова этого великого человека и сейчас, почти два столетия спустя, знают педагоги, знаем  мы, работники библиотек,  ежедневно встречающиеся с детьми и подростками.
Дети и подростки – особая часть населения,  которую   закономерно выделяют в отдельную категорию читателей, стремясь  максимально помочь становлению  растущей личности, привитию ей качеств настоящего человека и гражданина своей страны.
Когда-то Антуан Сент-Экзепюри сказал замечательные слова: “Быть человеком – это чувствовать свою ответственность... Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир”. 
Это в полной мере относится к работникам детских библиотек.  Ведь подрастающее поколение  определяет контуры будущего страны.  Значит, мы, помогая детям определиться в мире книг, героев и характеров, “кладем  свой кирпич” в их нравственное, патриотическое воспитание и тем самым помогаем строить новый мир в независимом обществе.  И мы, наравне с семьей и школой, ответственны за будущее поколение, за их гражданскую позицию. Вперед вырываются те государства, те нации, где выше уровень образованности, степень накопленных знаний и их использования.
Неслучайно Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев в ежегодном послании народу не раз подчеркивал, что процветание нашей страны напрямую связано с ростом  интеллектуального потенциала нации, что развитие чтения и грамотности – одна из важнейших задач государства.  Это прежде всего относится к подросткам и молодежи.
Когда-то “самая читающая страна”, в годы лихолетья мы растеряли  большую часть библиотек,  взрослых и детских,  и среди взрослого населения число тех, кто вообще не читает, скоро перекроет рубеж  в 50 процентов. Лишь 17%  казахстанцев можно отнести к активным  читателям. А среди тех, кто читает, деловое чтение занимает ведущее место.
“Когда не читает один человек – это его трагедия, если не читают миллионы людей – это проблема всей нации”, - сказал как-то известный поэт Иосиф Бродский.  Как актуальны эти слова сейчас!
А особенно большую проблему представляет детское чтение.  К нашему всеобщему сожалению,  за последние 15 лет у нас сформировалось целое поколение, которое незнакомо с серьезной литературой. Это как раз наша категория – дети, подростки и молодежь.         
Современные дети в большинстве своем  тянутся к книге  реже, не любят читать, не воспринимают общение с художественной литературой как жизненную необходимость. Чтение  фундаментальной  классической  литературы   многими подростками воспринимается как “тяжелый труд, старомодное занятие”. Некоторые  убеждены, что в век телевизоров и компьютеров чтение не так уж и необходимо, мол,  время нынче слишком дорого, чтобы тратить его на сидение с книгой. Нынешние дети читают другую литературу и по-другому. К великому сожалению, в нашей стране не проводились сравнительные исследования читательской активности.
По статистическим данным,  28,5% населения Казахстана составляют дети и подростки до 16 лет,  17,5%  –  молодые люди юношеского  возраста – это более пяти миллионов человек.  И в то же время  на сегодняшний день  читателей – детей – немногим более 34%. Что же мы, взрослые, упустили в работе с этой категорией населения? Как  можно ограничить круг проблем, которые требуют нашего вмешательства и скорейшего решения?
1. Это прежде  всего недостаток внимания органов государственного управления к проблемам детского и юношеского чтения и воспитания вообще.
2. Слабая  законодательная и – очень слабая! – финансовая поддержка библиотек как центров социализации формирующейся личности.
3. Широкое распространение получает “коммерческое чтение”, основанное на насилии и жестокости, а также “легкое чтение”, не требующее серьезной  работы  ума и сердца  и базового образования – это  фэнтези, дамские романы, детективы, то есть книги-однодневки, которые забываешь сразу после  прочтения. 
4. У отечественных СМИ отсутствует интерес к проблеме чтения. Кинофильмы и ТВ-сериалы, основанные на литературных произведениях,  стремительно занимают традиционную “читательскую” нишу в сознании подростков, молодежи и создают иллюзию знания литературы: зачем читать книгу, если можно посмотреть экранизацию?  Но разве могут они заменить книгу, чтение которой вызывает сопереживание, сочувствие, соучастие!  Заменяя чтение книги различными сериалами и “дешевыми” детективами, мы  просто оглупляем детей.         
5. Отсутствуют публикации о книгах.  Сегодня редко можно встретить в газетах и журналах книжные рецензии и обзоры, написанные профессиональными критиками. Сказывается отсутствие  полномасштабных серьезных исследований проблем чтения, литературы и книг с точки зрения социологии, психологии. Эти проблемы мало интересуют отечественные СМИ и общественные организации.
6. К сожалению, в  Казахстане нет современных авторов, пишущих для детей и юношества.
Книга как элемент воспитания не теряет своего значения при любых обстоятельствах, времени и места. Сегодня, как никогда, необходимы книги, помогающие формировать у детей адекватное отношение к собственному здоровью, социальный иммунитет к вредным и опасным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков и курению. Большой дефицит ярких иллюстрированных изданий, доступных каждой семье.
Эти проблемы обсуждались  на международном Конгрессе чтения «Читающее общество – основа конкурентоспособности страны»,  который проходил в апреле 2007 года в г.Астане – столице Казахстана.  На конгрессе отмечалось, что книга – двигатель прогресса, на форуме «Библиотечная столица» (в рамках конгресса) был презентован проект  программы «Читающий Казахстан».   Но самое главное – на конгрессе приоритетным направлением обозначено детское чтение.  
Это напрямую связано с осознанием возрастающей роли грамотности, качества информации, книжной культуры – и в более широком смысле – культуры чтения.
Еще ранее – с 2004 по 2006 годы – в республике была принята государственная программа  “Культурное наследие”, направленная на  воссоздание крупнейших историко-культурных, археологических и архитектурных  памятников, создание  целостной системы  изданий культурного наследия,  на подготовку и выпуск  серийных  изданий  национальной и мировой научной  мысли, культуры,  литературы.  Библиотеки в этой программе  как общедоступный  бесплатный канал получения информации вносят большой вклад  в просвещение населения.
Опыт мировой цивилизации показывает, что без чтения нет человека,  нет личности. Именно книга стала тем незаменимым инструментом, который помогает сформировать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности, овладеть информацией, накопленной веками, развить фантазию, научить думать, оценивать собственные и чужие поступки.  Именно книга, литература учат думать, учат жизни, благородству, доставляют эстетическое наслаждение, превращают часы скуки и безделья  в увлекательную возможность перенестись в другие миры, в другие времена.
“Книга – это волшебница.  Книга преобразила мир. В ней память человеческого рода, она – рупор человеческих мыслей. Мир без книги – мир дикарей”, – эти слова писателя Н. Морозова  актуальны сейчас, как никогда. 
Пока же проблема чтения отдана на откуп библиотекарям и  школьным учителям, а не является проблемой  семьи  и широкой общественности.  
Именно библиотеки сегодня – пожалуй, единственный бесплатный институт, который открыт для юного  населения страны.  В первую очередь  они – главные и активные помощники школе, образовательному процессу, причем для многих библиотек такая деятельность стала доминирующей. Хотя понятно, что детские библиотеки не должны подменять школьные.
В настоящее время принято рассматривать библиотеку как информационный центр. Многие, идя по этому пути, забывают о том, что юные читатели – совершенно особая категория. В работе с ними главной задачей было, есть и будет формирование Читателя, воспитание у него любви к книге как к уникальному виду деятельности и состоянию души. Именно библиотеки должны помочь детям понять огромное количество приятных вещей, которые можно получить от чтения.
Книги открывают новые миры. И библиотека играет роль стимулятора интереса к чтению у ребенка с самого раннего возраста, поскольку в наш век полноценным читателем   надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени. Каким же способом приблизить книгу  к читателю, как заинтересовать его чтением, как облегчить выбор хороших книг?
Основа всего этого – поворот к личности ребенка, то есть улучшение индивидуальной  работы на принципах педагогики сотрудничества, сотворчества, личное общение  с юными читателями,  при котором каждый ребенок выступает как равноправная личность, равноправный партнер, хотя инициатором общения является библиотекарь.
Внедрение активных, нетрадиционных, новых форм массовой работы, игровых, дискуссионных, клубных.
Развитие содружества библиотеки и семьи, ведь рождение ребенка как  читателя происходит в семье, и выработать у него потребность в чтении невозможно без ее участия.
Использование особых форм, способов и средств для стимулирования желания у читателей посещать библиотеку  систематически. Важно, чтобы в годовом плане присутствовал читатель, его голос, возраст, работа с творчеством  конкретного автора и  конкретной книгой. Все формы наглядной, индивидуальной и массовой работы должны быть ориентированы на интересы, запросы и потребности конкретного читателя.
Три составляющие – Семья, Школа, Библиотека – создают окружение, формирующее читающего человека XXI века.
В этом плане наша библиотека работает в тесном контакте со школьными библиотеками. Ведь у нас общая задача – давать знания, чаще всего за пределами учебника, заботиться о  широком культурном кругозоре подрастающего поколения.
На базе  нашей библиотеки создан “Информационно-образовательный центр” для библиотекарей и преподавателей. Это своеобразная школа повышения квалификации. Ежегодно по два-три раза в год  проводятся   семинары для  школьных библиотекарей. На них мы рассматриваем разные вопросы, например, “Детское чтение на современном этапе”,  “Пути взаимодействия ГДБ и школьных библиотек”, “Воспитание патриотизма и гражданственности  детей средствами литературы”. Уже в этом  году  на семинарах поднимались темы: “Читающие дети – будущее страны” в рамках  объявленного ЮНЕСКО Года литературы и чтения, “Язык есть исповедь народа” – объявленного в СНГ Года родного языка.  На такие встречи приглашаются писатели, общественные деятели, библиотекари знакомятся  с интерактивными формами работы с читателями-детьми,  участвуют в мероприятиях, подготовленных сотрудниками библиотеки.
В текущем году на занятиях нашей школы появилась еще одна категория работников образования – работники дошкольных учреждений. Ежемесячно мы встречаемся с разными категориями работников детских садов – заведующими,  воспитателями, методистами, музыкальными работниками, и главная тема встреч – знакомство с детской литературой, проведение разнообразных мероприятий, праздников  с дошкольниками.
Библиотека располагает богатым фондом  различных изданий и методических  материалов для  руководителей детского чтения,  в эту категорию входят, кроме работников школ и дошкольных учреждений, студенты профильных факультетов вузов  и  колледжей. Для них мы создали и постоянно пополняем тематические папки – досье по различным направлениям работы – их  сейчас около 120. Так что с системой образования  у нас самая тесная связь.
Можно очертить, может быть,  главный  круг задач библиотек на современном этапе: воспитание литературного и эстетического вкуса,  работа с родителями, возрождение  семейного чтения, укрепление  взаимосвязи  старшего и юного поколения.   Ведь главной миссией библиотеки была  и остается всемерная поддержка и развитие чтения как основы развития личности.
Неслучайно несколько столетий  назад великий философ  Д.Дидро был убежден: “Люди перестают мыслить, когда перестают читать”.
А замечательный  педагог прошедшего столетия Сухомлинский считал:  “Одной из истин моей педагогической веры является безграничная вера в воспитательную силу книги.  Школа – это прежде всего книга. Воспитание – прежде всего слова, книга, живые человеческие отношения. Книга – это могучее   оружие. Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека”.
“Душа  подростка обязана трудиться”,  только вот заставить душу трудиться –  задача  неимоверно  трудная.
Нелегко привить детям любовь к книге и при этом  научить ребенка читать правильно, понимать смысл прочитанного.  Психологи считают и международные исследования подтверждают, что нельзя воспитать читателя только на обязательной программе чтения в школе, без досугового чтения ребенок не становится человеком читающим.  Читать детей нужно научить к 9 годам. Если же ребенок не стал активным читателем к 10-12 годам,  то полностью потом восстановить этот пробел он практически не сможет.  А если не сделать этого профессионально, то  ребенок не станет креативной творческой личностью.  
И в этом  семья, а не школа является наиболее важным образовательным учреждением,  и самые важные наставники в чтении – родители, а не учителя.
Чтобы привить ребенку любовь к чтению,  необходимо  возродить и организовывать клубы семейного чтения,  нужно научиться вместе волноваться, научиться  переживать вместе с героями книг.  Семья – это первый и наиболее важный институт, влияющий на приобщение детей и подростков к чтению. Родители передают детям представление о том, что такое хорошее и плохое чтение.  При отсутствии близкого человека, увлеченного чтением, ребенка трудно заставить взять книгу самому. Если у родителей отсутствует культура чтения, дети также формируются вне ее.
Неслучайно  в одном опросе дети написали: “Воспитание – дело семьи, а родители не читают сами”. Подросток должен ощущать, что жизнь его родителей немыслима без книг, – тогда и  в его жизнь они войдут. Никогда не будет читать  тот ребенок, в семье которого нет книг вообще.
Красноречиво высказывание Цицерона: “Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души”. 
Привитию любви к чтению очень поможет семейная  библиотека.  Пусть она будет  не очень большой, но, главное, не случайной.  Ведь это просто здорово, когда книга имеет свою историю!
О путях возрождения семейного чтения  мы говорим на постоянно действующих  Родительских  собраниях  при нашей детской биб-лиотеке им. С. Бегалина, которые библиотека проводит совместно с городским Управлением образования.   “Школа гражданского образования  для родителей”, по сути, является университетом народной педагогики.  В помощь родителям и руководителям детского чтения  в Год семьи в Казахстане (2006 год) мы  подготовили и издали методическое пособие “Очаг, согревающий душу” на казахском и русском языках, “Семья – надежнейшее благо...” По тому, каким спросом пользуется этот материал – их пришлось переиздавать, – мы поняли, что “зерна падают в благодатную почву”.   
Другая задача родителей и руководителей детского чтения – сделать летние каникулы не только развлекательными, но и полезно-увлекательными – чтением  интересной книги, с  литературными играми и т.д. 
Для этого ежегодно в отделах обслуживания библиотеки разрабатываются программы летнего чтения.  В 2007 году они назывались  “Мир начинается с тебя”, “Сказочная азбука приглашает”. В текущем году – “Журналы, газеты читай – мир узнавай!” (по пропаганде периодики),  “Любимые книги читая, профессии мы выбираем”. В программы летних чтений включается  комплекс  разнообразных занимательных форм работы с книгой: викторины, кроссворды, конкурсы. Презентация программ летнего чтения проводится в начале летних каникул, а подведение итогов и определение победителей – в начале учебного года.
Библиотека – один из центров сосредоточения национальной и мировой культуры.  Одновременно она является частью культурной среды своего города, страны.  Через любовь к своему краю, к его истории,  через патриотические чувства возможно воспитание духовности в юном читателе. Именно эту цель мы ставили перед собой,  проводя  республиканский конкурс сочинений  “Времен связующая нить (История Отечества – через историю семьи)”, посвященный 15-летию независимости Казахстана.  Несмотря на то, что тема была  довольно сложной, нас удивило и порадовало, что в нем приняли участие ребята из всех регионов республики. Только на заключительном  этапе в республиканский оргкомитет  поступило более 500 сочинений на казахском и русском  языках.  
В работах ребят – искренние размышления-исповеди о трудном пути страны к свободе и независимости, о том, как порой больно отразились события истории на судьбе родных и близких,  но страна  и народ неразделимы, и счастье страны  – в их руках, в руках подрастающего поколения.   
Наша библиотека – член многих ассоциаций, фондов. Особенно полезной и нужной мы считаем работу с Департаментом по защите прав детей – ведь дети, как никто другой, порой нуждаются в защите и поддержке взрослых.  Особенно это касается детей-сирот, воспитанников детских домов и интернатов. С этой категорией детей  сотрудники библиотеки постоянно  проводят встречи, презентации, акции помощи и поддержки.
Своеобразным  подведением итогов работы за год является праздник Книги и Чтения среди самых преданных читателей – “Ночь в библиотеке”.
Мы провели его уже дважды, нынче готовим “Ночь в библиотеке-3”. В прошлом году дети и взрослые гости совершили полное “опасных приключений” путешествие на ночном экспрессе  из Казахстана в Россию, Великобританию, Японию, Германию, Францию, разучивали стихи и песни той или иной страны, знакомились с их достопримечательностями, мастерили сувениры, готовили выступления. “Ночь в библиотеке” становится традиционной, удивительной и неповторимой.
Комплектование фондов,  информатизация библиотек – база для завоевания и поддержания авторитета у читателей.  Ведь состояние библиотечных фондов, наличие современных информационных технологий напрямую влияет на решение острейшей проблемы – сохранение и увлечение книгой детей и подростков.
При комплектовании фондов нам помогает то, что библиотека является членом Ассоциации книгоиздателей и книгораспространителей Казахстана, поэтому в меру своих возможностей  мы  стараемся  влиять  на планы различных издательств  по выпуску детской литературы, проводим презентации лучших изданий.
Иногда суждения детей  могут оказать  помощь в работе библиотекарей. Например,  компьютер – друг или ...?  Увлеченность компьютером нас не всегда  радует, поскольку из вспомогательного современного средства он превращается во властелина дум и времени юных граждан, отучает думать  самостоятельно,  а при чтении художественной литературы  теряется чувство языка, художественности и эстетической манеры автора.
Очень интересно прошло в нашей библиотеке  «судебное заседание» “Компьютер и книга – сотрудничество или противостояние?” Не столько сам вопрос, а размышления ребят, их умение    аргументированно приводить свои  доводы   для организаторов  представляли  интерес.  И было приятно видеть, что мнение большинства  ребят  сходится на  выборе книги, ее приоритете перед электронным  табло: признавая преимущество компьютера во  всем,  они уверены, что только книга дает полное ощущение чтения,  сопереживания и т.д.
Итак, сегодня перед нами ребенок,  подросток,  молодой человек – фигуры достаточно противоречивые.  По результатам различных, проводимых в библиотеке исследований, мы знаем, что   они  могут заявлять:  “чтение устарело”, “книг действительно интересных мало”, на уроках литературы “сплошное занудство”.
В то же время  они не отказались бы от совета и толковой помощи, и наша задача – быть на уровне требований подростка в современном сложном информационном мире,   сделать все, чтобы включить детей в книжную культуру.       
Свое выступление я хотела бы закончить строчками о нас, нашей альма-матер, которые  от души написал кто-то из наших коллег.  Пусть они по форме  не очень поэтичны, но по содержанию – что надо, отражают суть  нашей работы!
Как велико твое предназначенье
С древнейших лет и до скончанья века!
Собранье мыслей ты и знания свеченье,
Хранительница книг – библиотека!
"Учитель Алматы", № 4, 2009 г.
Категория: Опыт | Добавил: collegy (2009-04-13)
Просмотров: 4530 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-27, 6:09 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru