Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Воспитание души

Эстетическое воспитание как метод повышение духовно-нравственных качеств личности
Тема: «Эстетическое воспитание как метод повышение духовно-нравственных качеств личности»
Роль эстетического воспитания в развитии личности, ее всестороннем формировании трудно переоценить. Уже в древности пробивала себе дорогу мысль об элементах эстетики и красоты в жизни и деятельности человека.
Исключительно велико и многообразно влияние искусства как важнейшего элемента красоты и эстетического отношения к действительности на человека. Оно прежде всего выполняет большую познавательную функцию и тем самым способствует развитию сознания и чувств личности, ее взглядов и убеждений.
Большую роль играет искусство и эстетическое воспитание в формировании нравственности. Еще Аристотель писал, что музыка способна оказывать влияние на эстетическую сторону души.
Сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно- эстетической деятельности учащихся, направленное на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, а также развития творческих задатков и дарований в области искусства.
У нас в школе проводятся уроки музыки, изобразительного искусства, хореографии, действует студия «Акварелька», вокальная группа «Капельки», различные хореографические коллективы. Которые не раз показывали свое творчество в районе и области, а дети из студии «Акварелька» и в Республике.
Важнейшим элементом эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий. Эти восприятия должны охватить широкую сферу эстетических явлений. В частности, необходимо научить школьников воспринимать прекрасное в различных видах искусства, природе, окружающей жизни и поведении людей.
Одним из средств, способствующих формированию и развитию у учащихся качеств духовно-нравственного порядка, является музыкальное искусство, поскольку оно отражает мир целостно, в единстве истины, добра и красоты, и направлено на познание прежде всего внутреннего мира человека, его идеалов, жизненных ориентиров и ценностей.
Музыка – одно из самых сильных и ярких средств восприятия человека.
Она всегда претендовало на особую роль в обществе. В древние века музыкальные центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечнососудистой системы. Музыкой изменяли развитие клеток: ускоряли рост одних, замедляли рост других.
Для того чтобы понимание высоких образцов музыкального творчества стало доступно человеку, он должен получить музыкальное воспитание – правильную планомерную подготовку к ее постижению. И чем раньше этот процесс познания пойдет у человека, тем больших результатов можно добиться. Поэтому очень важно, чтобы встреча с музыкой у человека состоялась как можно раньше.
В школе знакомство и поприще к музыкальному искусству начинается с 0 класса. На протяжении всех лет обучения музыке, дети учатся понимать, чувствовать, выражать свои мысли, не боятся высказывать свое мнение о прослушанном или пропетом музыкальном произведении.
На уроках рассматриваются темы посвященные Родине, родному краю, природе, обрядам, обычаям казахского, русского и других народов на примерах классической и народной музыки.
Особое внимание в воспитании духовно-нравственных качеств уделяются народной музыке.
Уже в 0,1, 2 классах мы знакомимся с народными инструментами, исполнителями, образцами, вошедшими, в золотой фонд народной музыки, с особенностями национального костюма, обрядами, праздниками. (Например, дети раскрашивают рисунок, где изображена девочка в национальном костюме, предварительно проговорив и разобрав элементы костюма и прослушав музыкальное произведение. Изучая хороводы, мы не только учим хороводную песню, но с движением ее исполняем, выясняя почему тот или иной вид хоровода имеет свое название).
В 3 классе знакомимся с жанрами устного поэтического народного творчества (эпос, темрме, айтыс, тартыс). Например, знакомясь с айтысом жар-жар, не только разучиваем слова айтыса песни жигитов и девушек, но и исполняем по группам; при изучении айтыса «Биржана и Сыры» учащиеся исполняют фрагментарное пение по ролям
В 4 классе говорим о том, как народная музыка становятся основной для написания профессиональных произведений, знакомимся с творчеством разных народов и их музыкальными инструментами.
В 5 классе продолжаем знакомство с казахской народной музыкой (инструменты, жизнь и творчество народных музыкантов, произведения, связанные с различными историческими событиями) и не просто знакомство, и высказывание своих чувств, переживаний, свое понимание того или иного произведения. (Например: слушая песню «Елимай» мы говорим о джунгарском нашествии, и дети высказывают свое отношение не только к музыке этой песни, но и к самому событию. Идет эстетическое развитие учащихся и духовно-нравственное через восприятие песни-плача. Дети начинают понимать трагедию происходящего и учатся сопереживать).
И в 6 классе разговор идет о формировании казахской профессиональной музыки европейского типа, которая развивалось на основе народной.
Наряду с этим, конечно же, многие уроки посвящены примерам классической музыки, таким музыкантам как Бах, Моцарт, Гайдн. И на каждом уроке идет разговор об отношении к тому или иному произведению, где дети учится высказывать свое отношение к тому или иному событию. И были такие случаи, когда при пении у детей выступали на глазах слезы.
Большое место в содержании эстетического воспитания занимает формирование у учащихся художественного вкуса, связанного с восприятием и переживание прекрасного. На уроках эстетического цикла, мы учим школьников чувствовать красоту и гармонию подлинного искусства.
Категория: Воспитание души | Добавил: natascha-kuz72 (2016-12-24) E
Просмотров: 762 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-04-24, 11:07 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru