Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Научная кафедра

Помнить все?
04.10.07, Иван Захаров , специально для Gazeta.kz
На нее ссылаются все - от первоклашки, "забывшего" дневник до блестящего математического ума, перепутавшего день вручения Нобелевской премии.
Она подводит, она удобно для нас молчит, подшучивает над нами, устраивает каверзы или настоящие трагедии жизни, мы надеемся на нее или нет, с ней частенько "что-то стало"…Память.
Спор джентльменов удачи на нарах, бывает ли так: тут помню - тут не помню, мгновенно нашел отклик у народа. Случаев частичной и даже полной амнезии (ее еще называют "автопилот") - несть числа. Каждый из нас может рассказать массу историй, когда память, будучи даже совершенно трезвой в компании со здравым умом, выделывала такие фортеля! Но чисто ли это категория, скажем, физиологическая? Мне всегда казалось, что память - невероятно лакомый кусок для исследователей. И я не ошибся.
Свойства мозга человеческого удивительны. Вы помните, сколько копеек отсчитывала из кошелька бабушка, когда велела вам сбегать за серым "кирпичиком"? Еще бы! А сколько стоил он три года назад? (ну, про сегодня не будем). Как объяснить, что кто-то знает назубок даты пятнадцатого века, но не может сказать, какое вчера было число?
Недавно двадцатилетний Джошуа Фоер выиграл "Мемориаду" - есть в США такой ежегодный чемпионат по запоминанию - и больше всех удивился этому сам. Младший брат культового американского писателя Джонатана Фоера занимался мнемоникой - изучением методов запоминания информации, разработанных еще древними греками, - всего по 10 минут в день. Тем не менее, вскоре Фоер научился воспроизводить в уме порядок карт в колоде и запоминать список из 100 цифр менее, чем за пять минут. "Я всегда думал, что у меня очень хорошая память, - говорит он, - но, как и большинство людей, считал, что в этом нет ничего необычного".
По мнению Тони Бузана, автора более 80 книг о механизмах работы мозга и памяти и основателя Всемирного чемпионата по запоминанию, большинство людей помнят менее 10 процентов имен тех, с кем они встречаются, и лишь 1 процент всех данных им телефонных номеров.
Как показывает недавний опыт Тома Батлера, епископа Саутворкского, объем событий, фактов и явлений, выпадающих из памяти, может быть еще значительнее. По окончании приема в ирландском посольстве, где подавались горячительные напитки, епископ Батлер заблудился на улицах Лондона и каким-то образом оказался в совершенно неизвестном районе на заднем сиденье чужой машины, откуда начал выбрасывать детские игрушки. На следующее утро он явился с синяком под глазом, но без мобильного телефона, без портфеля и каких-либо воспоминаний о том, что произошло ночью. И сообщил близким, что будет долго молиться и каяться, дабы попытаться восстановить события и не допустить подобного впредь. А по Бузану, для того, чтобы сделать первый шаг к совершенствованию памяти, нужно перестать критиковать себя и сконцентрироваться на феноменальных способностях своего мозга. Методы Бузана показывают, что любой человек может улучшить свою память, просто задействовав воображение и ассоциативное мышление. И, может быть, в некоторых случаях забытье - это, наоборот, благо?
- О том, можно ли сознательно подавить воспоминания, ученые всего мира спорят уже более ста лет, - рассказывает профессор Кенжегали Хусаинов, - и до сих пор не могут понять, какие механизмы собственно задействованы в этом процессе. Если бы человек был способен заставить себя забыть неприятные моменты из своей жизни, это открыло бы новые психотерапевтические возможности для тех, кто старается забыть о пережитых травмах, например, людей с посттравматическим синдромом или обсессивно-компульсивным расстройством.
Некоторые ранние исследования выявили, что человек способен подавлять воспоминания, связанные с устной информацией. Не так давно известный нейробиолог Бренден Депью из университета Колорадо в Боулдере вновь попытался выяснить, что же происходит в мозге таких людей. Он опубликовал статью в "Нью сайентист". И результаты весьма впечатляют.
В ходе экспериментов, проведенных исследовательской группой, добровольцам показывали несколько пар картинок, причем в каждой паре на первой было изображение лица, а на второй - то, что должно было вызвать эмоциональную реакцию: например, автомобильная авария. После того, как испытуемые запомнили пары, им показывали только изображения лиц, и просили либо подумать о соответствующей изображению второй картинке, либо, напротив, постараться не думать о ней.
Сканирование мозга показало, что когда добровольцев просили не думать о второй картинке, мозговая активность у них падала. Было похоже, будто эти участки мозга просто выключили. Оказалось, что этим "отключением" заведует префронтальный кортекс, участок мозга, ответственный за принятие решений и планирование. Вначале он притупляет активность в тех участках, где проходит процесс визуализации информации, а затем подавляет центры, отвечающие за эмоции.
Американские ученые полны оптимизма - по их мнению, недалек тот день, когда людей можно будет научить, как избавить себя от болезненных воспоминаний, "отключив механизм воспроизведения". И вновь возникает вопрос: а нужно ли это нам, то есть человечеству? Конечно, мать, видевшая гибель ребенка, предпочтет вычеркнуть из памяти этот кошмар. А ведь есть еще огромная армия "самоедов", которые с мазохистским упрямством изводят себя воспоминаниями об ошибках, о не так сказанных словах, о не вовремя совершенных поступках. И если ученые найдут способ "облегчить" больные головы и души, многие будут счастливы. Но не превратимся ли мы таким образом в роботов, лишенных переживаний, эмоций, боли, угрызений совести - всего того, что и делает жизнь жизнью, какой бы горькой она порой не была?
У нас в стране не проводится исследований про такие вещи - как говорится в научной среде, "не дали тему". То есть, нет и не предвидится фундаментального направления, средств, лабораторий… Время о времени отечественные нейробиологи узнают о новостях на симпозиумах, из статей, публикуемых западными коллегами.
Может быть, кто-то, любопытства ради и научного задора для и корпит потихоньку над проблемами мнемоники, собственным опытом доказывая, что нельзя давать мозгу лениться. Как знать, как знать… В любом случае только каждому из нас решать, стирать свои воспоминания или оставаться с ними.
Категория: Научная кафедра | Добавил: collegy (2007-10-31)
Просмотров: 1055 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-27, 0:21 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru