Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Воспитание души

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ШКОЛЫ С РОДИТЕЛЯМИ.
Амралина К.А.,
Ростовская средняя школа,
Бухаржырауский район,
Карагандинская область

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ШКОЛЫ С РОДИТЕЛЯМИ.

Если дети живут в обстановке критики, они
учатся критиковать и осуждать других людей.
Если дети живут в обстановке вражды и злобы,
они учатся быть злыми, учатся драться.
Если дети живут среди насмешек, они становятся
нерешительными и излишне скромными.
Если дети живут в обстановке стыда и смущения,
чувство собственного достоинства
уступает место чувству вины.
Дороти Нолт

Как сказал Д.Сантаяна “Семья – один из шедевров природы”. В современном мире остается проблема взаимопонимание детей и родителей и школы. На каких основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогло совершенствованию личностных качеств ребенка? Как говорил В.А. Сухомлинский: «...Все что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание». Выход из сложной ситуации мы должны искать в тройственном союзе: школа, ребенок, родитель. Чтобы ребенок чувствовал себя счастливым в общем доме “школа- семья”.
Цель:
- помочь родителям, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия;
- включение семьи в деятельность воспитательной системы школы;
- путем взаимообучения определить новые, эффективные подходы к учащимся и родителям;
- поиск резервов для более эффективной воспитательной работы;
- систематическое повышение психолого-педагогического уровня (учителей и родителей);
-умение находить решения в создавшихся конфликтах;
Задачи:
-развивать уважительное отношение семьи и школы к ребенку и друг-другу;
-анализировать имеющийся в школе опыт по организации позитивного общения с учащимися и родителями;
-снизить негативные переживания родителей и детей;
-помочь родителям в воспитании в переходном возрасте ребенка в семье;
Работа в Ростовской средней школе, Ростовском Ресурсном Центре ведется по таким направлениям:
1. Просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики.
2. Формирование у родителей понимания их принадлежности к школьному образовательно - воспитательному процессу.
3. Диагностика.
4. Коррекционная работа.
В своей практике я руководствуюсь книгами известного психолога и педагога Натальи Ивановны Дереклеевой. Ее издания является универсальными как для заместителей директора по учебно-методической работе, так и для заместителей директора по воспитательной работе в школе. Хотелось бы, чтобы коллеги взяли на заметку эти работы.
В Ростовском Ресурсном центре в организации учебно-воспитательного процесса помогает решить эти задачи систематическое проведение семинаров-тренингов: психолого-педагогических, игровых, социологических опросов, мини- лекции, демонстрации видеоматериалов, слайдов. Кроме того, различного рода статистический материал, упражнения, «мозговые штурмы», родительские уроки, родительские ринги, индивидуальные консультации. Проводится плодотворная работа с родительским комитетом. Интересные, разнообразные родительские вечера, экскурсии по школе, подготовка фотовыставок. Анализируя результаты анкетирования, тестирования, сочинений, мы открываем для себя новые возможности работы с родителями. Презентации выставок рисунков учащихся, родительские практикумы, памятки для родителей – все это является вдохновляющей творческой лабораторией для учителей и родителей в воспитании детей. Организация эффективного взаимодействия педагогов и родителей удаётся благодаря особенностям таких семинаров-тренингов. Главное достоинство такого собрания состоит в том, что в веселой и юмористической форме оно сможет поднять те нравственные проблемы, которые есть во многих семьях, а также позволит родителям взглянуть на себя, на свои методы воспитания со стороны. Будет замечательно, если в подготовке собрания активное участие примут родители учащихся. Это позволит сделать праздник ярким и значимым с педагогической точки зрения.
Виды тренингов которые мы проводили с учащимися и родителями: тренинг «Лучик доброты». Каждый из участников-детей 1-4 классы должны нарисовать солнце с лучами и определить, кому он хотел бы подарить по одному лучику и почему. Время выполнения задания – 8 минут.

Анализ рисунков на тему «Семья».
Детям дали задание нарисовать всех, с кем он живет. В этих рисунках имеет большое значение порядок и близость расположения фигур и особенно место ребенка. Если ребенок рисует себя между родителями, то это говорит о привязанности к обоим родителям, об его уверенности в том, что защищен ими. Если один из родителей изображен ближе к ребенку, чем другой, это говорит о выраженной привязанности к одному из родителей. Тревогу вызывает изображение себя в изоляции от родителей. Отстранение в рисунках может указывать на то, что ребенок в действительности не может положиться на родителей как источник безопасности, авторитета и даже любви.
Экскурсия в страну детского счастья (выставка рисунков на тему «Черно-белый мир»). В своих рисунках учащимся предлагалось нарисовать счастье так, как они себе его представляют.
Проводится семинар-тренинг, суть которого в том, что родители делятся на группы и разрабатывают запретительные законы для родителей, которыми они должны руководствоваться. Родители работают в группах в течение 20 минут, затем каждая группа выступает с докладом и защищают свой проект. На основе групповых запретов составляется общий свод родительских «НЕЛЬЗЯ», который записывается в родительский дневник.
НЕЛЬЗЯ:
- будить ребенка в последний момент перед уходом в школу;
- кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бутербродами;
- требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе;
- сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;
- лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;
- кричать на ребенка вообще;
- заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;
- не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;
- сидеть у телевизора и сидеть за компьютером более 40-45 минут в день;
- смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;
- ругать ребенка перед сном;
- не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время;
- разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно;
-не прощать ошибки и неудачи ребенка.
Провели социологические опросы с родителями и учащимися.
«Каким должен быть в семье ребенок, с которым нет проблем?» - был адресован родителям 5-8 классов.
Идеальный ребенок – это ребенок, который:

Родители достаточно серьезно подошли к проблеме определения особенностей личности идеального ребенка, с удовольствием подбирали качества, его характеризующие, а также каким хотели бы видеть своего ребенка. Идея проведения социологического опроса дает понять родителям что из портрета идеального ребенка есть в их собственном, что еще не поздно сделать, чтобы кардинально изменить ситуацию, связанную с воспитанием собственного ребенка.

Помимо родителей, и учащиеся отвечали на вопрос: «Каких родителей можно назвать идеальными?» В опросе участвовало 342 учеников.
Идеальные родители – это такие взрослые, которые:


Учащимся был предложен вопрос: «Какие запреты преобладают у твоих родителей в общении с тобой?»
В опросе участвовало 342 учащихся. Вот как ответили ребята:

Одна из главных проблем - это проблема взаимопонимания. И детям, и взрослым необходимо, чтобы их слушали и понимали.
Учащимся было предложено ответить на вопрос: «За что могут не любить родители своих детей?»
В опросе участвовало 342 учащихся. Ответы учащихся распределились следующим вопросом.
Родители не любят ребенка, если:

Учащимся было предложено ответить на вопрос о том, как часто они проводят выходной день с родителями. Из 342 опрошенных детей лишь 35% учеников ответили сказали о том, что родители откладывают в сторону все свои дела, чтобы выходной день провести с детьми. На вопрос: «Кто из родителей чаще всего проводит свое свободное время с вами?»
В период подросткового возраста детям необходима ласка и любовь как никогда ранее. В подростковом возрасте формируется личность, самооценка, осознание внутреннего мира, и самое главное, проектируется собственное видение будущей жизни и мера жизненных ценностей.

Работа родителей в группах
Родителям предлагается совместно придумать свою эмблему участия в игровом тренинге, представить и защитить ее всем вместе. Время выполнения задания 5-6 минут.
Участники по кругу продолжают фразу и называют свои ассоциации на слово «детство». Например, детство … ( улыбка, игра, драка, весело жить, плакать). Время выполнения задания 5 - 6 минут.
«Перепевки». Участники разделяются по группам и родители вспоминают - «детские» песни. Время выполнения 5 -7 минут.
Знакомство родителей с сочинениями детей на тему: «Самый счастливый день в моей жизни». Рассказ у всех начинается одинаково: «Я считаю самым счастливым днем моей жизни тот день, когда…»
Анализ сочинений
Сочинения проводили на разные темы:
1. Самый трудный день в моей жизни…..
2. Мои маленькие радости….
3. Обида, которую не могу забыть…
4. Что мне не нравится в школе…
Меня хвалят, если ___________
Мне дарят подарки, если __________
Мне дарят деньги, если ____________
Мне разрешают ________, если_________
Проведение тренинга на тему “Режим дня в жизни школьника”.
Задачи: довести до родителей о необходимости соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника; убедить родителей в необходимости формирования у ребенка привычки выполнения режима дня.
Форма проведения: семинар-практикум.
Вопросы для обсуждения: здоровье ребенка и школьные особенности рационально организованного режима дня; приемы сохранения психического и физического здоровья ребенка с помощью режима дня.
Памятка для родителей
Папы и мамы! Помните!
- Душевная копилка ребенка работает день и ночь. Ее ценность зависит от того, что мы туда бросаем.
- Даже требования, которые вы предъявляете, должны быть наполнены любовью и надеждой.
- Научитесь слушать своего ребенка и в радости и в горести.
- Наказывая своего ребенка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним.
- Станьте для своего ребенка примером для подражания в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и другим людям.
- Обнимайте и целуйте своего ребенка в любом возрасте.
- Не разговаривайте со своим ребенком с равнодушным и безразличным лицом.
- Заводите свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребенка теплее и радостнее.
Для нас важным является мнение родителей по проведенному собранию, поэтому мы включаем элементы рефлексии в виде упражнение “Ладошка” или составление “Синквейна”, или проводим анкетирование.
Анкета для родителей.
Как вы можете оценить свои отношения со школой, в которой учится ваш ребенок?
а) хорошие;
б) нормальные;
в) посредственные;
г) плохие.
Как часто вы бывали в школе в этом учебном году?
а) каждую неделю;
б) один раз в месяц;
в) один раз в четверть;
г) два раза в год.
С какой целью вы приходите в школу?
а) на родительское собрание;
б) на встречу с классным руководителем, чтобы быть в курсе всех дел класса своего ребенка;
в) для участия в воспитательных мероприятиях в классе, в котором учится ребенок;
г) для оказания помощи классному руководителю и педагогам;
д) по вызову педагогов и администрации школы.
Какие чувства вы испытываете после посещения школы и бесед с педагогом?
а) удовлетворение;
б) радость;
в) надежду;
г) тревогу;
д) разочарование;
е) растерянность;
ж) грусть.
В конце родительского собрания родители пишут вопросы, на которые не получили ответа. На столе у директора стоит коробка, в которую родители складывают свои вопросы.
Родители учеников являются активными участниками тренингов, потому что все собрание построено на общении с родителями. Именно они позволяют педагогам и родителям создать доверительное общение участников, которые сами находят решение проблем рассматриваемых на тренинге. Родители осваивают также работу в группах. Групповая дискуссия и ролевая игра позволяют постигать науку общения, учится слушать и слышать друг друга, т.к. эффективное общение способствует успехам в воспитании детей. Заложенная информация в семинарах - тренингах надолго запомнится.
Традицией работы с родителями нашей школы является поощрения родителей, активно участвующих в жизни школы.Она осуществляется в различной форме. Это награждение грамотами, дипломами, сувенирами, сделанными руками учащихся. В честь родителей учащиеся готовят концертные номера-сюрпризы. Задачи: обратить внимание отцов на их роль воспитании детей в семье, привлечь отцов на общешкольное родительское собрание. Звучат песни «Погода в доме», «Мой ласковый и нежный зверь». 7-классы
Иошина Алина: Николаенко Любовь:
Гремите громче трубы, Всех, кого люблю я
Звонче звените колокола, И сердцем, и душой,
На общешкольном собрании Сегодня в этом зале
Вся моя семья! На празднике со мной
.Кремер Елена: Филиппов Влад:
Какой наш дом без папы! В нашем доме – праздник славный,
Правда же ребята? Думаю, что нет его важней.
Кто починит табуретку, Здесь сегодня наши папы, мамы.
На машине подвезет, Есть ли кто-нибудь на свете
В дневнике моем отметки Ближе и родней?
Знает все наперечет! Салыгина Маргарита:
Тункина Надежда: Вот так чудо! Вот так дела!
Почему в той квартире грохочущий шум, У нас газета ожила!
Зашкалили разом все датчики. Она на носу у папы лежит
Это папа забыв про сон и еду, И в тон его храпу шуршит!
Решает с сыном математику. Иошина Алина:
Дроган Миша: Пять часов мама в парке сидит,
Мы с папой решили уборкой заняться. Со страхом она на мобильный глядит.
«Мой друг! – сказал папа. – Пора приучаться». «Когда же уборке будет конец.
«Идея прекрасная», - мама сказала Смогу ль я вернуться домой, наконец!»
И тотчас из дома она убежала.
Все:
Мы шутим, конечно, Когда стобой рядом
Но очень приятно, Твой умный папа!
Сцена первая
Родители Петрушка
Здравствуйте, юные зрители! Здравствуйте, дети и их родители!
Мы Петрушины родители, Пообщаться со мной не хотите ли?
Старик и старушка. Я – мальчишка удалой,
А это сын наш Петрушка Очень шустрый, озорной.
Родители А подраться, пошалить,
На часах девятый час, Кто же может не любить?
Торопись, сыночек, в класс. Петрушка
Вот тебе книжки и тетрадки Я сегодня инвалид,
Мама пирог положила сладкий, У меня живот болит.
С маком и корицей, Больно мне ворочаться-
С перцем и горчицей. В класс идти не хочется
Родители Петрушка
Ты, сыночек, нездоров? Не хочу я докторов.
Позовем мы докторов. Я уже почти здоров.
Пусть тебя они осмотрят, Только кружится слегка
Капли разные дадут. Почему-то голова.
Если это очень нужно, Ведущие-дети
Пусть укол тебе введут. Папа с мамой за порог,
Родители И Петрушка – прыг да скок.
Ты, сыночек, полежи! Он к портфелю подбегает –
И о школе не грусти! Где там с маком пирожок?
Справочку тебе напишут Помните, родители!
Твои добрые родители. Есть такие дети!
Не пишите справок им
Ни за что на свете!

Один из сюрпризов “Волшебная шкатулка,” этот ритуал заключается в том, что к каждому родительскому собранию ребята пишут письмо родителям со своими мечтами, пожеланиями, опускают в волшебную шкатулку, которая открывается и читается во время собрания.
Письмо-обращение к самым близким и дорогим людям, моим ро¬дителям.
- Я знаю, что я не должен получать все¬го, о чем прошу.
- Не применяйте силу по отношению ко мне.
- Не давайте пустых обещаний.
- Не огорчайтесь, если я говорю, что ненавижу вас. Просто я хочу, чтобы вы пожалели о том, что вы сделали по отношению ко мне.
- Не заставляйте меня чувствовать себя малышом.
- Не делайте для меня и за меня то, что я могу сделать для себя и за себя сам.
- Не делайте мне замечания в присутствии других людей. На замечания я буду реагировать лишь наедине, без посторонних.
- Не пытайтесь меня поучать в конфликтной ситуации.
- Не пытайтесь меня все время поучать.
- Не придирайтесь ко мне и не ворчите.
- Не обращайте внимания на мои маленькие недомогания.
- Никогда не считайте, что извиниться передо мной — ниже Вашего достоинства.
- Мне нужны ваши понимание и поддержка.
- Я тоже хочу быть вашим лучшим другом.
- добрые мысли и теплые пожелания
Через “Волшебный экран” учащиеся задают свои вопросы родителям.
Выступление психолога. Психолог рассказывает родителям о способах преодоления психологических трудностей адаптации учащихся:
- Создание благоприятного психологического климата в отношении ребенка со стороны всех членов семьи;
- Обязательное проявление родителями интереса к школе, к классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню;
- Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
Традиционно родители с учителями вместе проводят праздники “Новый год”, “Наурыз”, “Выпускные вечера”, КВН родителей и учеников “Путешествие в страну Здоровья”. Родительский комитет организовал конкурс на лучший дневник, тетрадь, рейды-проверок бережного отношения учащихся к своему портфелю. Выпускали книжки-малышки, написанные учащимися и родителями, с памятками нужных учебных материалов. Просмотр видеозаписей и выставки рисунков учеников является традиционным для родителей. По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими, итоговыми. В школе проводимые тематические общешкольное родительское собрание на актуальные темы в обсуждение которых заинтересовало абсолютное большинство родителей. Все общешкольные родительские собрания записываются на видеозаписи. На следующее четверти с родителями запланировано очень много интересных работ.

Литература:
1. Дереклеева Н.И.Справочник завуча:Учебно-методическая работа. Воспитательная работа. 5-11классы.-М.: ВАКО, 2006.-352с.
2. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 классы. –М.: ВАКО, 2006. 336С.
3. Психология современного подростка //под ред. Фельдштейна Д.И. М., 1989.
4. “Воспитание школьника. Оқушы тәрбиесі” /2010 1-44.Алматы.

Категория: Воспитание души | Добавил: curalai (2011-02-03) | Автор: Амралина Куралай Айткеновна E
Просмотров: 5768 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-05-07, 7:52 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru