Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Научная кафедра

Сманов Канат Балгаирович. "Современные технологии обучения и воспитания в малокомплектной школе"
Содержание

I. Введение.
1.Краткое обоснования проекта …………………………….……….….. 2
2. Цель и задачи проекта……………………………………………………3
3. Ожидаемые результаты…………………………………………………..3
II. Основное содержание проекта………………………………………….4
Понятия малокомплектная школа и педагогические технологий.
Современные педагогические технологии наиболее приемлемые в
малокомплектной школе.
Особенности воспитания в МКШ .
III.Критерии оценки исполнения проекта………………………………20
IV. Ресурсное обеспечение проекта ………………………………………20
V.Пользователи результатов проекта……………………………………20
VI. Форма отчётности ……………………………………………………...21
VIII. Риски проекта…………………………………………………………21
IX. План проектных работ…………………………………………………21
X. Глоссарий.....................................................................................................23
XI. Литература..................................................................................................24

1. Наименование проекта: Современные технологии обучения и воспитания в малокомплектной школе.

Данный проект предназначен для внедрения современных педагогических технологии обучения и воспитания в малокомплектную школу № 134 г.Караганды.
Предполагаемые сроки реализации проекта: 01.09.2011-01.09.2013 гг.
Разработчики проекта: заместитель директора по УВР Сманов К.
Менеджер проекта: директор школы Сейтжанов Б.А.
Обоснование проекта.
В Конституции Республики Казахстан написано, что гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. Одним из задач Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы является обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения, соответственно образование должно быть качественным для каждого учащегося независимо от его места жительства и уровня дохода семьи, который приобретает особую актуальность в специфических условиях малочисленной сельской школы. На данный момент актуальными для малокомплектных школ (в дальнейшем МКШ) является недостаточное количество педагогов-предметников, что делает необходимым проводить некоторые предметы не специалистами, совмещение классов (2-х,3-х даже 4-х), большая текучесть кадров, отсутствие коммуникации, отсутствие методик обучения в классах-комплектах, недостаточное применение инновационных технологии. Поиск путей улучшения её деятельности идёт давно, но, к сожалению, по частным вопросам. На сегодняшний день эти попытки не привели пока к существенному улучшению качества образования.
Внедрение новых педагогических идей и технологий в сельской школе сильно осложняется из-за значительной инертности сельской образовательной среды. Причины этого кроются не только в традиционно высокой инертности сельского социума, но и в недостаточной информированности сельских педагогов, в накопившемся у них негативном опыте участия в различного рода преобразованиях. Зачастую педагоги воспринимают предлагаемые новшества как очередные реформаторские шаги, от которых уже не раз страдала сельская школа. «Это уже было, просто называлось по-другому», «так мы уже пробовали», «в наших условиях это бесполезно», «у нас и так всё хорошо» – такие реакции весьма характерны для многих сельских педагогов и ряда руководителей школ, когда им предлагаются для освоения новые педагогические технологии.
Кроме того, многие учителя малокомплектных школ считают, что современные педагогические технологии предназначены для школ с большим количеством учащихся, где МТБ соответствует современным условиям обучения. Все это естественно отражается на качестве образования учащихся, влияют на низкую мотивацию детей обучению. Такое положение дел показывает низкий процент качества, отсутствие победителей во всевозможных олимпиадах и конкурсов среди городских школ, невысокий результат в ПГК. Небольшой процент выпускников основных малокомплектных школ поступают учиться в колледжи по гранту.
Процент качества знаний по школе за 2008-2010 учебные годы.
2007-2008 уч.год. 2008-2009 уч.год. 2009-2010 уч.год.
43 % 43 % 45 %
Учащиеся малокомплектных школ, которые зачастую находятся в дали от «цивилизаций», лишены возможности посещать музеи, театры, зоопарк, цирк, и т.д., заниматься дополнительным образованиением. Поэтому учителю МКШ предстоит создать новый комфортный образовательный процесс, построить систему воздействия на детский коллектив, на отдельную личность ребенка, изменить школу, сделать ее современной. В основе таких преобразований всегда лежит освоение новых образовательных технологий как совокупности традиционных и инновационных методов и приемов. Ее должен обновить учитель, овладевший новыми технологиями обучения и воспитания с помощью методического объединения учителей.

2. Цель: Создать условия для повышения качества образования в МКШ № 134 г. Караганды через внедрение современных педагогических технологий.
Задачи.
1. Проанализировать состояния научно-методического и социально-психологического обеспечения образовательного процесса школы.
2. Скоординировать работу методических объединении и педагогов по поиску и отбору современных педагогических
технологий ,оптимальных для применения в МКШ.
3. Обеспечить внедрение современных педагогических технологий
в учебный процесс.
4. Провести анализ обобщить результаты внедрения современных педагогических технологий в МКШ.
3.Ожидаемые результаты
Состояние научно-методического и социально-психологического
обеспечения проанализировано.
Скоординированна работа методических объединении и педагогов по поиску и отбору современных педагогических
технологий ,оптимальных для применения в МКШ.
Для повышения качества образования в школе были внедрены в учебный процесс инновационные педагогические технологии оптимальные для применения в МКШ, с помощью методических объединения школы.
Был проведен анализ и обобщены результаты внедрения современных
педагогических технологий в МКШ .

II. Основное содержания проекта.
Понятия малокомплектная школа и педагогические технологии.
Понятие «малокомплектная школа» определено Закону Республики Казахстан «Об образовании», (ст. I п.23) как общеобразовательная школа с малым контингентом учащим , совмещенными класс-комплектами и со специфической формой организации учебных занятии». Кроме того, особенностью МКШ является многопредметность в работе учителей учебных занятий, совмещение административных обязанностей руководителей школы, она призвана решать задачи и, выполнять функции, которые определены нормативным документами об общеобразовательной школе Республики Казахстан, также обеспечивает создание необходимых условий для обучения учащихся на другом национальном языке.
В настоящее время в статистике Министерства образования и науки Республики Казахстан установлен основной признак малокомплектной школы - это наличие контингента учащихся. Например, начальная школа, с контингентом до 40 учащихся, основная школа с контингентом до 100 учащихся и средняя с контингентом до 280 учащихся считаются малокомплектными. Кроме того, в каждом типе школ малокомплектные выделяются по конкретному числу школьников, что соответствует числу классов-комплектов и штатной численности педагогов.
В проведении уроков одновременно с двумя классами т.е. совмещенными класс-комплектами учителя придерживаются традиционных технологии. В содержании большинства уроков, которые учителя проводят одновременно с 2 классами, входит новый материал как в одном, так и в другом классе. Урок, на котором в обоих классах изучается новый материал, обычно начинается с самостоятельной работы детей в старшем классе и непосредственной работы учителя в младшем классе.
Самостоятельная работа в старшем классе, как правило, связывается с подготовкой учащихся к изучению нового материала и опирается на пройденное. Во время выполнения самостоятельной работы в старшем классе, которая продолжается примерно 15-20 минут, учитель объясняет новый материал в младшем классе и дает задание для самостоятельной работы. Затем переходит к старшему классу, просматривает выполненную учащимися самостоятельную работу и приступает к объяснению новою материала, заканчивая его заданием для классной и домашней самостоятельной работы
В оставшееся время учитель проверяет самостоятельную работу учащихся младших классов, дает дополнительные упражнения и задание на дом.
Примерно по такому же плану проводятся уроки с двумя классами и тогда, когда в одном классе изучаемся новый материал, а в другом закрепляется или повторяется пройденное, или когда в обоих классах учащиеся выполняют упражнения по раннее пройденному материалу. В этих случаях урок начинается с непосредственной работы учителя в том классе, в котором легче и быстрее можно дать детям самостоятельную работу.
При планировании и проведении занятий с 3 (тремя) классами распределение времени на уроках обусловливается подготовкой, главным образом, степенью сложности содержания работы в отдельном классе.
В том классе, где материал урока сложнее - времени на непосредственную работу учителя выделяется больше. Урок с 3 и 4 классами необходимо свести к занятиям с двумя классами, в остальных же классах в течение всего учебного часа дети работают самостоятельно под общим наблюдением учителя. Но такая технология проведения урока имеет свои минусы. Например, после разъяснений материала учащиеся приступают к самостоятельной работе, а учитель работает с другим классом. Учитель лишен возможности руководить самостоятельной работой, предупреждать и своевременно исправлять допущенные ошибки, что приводит к механическому выполнению заданий и, нередко, к формированию неправильных навыков. Кроме того, не осталось времени и на подведение итогов самостоятельной работы, учитель чаще всего ограничивается устными замечаниями отдельным учащимся. Не остается времени на изучение и учет индивидуальных особенностей учащихся: уровня знаний, умений и навыков. Задания к самостоятельным работам при использовании традиционных методик зачастую однообразны: спиши, реши, начерти, отметь, прочти, перескажи и т.д. Однако организация самостоятельной работы становится управляемой в условиях применения педагогической технологии обучения (см. § 5, б).
В малокомплектной школе на самостоятельную работу отводится 2/3 времени урока, а на работу под руководством учителя только 1/3. Поэтому для улучшения качество образования и мотивации учащихся считаю , что необходимо вводить инновационные педагогические технологии приемлемые в МКШ.
Что такое педагогическая технология? На этот вопрос имеется множество, порой не совпадающих друг с другом, ответов. Это говорит о том, что теория и практика педагогических технологий еще только разрабатывается и является в педагогике новым объектом изучения. Согласно словарю С.И. Ожегова, технология - это совокупность процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства. Технология (от греч.: techne-искусство, мастерство, умение; logos - слово, учение) - совокупность методов, осуществляемых в каком-либо процессе. Отсюда педагогическая технология -это совокупность правил и соответствующих им педагогических приемов и способов воздействия на развитие, обучение и воспитание школьника. Во многих международных изданиях, посвященных педагогической технологии, можно обнаружить такое ее понимание: “Педагогическая технология – это не просто использование технических средств обучения или компьютеров; это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного
процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффектив-
ность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов” .Суть такого подхода заключена в идее полной управляемости работы школы или другого образовательного учреждения. По характеристике японского ученого-педагога Т. Сакамото, педагогическая технология представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления, который можно иначе назвать “систематизацией образования” . М.И. Махмутов таким образом раскрывает смысл понятия педагогической технологии: “Технологию можно представить как более или менее жестко запрограммированный (алгоритмизированный) процесс взаимодействия преподавателя и учащихся, гарантирующий достижение поставленной цели” .В данном определении педагогической технологии внимание обращается на структуру взаимодействия учителя и учащихся - этим определяются, собственно, и способы воздействия на учащихся, и результаты этого воздействия. Слова “жестко запрограммированный” вроде бы освобождают педагога от необходимости мыслить: бери какую-либо известную технологию и применяй в своей деятельности. Без педагогически развитого мышления, без учета многих факторов педагогического процесса и возрастных и индивидуальных особенностей учащихся любая технология не выполнит своего назначения и не даст должного результата. “Запрограммированный” и означает, что прежде чем применять ту или иную технологию, необходимо изучить все ее особенности, на что она направлена, во имя чего применяется, каким педагогическим концепциям соответствует, какие задачи она может помочь решить в определенных условиях. Недаром говорят: учитель, освоивший педагогическую технологию, - это человек, владеющий педагогическим мастерством. Любая технология в той или иной мере направлена на реализацию научных идей, положений, теорий в практике. Поэтому педагогическая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой. Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям: по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции), по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности), по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты), по функциям учителя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями), по тому, какую сторону педагогического процесса “обслуживает” конкретная технология, и т.д..
При определении статуса педагогической технологии полезно соотнести ее с той научной концепцией, которая лежит в ее основе, указать номенклатуру целей, достигаемых с ее помощью, и определить ее сущностные признаки. Признаками педагогической технологии являются: цели (во имя чего необходимо учителю ее применять); наличие диагностических средств; закономерности структурирования взаимодействия учителя и учащихся, позволяющие проектировать (программировать) педагогический процесс; система средств и условий, гарантирующих достижение педагогических целей; средства анализа процесса и результатов деятельности учителя и учащихся. В связи с этим неотъемлемыми свойствами педагогической технологии являются ее целостность, оптимальность, результативность, применимость в реальных условиях школы. Раскроем содержание каждого признака и свойства. Целевой признак указывает на то, чего можно достичь, применяя конкретную технологию, в развитии индивидуальности, в воспитании личности, в обучении школьника. Обеспеченность технологии диагностическими средствами помогает учителю отслеживать процесс и результаты педагогических воздействий. Средства анализа и самоанализа позволяют учителю оценить свои действия и деятельность учащихся по саморазвитию и самовоспитанию, оценить их результативность. Цели, средства педагогической диагностики и анализ результативности помогают оценить технологию со стороны ее эффективности и целесообразности.
Современные педагогические технологии наиболее приемлемые в малокомплектной школе.
Для повышения качества образования и мотивации учащихся в МКШ не все современные технологии эффективны при проведении урока. Если класс совмещенный то применение интерактивной доски для объяснения темы в одном классе, будет отвлекать учащихся от самостоятельной работы другого класса. Также желаемого результата не будет от применения работы в группах и некоторых видов игровых технологии, которые применимы для большого класса.
Поэтому мне хочется остановится на некоторых наиболее приемлемых технологиях для МКШ.
КСО - коллективный способ обучения. Полное название: "коллективно-группо-парно-индивидуальный метод обучения" и системообразующей становится коллективная форма. КСО - это и есть тот исторически новый метод обучения, который приходит на смену традиционному, то есть классно-урочному методу, это включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми -- диалогических пар.
Принципы КСО:
завершенности, или ориентации на высшие конечные результаты;
непрерывной и безотлагательной передачи полученных знаний друг другу;
сотрудничества и взаимопомощи между учениками;
разнообразия тем и заданий (разделения труда);
разноуровневости (разновозрастности) участников педагогического процесса;
обучения по способностям индивида;
педагогизации деятельности каждого участника;
В школах где внедряется технологии КСО учителя убеждаются в том, что коллективный способ обучения способствует повышению качества знаний учащихся. Возможно ведения пятидневного сетевого графика обучения с использованием на уроках приемов и методов коллективного способа обучения, которые вполне соответствуют для сельской малокомплектной школы. При таком режиме уменьшается ежедневная учебная нагрузка учащихся. Рабочая неделя распределяется на 5 полных насыщенных рабочих дней. 2 выходных дня учащихся и учителя могут использовать для самообразования. За два воскресных дня учащийся сможет организовать свой досуг по своему усмотрению.
Учебный процесс обеспечивается при коллективной организационной форме как ведущей наряду с другими организационными формами: индивидуальной, парной, групповой. Коллективная организационная форма реализуется методиками (Ривина, ВОЗ, ВПЗ, ВПТ, доводящая карточка, обратная методика Ривина). Разумное комбинирование методик и организационных форм позволяет гибко строить учебные занятия, главная цель которых развитие способов мыследеятельности, коммуникативных умений, навыков коллективного труда, общепризнанных норм поведения и получения системы знаний.
Учитель и учащийся руководствуются при погружении следующими установками: на первый план выдвигается индивидуализация темпов и приемов обучения, педагогизация деятельности каждого участника занятий, культура общения друг с другом, правильное дозировка времени при изучении каждого блока. Каждый учащийся по всем предметам работает по индивидуальному плану.
При использовании КСО на уроках сформирмируются следующая система работы: ученик слушает объяснение теории, учит самостоятельно по опорному конспекту, сдает теоретический зачет или впереди идущему товарищу, или учителю, передает знания следующему, приступает к выполнению практической части вопросника (упражнения, развития речи, слова для запоминания и.т.д.), выполняет контрольную работу (диктант, зачет, тест).
В принципе, в корне меняется деятельность учеников и деятельность преподавателя. На коллективных занятиях каждый ученик становится учителем. Конечно, это происходит не мгновенно, но происходит обязательно, как только ученики начинают работать в парах сменного состава. Все обучают всех. При групповом способе обучения учитель все делал сам, при коллективном все делает коллектив. У педагога, наконец, время для изучения новейших достижений науки, методики, передового опыта.
Каждый ученик вовлекается в процесс работы, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе, а с другой стороны, умения общаться и, сотрудничая, решать учебные задачи.
В процессе обучения происходит усвоение систематизированных знаний, умений и навыков. В результате ученик после окончания школы готов продолжить свое образование самостоятельно, имеет навыки систематически и интенсивно заниматься самообразованием.
В.К.Дьяченко, писал, что “общение в паре — это основная и первоначальная ячейка, простейшая и важнейшая форма взаимодействия человека с другими людьми, благодаря которой человек приобщается к знаниям и опыту других людей, а через них — к знаниям и опыту всего человечества”.
Можно не сомневаться, что подобная организация учебной работы дает хорошие результаты, обеспечивает умственное развитие, и, главное, развитие самостоятельности, уверенности в себе, трудолюбия, умений, что не может дать ни одна существующая система обучения.
Приходится не только преодолеть сложившийся стереотип, но еще приобретать новый опыт. Готовых разработок, пособий нет, так что приходится нам работать самостоятельно, внося при этом что-то свое, выработанное личным опытом.
При внедрении новейшей технологии КСО (ДЕМСОС) можно ожидать следующих результатов:
у учащихся появятся положительное отношение к учению
повысятся ответственность учащихся, успеваемость, процент выполнения и качество контрольных работ
повысятся качество знаний, умений и навыков по отдельно изучаемым предметам
повысятся показатели школы на олимпиадах, поступление выпускников в ВУЗы и ССУЗы
уменьшится общая нагрузка учителей и учащихся, появилось возможность для углубленного изучения предмета
устанавливятся сотрудничество и взаимопомощь между учителем и учеником
Новейшая педагогическая технология КСО (ДЕМСОС) является самой приемлемой и эффективной организацией учебного процесса для сельской школы, где открываются объективные возможности каждому ученику обучаться по способностям.
ИКТ- информационно-коммуникативных технологий.
Внедрение образовательных средств ИКТ и их возможности в организации предпрофильного и профильного обучения в МКШ будут иметь огромное значение для поднятия качества образования учащихся.
Вместе с тем развитие и применение информационных и коммуникационных технологий в сфере образования значительно отстают от потребности.
Образовательные средства ИКТ включают в себя разнообразные программно-технические средства, предназначенные для решения определенных педагогических задач, имеющие предметное содержание и ориентированные на взаимодействие с обучающимся.
Использование различных образовательных средств ИКТ в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:
1. Освоение предметной области на разных уровнях глубины и детальности.
2. Выработка умений и навыков решения типовых практических задач в избранной предметной области.
3. Выработка умений анализа и принятия решений в нестандартных проблемных ситуациях.
4. Развитие способностей к определенным видам деятельности.
5.Проведение учебно-исследовательских экспериментов с моделями изучаемых объектов, процессов.
6. Восстановление знаний, умений и навыков.
7. Контроль и оценивание уровней знаний и умений.
Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:
1. По решаемым педагогическим задачам:
• средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);
• средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);
• вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);
• комплексные средства (дистанционные учебные курсы).
2. По функциям в организации образовательного процесса:
• информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);
• интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);
• поисковые (каталоги, поисковые системы).
3.По типу информации:
• электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программно- и учебно-методические материалы);
• электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели: предметные лабораторные практикумы, предметные виртуальные лаборатории; символьные объекты: схемы, диаграммы);
• электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи выступлений, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);
• электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);
• электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).
3. По формам применения ИКТ в образовательном процессе:
• урочные;
• внеурочные
4. По форме взаимодействия с обучаемым:
• технология асинхронного режима связи – «offline» (оперативная электронная переписка, телеконференция, заказ и рассылка необходимого материала из электронных банков информации);
• технология синхронного режима связи – «online» (форум, чат, поиск информации в Интернет; установка собственных ресурсов в Глобальной сети).
Можно выделить несколько аспектов использования различных образовательных средств ИКТ в малокомплектной сельской школе при организации профильного обучения:
1. Мотивационный аспект. Применение информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе профильной школы может усилить потребности старшеклассников в получении образования, поскольку создаются условия для:
• максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей старшеклассников;
• широкого выбора содержания, форм, темпов и уровня их общеобразовательной подготовки;
• удовлетворения образовательных потребностей старшеклассников в углубленном изучении определенных областей знаний;
• раскрытия творческого потенциала учащихся (участие в дистанционных образовательных проектах, конкурсах, олимпиадах и т.д.)
• расширения круга общения старшеклассников через сеть Интернет;
• освоения современных информационных технологий.
2. Содержательный аспект. Возможности информационно-коммуникативных технологий могут быть использованы при построении содержания профильного обучения в сельской школе и, прежде всего, при реализации элективных курсов, направленных либо на «поддержку» основных профильных предметов, либо на внутрипрофильную специализацию обучения и построение индивидуальной образовательной траектории. Это курсы, которые учащиеся выбирают в соответствии со своими интересами. В сельской школе трудности в реализации этих курсов связаны с организацией их освоения (курс выбирает один ученик), отсутствием кадров, готовых к их проведению, возможностей финансирования. Одним из вариантов преодоления этих трудностей может стать использование школой возможностей дистанционного обучения, заказ дистанционных учебных курсов, предлагаемых заочными школами и образовательными центрами в сети Интернет.
3. Учебно- методический аспект. Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения общеобразовательных и профильных учебных дисциплин. Учитель может применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к уроку; непосредственно на уроке (при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля знаний); для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала и т.д. Например, электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией могут быть использованы при объяснении нового материала, в качестве основы для подготовки дифференцированного раздаточного материала на уроке. Ресурсы с визуальной аудио- информацией могут включаться в объяснение учителя на уроке, а также использоваться при организации самостоятельной работы учащихся. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний.
Кроме того, учитель может использовать разнообразные электронные и информационные ресурсы при проектировании учебно-методического комплекса авторского элективного курса.
4. Организационный аспект. Информационно-коммуникативные технологии могут быть использованы в различных вариантах организации профильного обучения в сельской школе:
• при обучении каждого учащегося по индивидуальной программе на основе специального индивидуального плана;
• при создании в школе профильных групп (внутри класса) и профильных классов;
• при реализации межшкольной дифференциации (открытие профильных классов сборного состава учащихся.
Необходимо отметить, что для малокомплектной сельской школы, удаленной от культурно-образовательных центров, с ограниченным кадровым ресурсом, наиболее приемлемым вариантом является организация профильного обучения на основе межшкольной дифференциации, которая может осуществляться через заочные формы профильного обучения с использованием информационно – коммуникативных технологий.
5. Контрольно-оценочный аспект. Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный, рубежный и итоговый.
Целью входного контроля является оценивание исходной подготовленности обучаемого по предмету, то есть степени владения им знаниями, требуемыми для успешного усвоения курса.
Промежуточный контроль представляет собой тест, состоящий из 5-10 компактных заданий, реализуемых непосредственно после изучаемого материала и предназначенный для оперативного оценивания его усвоения.
Рубежный – проводится по итогам изучения темы, раздела курса.
Итоговый контроль предусматривается в конце изучения курса и покрывает его содержание в целом. Его результаты служат основой для аттестации обучаемого.
Тесты могут проводиться в режиме on-line (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме off-line (используется электронный или печатный вариант теста; оценку результатов осуществляет учитель с комментариями, работой над ошибками).
Использование различных тестов и тестовых заданий для контроля и оценки образовательных результатов учащихся приобретает особую актуальность в связи с необходимостью подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ.
Важными условиями реализации возможностей ИКТ в организации профильного обучения в сельской школе являются: оборудование в школе компьютерного класса, желательно наличие локальной сети и выхода в Интернет; готовность учителя к применению ИКТ в образовательном процессе.
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Дистанционное образование, основанное на использовании современных информационных и коммуникационных технологий, позволит осуществить многоцелевые, в том числе трансдисциплинарные, образовательно-профессиональные программы, доступные различным социальным группам и слоям населения. Особое значение дистанционное образование имеет для развития образовательных учреждений в сельской местности, в отдаленных районах, а также для сферы повышения квалификации и переподготовки специалистов.
Способом организации дистанционного обучения с использованием современных информационных технологий, как было сказано выше, являются компьютерные телекоммуникации в режиме электронной почты, телеконференций, прочих информационных ресурсов местных сетей, а также Интернета, но только на основе текстовой информации. Такой способ не предусматривает обмен графическими, звуковыми файлами, не предусматривает использование и мультимедийных средств. Это самый дешевый способ организации дистанционного обучения, обладающего, однако, значительными возможностями, о которых будет сказано ниже.
При другом способе организации дистанционного обучения предусматривается использование новейших средств телекоммуникационных технологий, в том числе и мультимедийных, всех возможностей Интернета, включая видео и аудиоконференции, а также использование CD дисков. Разумеется, такая организация дистанционного обучения несет в себе огромные дидактические возможности как для системы вузовского, школьного образования, так и для системы повышения квалификации, в данном случае работников образования.
Надо иметь в виду, что дистанционное обучение предусматривает и автономное использование курсов, записанных на видеодиски, компакт-диски и т.д., т.е. вне телекоммуникационных сетей. Это, пожалуй, на современном этапе самый доступный метод для сельских малокомплектных школ. Однако, все программы/курсы, записанные на видеодиски, CD, видеокассеты, обладают одним общим свойством - они автономны и предназначены для с а м о о б р а з о в а н и я, т.е. они не предусматривают оперативной обратной связи с преподавателем. Лазерные диски и CD интерактивны, чего нельзя сказать о видео-записях, радио и телевидении, что является существенным их достоинством по сравнению с последними. Однако, эта интерактивность, предусматривающая различные формы взаимодействия с системой, но не с преподавателем, а потому все они рассчитаны на самообразование, но не на обучение.
Существуют и другие варианты дистанционного обучения - это сочетания интерактивного телевидения и компьютерных глобальных телекоммуникаций в различных конфигурациях. Разумеется, такие варианты таят в себе большие возможности, поскольку позволяют в определенные моменты по усмотрению преподавателя "собирать" обучаемых в условной аудитории и вступать с ними в визуальный контакт, демонстрируя что-то или давая необходимые пояснения, ведя контроль знаний обучаемых и т.д. Подобная система разработана в ряде университетов США , в частности, модель Кейретсу (A Keiretsu-based model for technology utilization). Впрочем, аналогичный эффект достигается при использовании компьютерных видеоконференций, но при этом возможности этой последней технологии значительно шире, поскольку на экране можно получать не только изображение респондента и беседовать с ним, но и одновременно определенные вставки в виде, например, фрагмента базы данных, мнения партнеров по дискуссии; статические изображения, графики и пр.
Поэтому, имея в виду различные варианты организации дистанционного обучения, описанные выше, можно предположить, что на ближайшую перспективу в нашей стране наиболее реально организация дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций, как региональных, так и глобальных (Internet). При этом в зависимости от экономических возможностей регионов, технологической основой такого обучения может быть :
1-ый вариант - обмен текстовыми файлами;
2-ой вариант - обмен текстовыми и графическими, звуковыми файлами, использование всех возможностей и информационных ресурсов Internet.
3-ий вариант - в дополнение к первому варианту - использование разнообразных традиционных учебных материалов (печатных, звуковых, аудиовизуальных) , а также средств новых информационных технологий. По сути дела, это интеграция компьютерных телекоммуникаций в систему образования.
Все сказанное выше дает основание утверждать, что развитие применения ЭВМ как средства связи и появление глобальной сети ЭВМ открыли широчайшие возможности для развития дистанционного обучения (ДО). ДО при этом получило уже новое качество - учащийся ДО почти не ограничен пространственными, а главное временными рамками для получения информации. Существовавшая прежде пробл

Категория: Научная кафедра | Добавил: tatyana_tsaft (2011-02-13)
Просмотров: 6397 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-05-15, 1:18 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru