Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Научная кафедра

Управление профессионализмом учителей через диагностику.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Управление профессионализмом учителей через диагностику.

Исмаилова Б.М.- замдиректора, учитель русского языка и литературы ССШ № 2 по УВР г. Актобе

Изменения политической, экономической и социальной обстановки в нашей стране не могли не повлиять как на профессиональный менталитет учителя, так и на доверие родителей к эффективности различных типов учебных учреждений. Поэтому сейчас, особенно со стороны родителей наблюдается необыкновенная активность в плане поиска тех учреждений, которые могут дать достойное образование их детям.
В связи с этим возрастают требования к профессиональной подготовке учителей, к формированию творчески работающего коллектива, т.е.
- совершенствованию работы методобъединений, кафедры;
- организаций освоения современных образовательных технологий и диагностики качества обучения;
- организации публикации творческих работ учителей;
- проведению семинаров по обмену опытом;
- стимулированию творческих поисков учителей.
На основе диагностики профессиональной компетентности мы строим анализ всей учебно-воспитательной работы, получаем богатейшую информацию для размышления и дальнейшего определения направлений и перспектив профессионального роста. Диагностика успешности учителя позволяет оптимально решать проблему аттестации учителя, поскольку максимально устраняет субъективизм и предвзятость оценок администрации школы. Диагностика успешности проводится для осуществления коррекции, консультации, адаптации и поддержки учителя.
Педагогическая диагностика обеспечивает научный подход к организации работы с кадрами, их профессиональному развитию и саморазвитию. Проведение диагностики и особенно самодиагностики педагогической деятельности направлено на овладение каждым учителем навыками самоанализа, самооценки. Это позволяет перевести работу с педкадрами в режим активного саморегулирования и самокоррекции.
1-2 теста не могут дать достоверно информацию, поэтому мы используем разнообразные, подтверждающие друг друга методики, которые помогают создать школе ситуацию успеха для всех и каждого. Ряд методик был использован для диагностики профессинальной компетенции при проведении школой самоаттестации.
Психогеометрическии тест позволил определить учителей по уровню организаторских способностей.(таблица): хорошие организаторы, удовлетворительные, плохие.
Ежегодно проводится опрос по вопросам «Мои педагогические ошибки. Чем я могу поделиться с коллегами». Такая анкета дает возможность даже самому слабому учителю проявить и развить то, что у него лучше всего получается.
По запросам. Затруднениям учителей составляем планы ежемесячных методических семинаров. Их выполнение не навязанное сверху «мероприятие», а необходимые каждому помощь, поддержка. Создаются временные проблемные, творческие группы в МО.
В практике работы школы используется методика оценки работы учителя (МОРУ).
Методика направлена на выявление индивидуального уровня проявления
(демонстрации) учителем на уроке педагогических компетентностей (способностей).

Проводится анкетирование по вопросу «Факторы, стимулирующие и
препятствующие обучению, развитию и саморазвитию учителей».(диаграммы)
В периоде самоаттестации школы учителя сами оценивали свои
педагогические умения, оценку урокам давали учащиеся, родители,
администрация, руководители МО (таблица). Также были изучены
и оценены личные особенности и профессиональные
проявления учителя, педагогическое общение. На основе их был
составлен рейтинг учителей. Такая диагностика позволила выявить те качества учителя,
которые мешают эффективности его профессионально- педагогической компетентности,
и с учетом этого выстроить собственную программу профессионального и личностного
роста.
Большая предварительная работа по устранению недостатков способствовала успешной
аттестации школы со стороны Гор ОО. Методика "Критерии качественных результатов
деятельности учителя", разработанная Ю.К. Бабанским и другими, позволяет разделить
учителей по итогам учебного года на 3 группы:
1. Учителя , требующие усиленного внимания .
2. Учителя с установившимся стилем работы.
3. Учителя, работающие творчески.
По творческой активности учительский коллектив на протяжении ряда лет
занимает в городе 3-5 места.По степени креативности (способности к творчеству)
коллектив учителей дифференцируется:
1 группа - педагоги, нормально работающие в режиме функционирования.
2 группа - педагоги, ведущие небольшую опытную деятельность.
3 группа - педагоги, разрабатывающие новые технологии в рамках
традиционного содержания, образования, работающие по
индивидуальным программам.
4 группа - педагоги, работающие в экспериментальном режиме.

Чтобы управлять, нужно знать взаимоотношения администрации и
педагогов. При помощи анкеты "Мотивы трудового поведения"
определяем наиболее значимые для учителя и ведущие в
коллективе мотивы. Сравнивая выбор методов, ведущих в
коллективе с лично значимыми для самого учителя, мы убедились,
что в основном они совпадают. (Таблицы и диаграммы).
Анализ результатов позволил нам использовать при индивидуальной
работе с учителями следующие методы улучшения мотивации:
1. Экономические методы - премии.
2. Целевой метод. Постановка целей позволяет концентрировать
3. внимание и усилия на определенных направлениях.
4. Проектирование и перепроектирование работ (формальная и специфика
действий, относящихся к работе педагога).
5. Соучастие педагогов:
А) учет их мнения при решении проблемы;
Б) целенаправленные и систематизированные попытки выявит и
использовать опыт отдельных работников и всего коллектива;
Г) совместное принятие решений;
Д) действенное делегирование прав;
Е) совместное выявление проблем и соответствующих действий;
И) возможность создать надлежащие условия и установки.
Проанализировав анкету "Оценка потребностей в развитии и
саморазвитии", по школе получили следующие результаты:
Активное развитие у 89,4% учителей.
Развитие сильно зависит от условий у 10,6% учителей.
Отрадно, что в коллективе нет ни одного учителя с остановившимся
развитием. Также осуществляем опрос для оценки реальной ситуации в школе и
необходимости изменений по вопросам:
1. цели образования и воспитания;
2. организационная структура;
3. микроклимат;
4. результаты учебного процесса.
Анкетирование, проведенное в марте 2002 года дает возможностям в общ. плане на новые учебные года, учесть пожелания учителей по планированию внутришкольного контроля.
В работе с учителями важен индивидуальный подход к каждому, так как эффективность и продуктивность зависит как от индивидуальных особенностей работников, так и от того, насколько мы удачно используем сильные стороны профессионально-личностного потенциала педагога.
Методсовет уделяет большое внимание управлению профессиональной карьерой учителя, т.е. склонностью его реализовывать себя, своих возможностей на работе.
Удовлетворять потребности кадров в профессиональной самореализации и одновременно решать эти вопросы в интересах школы позволяет планирование карьеры. План продвижения учителя составляется индивидуально по рекомендации администрации школы. Основанием для составления плана карьеры служит наличие следующих показателей:
А) мотивация самого учителя на карьеру;
Б) качественный и эффективный труд в течение ряда лет;
В) профессиональная компетентность и эрудиция учителя;
Г) надежность учителя и его лояльность в отношении школы;
Д) деловая и психологическая пригодность к планируемой в дальнейшем деятельности.
Схематично планирование карьеры можно представить в виде таблицы «Особенности профессионального роста и развития педагогических кадров».
При составлении плана карьеры учитываем:
А) продвижение учителя до того момента, с которого начинает планироваться его карьера;
Б) мотивационную направленность самого человека;
В) возможность представления должности в школе;
Г) пути развития способностей учителя;
Д) систематическую оценку и контроль над результатами обучения и продвижения учителя по ступеням запланированной карьеры. (Планы карьеры, лист карьеры, планирование самообразовательной работы прилагаются)
Результаты плана карьеры, как и плана самообразования, оценивают руководители МО, завучи, директор (если планируется на руководящую должность).
Оценку результатов работы даем в письменной форме с записью в протоколе МО, метод совета.
Таким образом, диагностика успешности учителя позволяет администрации школы:
- использовать каждого учителя с максимальной отдачей, определив ему место в соответствии с его способностями и возможностями;
- организовать процесс повышения мастерства на индивидуальной и дифференцированной основе;
- снять психологическую напряженность педагога переводя контроль за его деятельностью на стимулирующую основу;
- более эффективно использовать механизм морального и материального стимулирования;
- повысить аналитическую культуру учителей;
- осуществлять, совместно с другими мерами, перевод школы в режим развития.
Внедрение в управленческую деятельность диагностики успешности учителя способствует демократизации процесса управления.

Категория: Научная кафедра | Добавил: ДЖИЛ (2010-01-07) | Автор: Исмаилова Бикас Молданиязовна E
Просмотров: 4936 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-27, 5:21 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru