Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Воспитание души

Культура – это то, что остается, когда все остальное забыто
Журнал "Учитель Алматы", № 1, 2008 г.

Е. В. Чаусова,

учитель музыки и МХК многопрофильной гимназии № 56

– Здравствуйте! Я очень рада видеть среди вас знакомые лица, а незнакомые меня очень заинтересовали и вызывают желание познакомиться поближе. Ответьте, пожалуйста, на один вопрос: считаете ли вы себя культурными людьми? Какими качествами должен обладать культурный человек? Давайте все вместе поразмышляем над этими вопросами…

Примерно так я начинаю свой самый первый урок по МХК – урок Мировой Художественной Культуры – с выяснения самого фундаментального, на мой взгляд, и самого многозначного понятия: что же такое культура?

Вы, безусловно, знаете, что на сегодняшний день существует несколько десятков определений культуры. И тем не менее, чуть ли не каждый день появляются всё новые и новые толкования термина «культура» с самыми  разными оттенками и гранями смыслов.

Я хочу вам предложить поразмыслить над несколько парадоксальным определением французского политика Эдуарда Эррио: «Культура – это то, что остаётся, когда всё остальное забыто».

Что подразумевается здесь под «оставшимся», а что – под «забытым»? И вообще, можно ли относиться серьёзно к этому парадоксу?

Итак, почему же нас так волнует вопрос о культуре? Почему мы вновь и вновь вступаем в дискуссии: можно ли то или иное событие, произведение искусства считать явлением культуры? Культурен этот человек или нет? Эти вопросы актуальны не только для наших учеников, но, в большей степени, для нас, педагогов.

Культурен ли педагог, годами не повышающий свой уровень, своё педагогическое мастерство, свою квалификацию?

Врач, не повышающий свой профессиональный уровень 5 лет – это уже явление, опасное для здоровья его пациентов. А зачем повышать свою квалификацию педагогу МХК или музыки? Ведь объект изучения – музыка или произведения искусства ХIХ, ХVIII веков, а тем более, Древних Греции или Рима, – остались неизменными?

Однако в системе образования произошла целая революция: поменялся сам объект образования – ученик. Дети  начала ХХI века кардинально отличаются от детей конца ХХ века – в этом, я думаю, многие со мной согласятся. Поэтому  не случайно сейчас возникают трудности и сложности в процессе обучения.

Наши учащиеся прекрасно ориентируются в новом, высокотехнологичном и предельно информатизированном мире начала ХХI века  в отличие от многих педагогов. Многие дети просто отказываются учиться «по старинке». И здесь уже перед педагогом во весь рост возникает гигантская задача: встать вровень со своими учениками, «войти в ритм » информатизированного общества.

В выполнении этой задачи педагогу в первую очередь поможет курсовая переподготовка, помноженная на безостановочную работу над своей личностью.

Что же дают курсы повышения квалификации?

Во-первых, на курсах мы знакомимся с новыми фактами: археологическими, культурологическими и, что более важно, с новым осмыслением фактов  старых, широко известных.

Во-вторых, на курсах своим опытом делятся педагоги-новаторы, в совершенстве владеющие новой методической информацией, новыми инновационными технологиями, которые практически невозможно изобрести самому, поскольку слишком трудоёмко.

В-третьих, на курсах происходит  общение единомышленников, когда в процессе постижения, обсуждения, овладения новой информацией происходит качественный скачок в накопленных знаниях и опыте в некое новое культурологическое качество. Суммарный результат становится больше, чем слагающие его компоненты..

И наконец, в четвертых, курсы зажигают огонь в душе слушателя, окрыляют, выталкивают в безмерное пространство творческого полета и вдохновения.

И безусловно, ведущую роль творческого катализатора выполняет  руководитель курсов – И. Г. Любимова.  Важной заслугой руководителя является великолепный подбор лекторов – мастеров своего дела и интереснейших личностей.

Итак, чему же мы научились на курсах Института Повышения Квалификации только за последние несколько лет, с какими инновационными технологиями познакомились и научились ими пользоваться?

               Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей, когда полная и всеобщая активность учащегося на уроке обеспечивается использованием динамического стереотипа: опорных конспектов и наглядных схем, где закодирован учебный материал.

               Технология многоуровневой дифференциации, где  работа с разными по количеству группами учащихся предполагает особую систему оценивания знаний.

               Технология групповой деятельности и модели коллективного творческого решения проблем: метод «мозгового штурма» (или «мозговой атаки»), когда происходят поиск и получение новых идей путем творческого сотрудничества отдельных членов организованной группы.

               Международная технология  критического мышления, которая  предполагает развитие высокого уровня восприятия понимания, объективности подхода к окружающему человека информационному полю.

               Технология мастерских, где главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы. Эта очень трудная задача полностью зависит от ведущего Мастера, который должен создать атмосферу открытости и доброжелательности, включить эмоциональную сферу ребенка.

               Проблемное обучение: использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций. Особый акцент на курсах всегда делался на психологической проблемной ситуации, наиболее актуальной для уроков искусства (метод музыкально-художественной драматургии урока).

               Технология проектного обучения, суть которого состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д.

               Интерактивные технологии: обучение, основанное на активном взаимодействии объекта обучения (учащегося) с субъектом (учителем), с двусторонним обменом информации между ними.

               Технология обучения одаренных детей, в которую входит создание профильных классов, т.е. классов со специализацией учебных программ и отобранным составом учащихся. Ускоренное и углубленное изучение гуманитарных дисциплин привело к необходимости создания адаптированных программ учителями, работающими в профильных классах. (Так, в прошлом  году я приняла участие в конкурсе на создание Программы по МХК для 10 класса с профильным гуманитарным обучением).

Однако, все эти технологии важны не сами по себе, а тем, что помогают формировать личность ребенка, что особенно активно происходит на уроках искусства. На уроках МХК и музыки учитель совместно с детьми  учится восхищаться огромным и величественным Храмом Культуры человечества.

У Аркадия и Бориса Стругацких в романе «Град обреченный» есть прекрасное размышление о Храме Культуры:

«Всё лучшее, что придумало человечество за сто тысяч лет, всё главное, что оно поняло и до чего додумалось, идет на этот храм»; «каждый кирпичик этого храма, каждая вечная книга, каждая вечная мелодия, каждый неповторимый архитектурный силуэт несут в себе спрессованный опыт этого самого человечества, мысли его и о нем, идеи о целях и противоречиях его существования».

На уроках искусства педагог и ученики вбирают, впитывают в себя весь этот культурный опыт человечества. И мы с вами выполняем двоякую задачу.  Воспитываем  Потребителя культуры – в самом высоком смысле слова Потребителя, поскольку без него существование Храма Культуры бессмысленно. И, при удаче, помогаем формированию личности создателя культуры: настоящего и будущего Творца, вкладывающего в грандиозный Храм Культуры человечества свою песчинку или свой кирпичик.

В этом контексте мне хочется вернуться к парадоксу Эдуарда Эррио: «Культура – это то, что остаётся, когда всё остальное забыто».

Действительно, что из уроков искусства ученик запомнит, а что  забудет? Это зависит только от нас с вами, от учителей. Человек, соприкоснувшийся с чудом Красоты, почувствовавший всю притягательность собственного, индивидуального творчества (или сотворчества), уже никогда не сможет этого забыть, никогда не сможет жить без этого. И парадокс Эррио в том, что все эти явления культуры должны быть не забыты, они  должны войти в плоть и кровь, стать стержнем души и личности детей. Общечеловеческие культурные достижения на определённом этапе развития начинают восприниматься уже не как выученные, а как исконно своё, выстраданное, личное и глубинное.

И эта задача ассимиляции себя с культурой актуальна не только для учащихся, но и для педагогов, может быть, в первую очередь – для педагогов. Каждый наш урок – это вклад в культуру.

Герой Стругацких говорит слова, которые можно отнести ко всем нам: «…я знаю совершенно точно: что храм строится, что ничего серьёзного, кроме этого, не происходит, что в жизни у меня только одна задача – храм этот оберегать и богатство его приумножать. Я, конечно, не Гомер и не Пушкин – кирпич в стену мне не заложить. Но я – [это я]! И храм этот – во мне, а значит, и я – часть храма, значит, с моим осознанием себя храм увеличился ещё на одну человеческую душу. И это уже прекрасно. Пусть даже я ни крошки не вложу в стену… Хотя я, конечно, постараюсь вложить». 

Категория: Воспитание души | Добавил: collegy (2008-09-12)
Просмотров: 4199 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 9:02 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru