Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Мастер-класс

Развитие навыков самооценивания учащихся при формативном оценивании
Развитие навыков само оценивания учащихся при формативном оценивании
Основной принцип педагогических действий – способствовать развитию учащихся. Обучение и развитие ребенка постоянно находятся в процессе изменения. Для достижения учебной самостоятельности, инициативности и ответственности младшего школьника особое значение имеет контрольно-оценочная самостоятельность, то есть умение самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность своих одноклассников, устанавливать и устранять причины возникающих при обучении трудностей.
Коль младший школьный возраст является начальным периодом для становления самооценки, то начинать формирование объективной самооценки необходимо в этом возрасте.
Есть несколько факторов, влияющих на формирование самооценки младших школьников:
1.мнение родителей, стиль домашнего воспитания;
2. наличие (отсутствие) навыков учебной деятельности, оценка учителя.
3. оценка товарищей.
4. собственный жизненный опыт.
Формированию самооценки способствуют:
культура общения педагога и учащегося, учеников друг с другом, формирование учебной самостоятельности младшего школьника; создание ситуации успеха в процессе организации учебной деятельности; использование разнообразных форм и методов обучения при организации учебной деятельности; обучение младших школьников приемам само оценивания.
Для реализации этих условий используются следующие формы работы : работа в парах; работа в творческих группах; самостоятельная работа учащегося.
Эти умения возможно сформировать, если систематически использовать в повседневной практике формативное оценивание, которое дает возможность учителю отслеживать процесс продвижения учащихся к целям их учения и помогает учителю на ранних этапах корректировать учебный процесс, а ученику – осознать большую степень ответственности за свое образование.
Формативное оценивание позволяет качественно оценивать учебные достижения ученика, оно отражает значимый опыт обучения посредством наблюдений, описания конкретных ситуаций . Формативное оценивание значимо для учеников, так как ученик должен научиться сам ставить перед собой учебную задачу, найти способ(ы) решения и оценить собственные действия и достижения.
Компоненты формативного оценивания
1. Обеспечение учителем эффективной обратной связи с учащимися.
2. Активное участие учащихся в процессе собственного учения.
3. Корректировка процесса обучения с учетом результатов оценивания.
4. Признание глубокого влияния оценивания на мотивацию и самоуважение учащихся, которые, в свою очередь, оказывают важное влияние на учебу.
5. Умение учащихся оценивать свои знания самостоятельно.
Формирование самооценки происходит, когда у ученика формируются способности:
а) видеть себя со стороны, не считая свою точку зрения единственно возможной;
б) анализировать собственные действия.
Самооценка является важнейшим показателем развития личности, складывается из оценок своей работы по целому ряду критериев. В таком случае ребенок будет учиться видеть свою работу, как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания. Ученик прослеживает динамику успешности относительно его самого.
Формативное оценивание, проводимое в начальных классах, направлено на работу с каждым учеником, способствует выявлению достижений младших школьников и определение уровня сформированных навыков, умений, позволяющих более точно и объективно оценивать достижения каждого ребенка, способствует росту ребенка, учитывая интересы и способности ученика. Теперь учитель меняет процедуру оценивания и свою позицию в ней: организует оценивание как совместное действие, постепенно передавая инициативу оценивания ученического действия в руки самого ребенка.
Важной частью формативного оценивания являются критерии оценивания, разработанные по определённой теме или разделу.
Например, по математике :
1. правильный выбор действий;
2. верность вычислений (в случае необходимости проверки вычислительных умений);
3. правильное записывание, списывание данных (чисел, знаков, величин);
4. наличие записи порядка действий в математическом примере;
5. представление числа в виде суммы разрядных слагаемых;
6. осуществление перехода из одной единицы измерения величины в другие;

по предмету «Познание мира»:
1. проведение наблюдения за природой, рассказ о результате наблюдений;
2. описывание предметов, окружающих человека, определение их формы, величины;
3. нахождение и показ на географической карте рек и озер Казахстана;
4. определение, посредством простейших опытов, некоторых свойств воды, воздуха.
5. определение видов полезных ископаемых, их свойства.
Понимание и озвучивание критериев оценивания учеником означает вступление в действие компонента формативного оценивания, который П. Блек и Д. Уильям обозначили, как «Активное участие учащихся в процессе собственного учения».
Для того, чтобы самооценка была объективной, целесообразно учить младших школьников:
1. Осознать мотив деятельности, т.е. для этого ученик должен себе ответить на вопросы: Зачем мне нужно это знать, уметь? Что я приобрету, если это узнаю? Что я потеряю, если этого не узнаю?
2. Планировать свою деятельность.

Оценивание работ учащихся проводится только по озвученным критериям оценивания. В некоторых случаях, если обнаруживаются другие допущенные ошибки или недостатки, не обозначенные в критериях, учитель может рекомендовать ученику обратить внимание на данную ошибку (данные ошибки не должны учитываться при формативном оценивании).
Например, на уроке русского языка проведение «Словарных диктантов» практикую так:
Учащимся предлагаю слова определённой темы ( осень, родина, огород), в которых пропущены орфограммы. На месте, они записывают слова, вставляя орфограммы сильной и слабой позиции. Затем в парах делают взаимопроверку. Я наблюдаю за происходящей картиной. Следующим этапом рассаживаю детей в группы ( бывает целенаправленно сажу по группам, либо хаотично, либо просто по рядам). У меня 16 детей - по 4 человека, получается 4 группы.
Даю каждой группе эти же слова на карточке, уже со вставленными буквами, каждый может проверить себя еще раз. И прошу составить мини-текст на определенную тему ( в зависимости от подобранных слов). Иногда такую работу группа выполняет без предварительного распределения ролей, либо с ролями. Обязательно устанавливается регламент времени.

Родина моя.
Родина, столица, Алматы, Казахстан, республика, казахский язык, русский язык, город, Наурыз, обычай, Байконур, космонавт, пшеница.

На доску выносятся следующие критерии, которые я сама составила, в зависимости от того, что на тот момент хочу добиться от учащихся :

1. Мини-текст должен состоять не менее чем из 5 предложений; 2. в тексте должны быть использованы названия городов, рек Казахстана; 3. в тексте будут перечислены достопримечательности столицы и богатства нашей страны.
Дети работают в группах, совместно составляя предложения и придерживаясь критериев. Затем, решая в группе, кто будет спикером, защищают свои тексты.
Обязательно критерии оценивания предоставляю учащимся наглядно (на доске, плакате, индивидуально на карточке). Оценивают сами учащиеся по результатам, достигнутым относительно критериев оценивания .
Бывает, что дети составили прекрасный текст, и тема соответствует и критерии соблюдены, но… имеются ошибки , связанные с орфографией: написание имен собственных, не соблюдены границы предложения и т.д. После заслушивания работ всех групп, я обращаю внимание на недочеты внутри группы, это вместе обговариваем, приходим к правильному решению. Хотя этого нет в критериях оценивания, но об этом нужно сказать, чтобы в другой раз избежать ошибок.
Каждому в группах даю листы оценивания, на которых учащиеся оценивают работу группы и каждый оценивает себя в данной работе.

Критерии оценивания Группа Я
1.Сотрудничает в группе,
2.Поведение ( не мешает работе, не отвлекается от выполнения задания)
3.Раскрывает тему, задание
4.Умеет слушать другие группы
5.Умеет дополнять другую группу
Общий балл

Либо такой вид критериального оценивания – оценивание работы каждого учащегося в группе.

Критерии оценивания Азамат Алма Толя Алихан
1.Участвует в распределении ролей в группе и выполняет свои обязанности
2. Помогает участникам группы
3.Активно участвует в обсуждении группы
(обобщает предложенные идеи)
4. Внимательно слушает и задает вопросы
6.Умеет вести обсуждение (добивается согласия по спорным вопросам, вежливо возражает)
7.Работает в группе, сосредоточившись на задании

Общий балл:
1. Критерии оценивания основываются на целях обучения, и в процессе обучения учитель всегда обращает на это внимание
2. Критериальное оценивание учебных достижений учащихся позволяет сделать процесс выполнения работы целенаправленным, а процесс оценивания – прозрачным.
3. Критерии оценивания должны быть понятными учащимся.
4. При формативном оценивании необходимо использовать не более 3 критериев.
5. Критерии оценивания должны быть озвучены до начала выполнения работы.
6. Критерии оценивания могут быть разработаны совместно с учащимися.
Оценивание может иметь разный характер. Например, чтобы оценить вклад каждого учащегося в работе группы или в паре, я прошу это сделать учащихся в группах. Перед выполнением задания, я объясняю учащимся, что итоговая отметка будет отражать индивидуальную работу каждого в группе. Взаимное оценивание дает учащимся возможность не только взаимодействовать друг с другом, но и закреплять изученный материал посредством оценивания друг друга. Ответственность за обратную связь и повышение уровня достижений своих одноклассников дает учащимся возможность усваивать изучаемые концепции для более эффективного оценивания друг друга. Кроме того, взаимное оценивание обеспечивает для учителей представление об успехах всего класса на основе изученного материала, усвоение которых оценивается самими учениками.
Учащиеся учатся отмечать сильные и слабые стороны, анализируют собственный прогресс. Ученик, группа учеников, которые оценивают работу, презентацию другого ученика или группы, извлекает так же пользу как и тот, которого оценивают, есть возможность самим увидеть свои ошибки и при необходимости корректировать их;
взаимооценивание помогает улучшить социальные и коммуникативные способности;
ученики лучше понимают необходимость и роль оценивания.
Например, при чтении стихотворения наизусть, я сообщаю ученикам по каким критериям они будут оцениваться, а именно:
-Грамматическая правильность речи
-Соблюдение знаков препинания
-Выразительность, громкость
-Артистические способности
Конечная оценка будет состоять из суммы отметок по этим четырем частям.
Прошу детей оценить по критериям работу одноклассника.
Формативное (формирующее) оценивание – это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за процессом обучения учащегося и является «неформальным» (чаще всего без отметочным ) оцениванием. Целью формативного оценивания является корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения. Эти методы контроля способствуют активизации деятельности учеников на уроке, создают условия взаимной требовательности и требовательности к себе, что очень важно для развития младших школьников. Самооценка направлена на развитие самостоятельности школьников и их ответственности. Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя.
Категория: Мастер-класс | Добавил: kartaschowawika (2016-05-15) | Автор: Виктория E
Просмотров: 288 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 10:38 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1475]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1140]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3910]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [281]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru