Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Воспитание души

«.. Любовь к родной стране невозможна без любви к природе»
«.. Любовь к родной стране невозможна без любви к природе» (К.Паустовский)
Краса полуночной природы,
Любовь очей, моя страна.
Языков.
Слово « Родина» входит в жизнь человека как самое близкое и дорогое, постепенно углубляясь, год от года.
Только чувство любви к Родине, которая начинается от отчего порога, только такое чувство рождает патриота и проносит его на протяжении всей жизни. Для патриота слово «Родина» имеет два значения. Одно – земля его предков с неповторимой красотой и прелесть природы, с многовековой историей и культурой. Другое – чувство интернационализма народов, проживающих в согласии и толерантности.
«.. Любовь к родной стране невозможна без любви к природе», - написал Паустовский. Как эхом вторит ему наш земляк, певец Приишимья, казахский писатель Сабит Муканов: «Вы не встретите человека, который не любил бы своей родины. И каждый думает, что любит свою родину больше всех, и все любят ее по-разному, потому что нет прекраснее тех мест, где родился и рос…».
Для казахской и русской литературы природа всегда была хранилищем мудрости и силы, а отношение человека к ней – мерилом его нравственной высоты. У каждого из нас есть свои Жаман-шубар, Мещерский край, малая родина, и поэтому так понятны нам и близки строки писателей об этом: «Жаман-шубар – лесистый остров посреди степи… Трава здесь такая, что в ней, как говориться, можно скрыться целому стаду овец, земля тучная, чернозем вглубь шел чуть ли не с аршин… Одна беда была – это почти полное отсутствие воды». Или у Паустовского: «этот лесной задумчивый край, любовь к которому не забудется, как никогда не забудется первая любовь».
Эта любовь к писателю, горожанина-москвича, пришла уже в зрелом возрасте, в тридцать два года, когда произошло знакомство со средней полосой России. В дальнейшем внимание и любовь к этому краю оставались неизменным. На закате жизни прозаик с полным основанием скажет: « ... я не знаю ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля.
Я не променяю среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара. Сейчас я со снисходительной улыбкой вспоминаю юношеские мечты о тисовых лесах и тропических грозах. Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки…
Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашел в лесном Мещорском краю».
Природа родного края даровала и Сабиту Муканову, и Контантину Паустовскому тонкий и чуткий слух, проникновенный зоркий глаз, тревожное и отзывчивое сердце. Многое дала она им увидеть и почувствовать, о чем они впоследствии рассказали самобытным и красочным, правдивым и образным языком своих книг.
Много больших и малых озер на нашей Земле, сиротское детство Муканова скрашивало одно из них – озеро Дос, где аульные дети купались, устраивали игры.
Как трогательно, глубоко эмоционально звучит риторическое обращение к озеру уже повзрослевшего автора. Озеро в обращении превращается в живого, почти осязаемого друга детства.
«Дорогой Дос! Милый, милый, незабвенный друг! Так я и не исполнил своего давнишнего обета – не написал о тебе ни поэмы, ни рассказа, не переложил на стихи ни твоих тихих жалоб в ненастную погоду, ни шепота твоих ласковых волн в ясный день. Но как тебя благодарить за все те маленькие радости, которые ты дарил нам в нашем горьком детстве! Как бы без тебя были бедны мои воспоминания об этих годах. И такое огромное богатство принес я благодаря тебе в свою трудную, овеянную огнем и дымом сражений юность! За все, за все благодарю тебя, мо друг, мой Дос!».
Не меньше трепетных чувств вызвало в свое время у автора и озеро Алуа, у берегов которого вспыхнуло в нем первое чувство. В канву повествования о собственных переживаний удачно вплетена легенда о двух несчастных влюбленных Алуа и Жарылкамысе, нарушивших жестокие родовые обычаи. Их трагическая история напоминает нам легенду о Енлике и Кебек.
У Паустовского озера обладают таинственной и завораживающей силой, так как путешествие по ним порой могли закончиться гибельно.
На западе Мещерского края, на так названной Боровой стороне, среди сосновых лесов лежат в мелколесье восемь боровых озер. К ним нет ни дорог, ни троп, и добраться до них можно только через лес по карте и компасу. «У этих озер одно очень страшное свойство – чем меньше озеро, тем оно глубже.
«… Мы шли мшарами к Поганому озеру. Озеро было таинственное. Бабы рассказывали, что по его берегам растут клюква величиной с орех и поганые грибы «чуть поболее телячьей головы». От этих грибов озеро бабы ходить опасались – около него были какие-то «зеленущие трясины».
… Издали видно, какая черная, будто смола, вода в Поганом озере».
Другое свойство в Мещере почти у всех озер вода разного цвета. «Черное озеро названо так по цвету воды, вода в нем черная и прозрачная.
В иных озерцах (например, в Черненьком) вода напоминает блестящую тушь…». В Уртенском озере вода фиолетовая, в Сидене – желтоватая, в Великом озере - оловянного цвета, а в озерцах за Прой – чуть синеватая. Цвет объясняется торфяным дном озер, чем старее торф, тем темнее вода».
Не меньшим лиризмом проникнуты строки описания красоты и силы хозяина степного Ишима и мещерской Оби, богатство лугов, напоенных водой рек:
«Луг словно изнемогает под тяжелой своей красотой, а его пестрые, пушистые цветы переливаются оперением раскрывшегося павлиньего хвоста»
«Разнообразие трав в лугах неслыханное. Некошеные луга так душисты, что с непривычки туманится и тяжелеет голова. На километры тянутся густые, высокие заросли ромашки (величиной с ладонь), цикория, клевера, дикого укропа, гвоздики, мать-и-мачехи, одуванчиков, генцианы, подорожника. Колокольчиков, лютиков и десятков других цветущих трав».
Описание природы в произведениях Муканова и Паустовского – это не просто урок, на котором разворачивается действие, оно помогает увидеть и почувствовать созвучие души автора и природы. Интимное, сокровенно-любовное отношение к природе определило характер пейзажной живописи писателей в степи.
Просыпаясь в степи или в лесу, «два-три часа сна… стоят многих часов сна в духоте городских домов, в спертом воздухе асфальтовых дорог», перед тобой разворачивается картина восхода солнца: «… На самой линии горизонта, то есть около самой земли, появляется длинная тускло-желтая, как лепестки степного тюльпана или вялые листья клена полоса. Она растет вширь, становится все больше и больше, захватывает небо, постепенно начинает набирать багрянец, а пройдет час - и исчезнет все желтое: кроваво-красный свод полыхает над всей степью, багрово-сизые, черно-рыжие и просто черные облака, но все с алыми светящимися краешками, похожими на радужную пыльцу бабочек, плывут по нему.
Солнце поднимается все выше и выше, небо начинает переливаться, как перламутровая раковина… Но солнце поднимается все выше и выше, и небо окрашивается такой чистотой, свежей, юной голубизной, что, посмотрев на него, и сам молодеешь…».
После путешествия по краю, проходит быстро день и наступает «темная тишина».
«…Ночь тянется медленно: кажется, ей не будет конца. Сон в осенние ночи в палатке крепкий, свежий, несмотря на то, что просыпаешься через каждые два часа и выходишь посмотреть на небо – узнать, не взошел ли Сириус, не видно ли на востоке полосы рассвета.
С каждым часом ночь холодеет. К рассвету воздух уже обжигает лицо легким морозом, полотнища палатки, покрытое толстым слоем хрустящего инея, чуть-чуть провисают. И трава седеет от первого утренника…»
Природа в произведениях писателей – это не просто описание полей, перелесков, холмов и рек, рассветов и зорь, и не фон, на котором разворачиваются основные события. Чувство природы равнозначно для Муканова и Паустовского чувству родины: «Природа учит нас понимать прекрасное. Любовь к родной стране невозможна без любви к ее природе».
Для Паустовского отношение к природе – один из основных критериев оценки человека: «Нет ничего омерзительнее, чем равнодушие человека к своей стране, ее прошлому, настоящему и будущему, к ее языку, быту, к ее лесам, полям, к ее селениям и людям, будь они гении или деревенские сапожники».
В произведениях писателей природа – это источник лирического вдохновения, она обладает большой силой эстетического воздействия на читателя. Паустовский особенно дорожил этими лирическими красками родной природы: «Я не знаю страны, обладающей такой огромной лирической силой и такой трогательно живописной – со всей своей грустью, спокойствием и простором, - как средняя полоса России. Величину любви к ней трудно измерить. Воспевая в своих произведениях природу, Паустовский выступал ее защитником. Он утверждал: «Прекрасный ландшафт есть дело государственной важности. Он должен охраняться законом. Потому что он плодотворен, облагораживает человека, вызывает у него подъем душевных сил, успокаивать и создает жизнеутверждающее состояние, без которого немыслим полноценный человек нашего времени».
Картины природы, описанные писателями, заставляют душу встрепенуться, с необыкновенной остротой всмотреться в себя, в свою жизнь, отчетливо понять, в каком неоплатном долгу мы пере нашей Родиной.
«…Родной край для каждого человека, это завещание, оставленное ему предками. Это то, чем ни при каких обстоятельствах нельзя пренебрегать. Да, бесспорно, планета огромна, и мир, действительно красив, но никто не сможет переубедить меня в том, что лучше Родины нет нигде на всём земном шаре!»

Источник: http://статья
Категория: Воспитание души | Добавил: стимул (2013-11-24) | Автор: Сулейменова Татьяна Ивановна E
Просмотров: 6869 | Теги: воспитание души | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-05-15, 9:02 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru