Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Научная кафедра

Педагогическое оценивание и мотивация учителя

Л.В.Язева

Профессионализм и компетентность педагогической деятельности состоит в искусстве педагога воспитывать и развивать учащегося с учетом индивидуальных возрастных особенностей. Воспитание и развитие личности учащегося происходит посредством педагога не только через предмет и методы обучения, но и с помощью оценки, которая представляет собой фактор непосредственного руководства учением учащихся. Педагогическая оценка - это многообразный процесс с рядом стадий, начиная с парциальной оценки и заканчивая интегральной оценкой в педагогической характеристике учащегося.

Деятельность оценивания, на наш взгляд, является составной частью педагогических, воспитательных отношений в системе "преподаватель - учащийся". Сама категория "отношение" имеет следующий состав: познавательное отношение, собственно оценочное отношение и практическое отношение. Процесс оценивания учащихся полностью реализует состав категории "отношение". Сначала педагог познает (узнает), что знает и умеет учащийся, сравнивает познанное с эталоном, пользуясь требованиями учебной программы или стандарта (познавательное отношение). Затем собственно оценивает (оценочное отношение) и, наконец, реализует практическое отношение - ставит отметку, руководствуясь критериями оценки.

Оценивать знания и умения учащихся может лишь преподаватель, так как только он полностью знает требования программы, содержание знаний, умений, навыков и критерии оценки, и только у него есть право высказывать окончательное оценочное суждение. Но, к сожалению, эти оценочные суждения часто бывают необъективными, что приводит к возникновению реактивных состояний у учащихся.

Реактивное состояние - это состояние, которое возникает как реакция на очень сильный неблагоприятный раздражитель, следствием которого является острый внутренний дискомфорт и резкая утрата эмоционального благополучия. Кроме этого, многие учащиеся низкую оценку своей деятельности отождествляют с низкой оценкой своей личности, что впоследствии формирует их негативную самооценку.

Так как низкая оценка оказывает психотравмирующее действие на учащегося, то преподаватель должен быть высоко профессионален и компетентен в реализации оценочного отношения.

Непрофессиональной педагогической деятельностью занимаются все без исключения люди и постоянно оценивают своих детей, родственников, подчиненных, других людей. Это оценивание может быть различным и приносить как положительные, так и отрицательные результаты. Профессиональной же деятельностью занимаются преподаватели, но мера владения этой деятельностью у них различна - здесь можно говорить о высоком, среднем или низком уровне профессионализма. О низком уровне профессионализма преподавателя нужно сказать особо: в отношении оценивания он просто не допустим, так как может привести к непоправимым последствиям:

·                     низкой самооценке учащегося, сопряженной с внутренним дискомфортом, что может привести к аффективному взрыву даже у достаточно спокойного и уравновешенного человека;

·                     негативная оценка своих возможностей обуславливает снижение волевого импульса к самореализации;

·                     следствием низкой оценки и самооценки может стать суицид или суицидальная попытка.

Наше исследование направлено, в частности, на выявление влияния педагогической оценки на мотивацию учения. С психологической точки зрения важна не любая мотивация учебной работы учащихся, а такая, которая основана, главным образом, на познавательной потребности и интересе, на признаваемой ими результативно-процессуальной ценности этой деятельности. Но наше исследование показало, что педагоги часто пользуются отметками как мотивирующим средством, как средством побуждения учащегося к активной работе, не задумываясь над тем, что они сдвигают центр мотивационной сферы с самой деятельности и его результата на оценку. Отметка же приобретает для учащегося самодовлеющую ценность, заслоняя подлинную ценность его деятельности.

Мотивация связана с возрастными особенностями учащегося, но не возраст, как стадия созревания, определяет мотивы, а именно характер деятельности учащегося и система его взаимодействий с окружающими людьми в этом возрасте.

Эмоции, связанные с учением в младшем возрасте, имеют важное мотивационное значение. Известны положительные эмоции детей при поступлении в школу, при получении хороших оценок и отметок, приводящие к возрастанию мотивации учения. Также известны отрицательные эмоции при получении плохих оценок и отметок, приводящие к отказу посещать образовательные учреждения, негативному отношению к учению и преподавателю.

Особенности негативной мотивации к учению у подростка вызваны рядом причин: незрелость оценок самого себя и другого человека, приводящая к трудностям во взаимоотношениях; подросток не принимает на веру мнения и оценки преподавателя, вступает в конфликты с окружающими взрослыми; стремление подростка к взрослости вызывает внешнее безразличие к педагогической оценке, несмотря на то, что он дорожит мнением взрослого.

В младшем юношеском возрасте мотив получения хорошей отметки связан с получением аттестата или диплома об образовании. Слабоуспевающие учащиеся вне зависимости от возраста плохо осознают свою мотивационную сферу, предпочитая мотивацию "избегания". Все 100% слабоуспевающих учащихся к значимым отнесли следующие мотивы: хочу избежать плохой отметки; хочу избежать осуждения со стороны товарищей; хочу избежать отрицательных суждений со стороны педагогов; хочу избежать неприятностей (наказания) со стороны родителей.

Эти данные служат наглядным примером взаимосвязи педагогического оценивания и мотивации учения. Поэтому профессионализм и компетентность современного педагога должна проявляться в формировании положительной устойчивой мотивации учебной деятельности, чтобы главным в оценке работы учащегося был качественный анализ, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в освоении учебного материала и выявления причин имеющихся недостатков, а не только их констатация. Необходимо помнить, что педагогическая оценка выступает существенным фактором, влияющим на перестройку разнообразных отношений (учащийся - педагог, учащийся - коллектив, учащийся - семья и т.д.), стимулирующих развитие учащегося, ориентирующих самого учащегося и окружающих его людей в характере его знаний и умственного развития. Поэтому оценочные приемы в работе педагога должны быть представлены в едином плане, индивидуально направлены, мотивированы и систематизированы.

Категория: Научная кафедра | Добавил: collegy (2007-04-22)
Просмотров: 4288 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-27, 0:16 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru