Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Воспитание души

Эстетическое воспитание как метод повышение духовно-нравственных качеств личности
Тема: «Эстетическое воспитание как метод повышение духовно-нравственных качеств личности»
Роль эстетического воспитания в развитии личности, ее всестороннем формировании трудно переоценить. Уже в древности пробивала себе дорогу мысль об элементах эстетики и красоты в жизни и деятельности человека.
Исключительно велико и многообразно влияние искусства как важнейшего элемента красоты и эстетического отношения к действительности на человека. Оно прежде всего выполняет большую познавательную функцию и тем самым способствует развитию сознания и чувств личности, ее взглядов и убеждений.
Большую роль играет искусство и эстетическое воспитание в формировании нравственности. Еще Аристотель писал, что музыка способна оказывать влияние на эстетическую сторону души.
Сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно- эстетической деятельности учащихся, направленное на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, а также развития творческих задатков и дарований в области искусства.
У нас в школе проводятся уроки музыки, изобразительного искусства, хореографии, действует студия «Акварелька», вокальная группа «Капельки», различные хореографические коллективы. Которые не раз показывали свое творчество в районе и области, а дети из студии «Акварелька» и в Республике.
Важнейшим элементом эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий. Эти восприятия должны охватить широкую сферу эстетических явлений. В частности, необходимо научить школьников воспринимать прекрасное в различных видах искусства, природе, окружающей жизни и поведении людей.
Одним из средств, способствующих формированию и развитию у учащихся качеств духовно-нравственного порядка, является музыкальное искусство, поскольку оно отражает мир целостно, в единстве истины, добра и красоты, и направлено на познание прежде всего внутреннего мира человека, его идеалов, жизненных ориентиров и ценностей.
Музыка – одно из самых сильных и ярких средств восприятия человека.
Она всегда претендовало на особую роль в обществе. В древние века музыкальные центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечнососудистой системы. Музыкой изменяли развитие клеток: ускоряли рост одних, замедляли рост других.
Для того чтобы понимание высоких образцов музыкального творчества стало доступно человеку, он должен получить музыкальное воспитание – правильную планомерную подготовку к ее постижению. И чем раньше этот процесс познания пойдет у человека, тем больших результатов можно добиться. Поэтому очень важно, чтобы встреча с музыкой у человека состоялась как можно раньше.
В школе знакомство и поприще к музыкальному искусству начинается с 0 класса. На протяжении всех лет обучения музыке, дети учатся понимать, чувствовать, выражать свои мысли, не боятся высказывать свое мнение о прослушанном или пропетом музыкальном произведении.
На уроках рассматриваются темы посвященные Родине, родному краю, природе, обрядам, обычаям казахского, русского и других народов на примерах классической и народной музыки.
Особое внимание в воспитании духовно-нравственных качеств уделяются народной музыке.
Уже в 0,1, 2 классах мы знакомимся с народными инструментами, исполнителями, образцами, вошедшими, в золотой фонд народной музыки, с особенностями национального костюма, обрядами, праздниками. (Например, дети раскрашивают рисунок, где изображена девочка в национальном костюме, предварительно проговорив и разобрав элементы костюма и прослушав музыкальное произведение. Изучая хороводы, мы не только учим хороводную песню, но с движением ее исполняем, выясняя почему тот или иной вид хоровода имеет свое название).
В 3 классе знакомимся с жанрами устного поэтического народного творчества (эпос, темрме, айтыс, тартыс). Например, знакомясь с айтысом жар-жар, не только разучиваем слова айтыса песни жигитов и девушек, но и исполняем по группам; при изучении айтыса «Биржана и Сыры» учащиеся исполняют фрагментарное пение по ролям
В 4 классе говорим о том, как народная музыка становятся основной для написания профессиональных произведений, знакомимся с творчеством разных народов и их музыкальными инструментами.
В 5 классе продолжаем знакомство с казахской народной музыкой (инструменты, жизнь и творчество народных музыкантов, произведения, связанные с различными историческими событиями) и не просто знакомство, и высказывание своих чувств, переживаний, свое понимание того или иного произведения. (Например: слушая песню «Елимай» мы говорим о джунгарском нашествии, и дети высказывают свое отношение не только к музыке этой песни, но и к самому событию. Идет эстетическое развитие учащихся и духовно-нравственное через восприятие песни-плача. Дети начинают понимать трагедию происходящего и учатся сопереживать).
И в 6 классе разговор идет о формировании казахской профессиональной музыки европейского типа, которая развивалось на основе народной.
Наряду с этим, конечно же, многие уроки посвящены примерам классической музыки, таким музыкантам как Бах, Моцарт, Гайдн. И на каждом уроке идет разговор об отношении к тому или иному произведению, где дети учится высказывать свое отношение к тому или иному событию. И были такие случаи, когда при пении у детей выступали на глазах слезы.
Большое место в содержании эстетического воспитания занимает формирование у учащихся художественного вкуса, связанного с восприятием и переживание прекрасного. На уроках эстетического цикла, мы учим школьников чувствовать красоту и гармонию подлинного искусства.
Категория: Воспитание души | Добавил: natascha-kuz72 (2016-12-24) E
Просмотров: 55 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2017-02-25, 0:51 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1509]
Школьный психолог [515]
История [729]
Опыт [487]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [226]
Мастер-класс [217]
Семья и школа [177]
Компьютер-бум [252]
Английский язык [799]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1170]
Химия [382]
Классному руководителю [649]
Биология [584]
Думаем, размышляем, спорим [94]
Казахский язык и литература [1792]
Краеведение [93]
Начальная школа [3984]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [366]
Сельская школа [74]
Профильное обучение [70]
Демократизация и школа [24]
Физика [299]
Экология [184]
Дошколенок [1561]
Особые дети [276]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [635]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [457]
Мой Казахстан [233]
Школьный театр [67]
Внеклассные мероприятия [1186]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [81]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [532]
Немецкий язык [52]
Технология [291]
Самопознание [398]
Профессиональное образование [106]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [24]
Педагогические программы [7]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru