Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Мастер-класс

Мастер класс для педагов "Использование активных методов обучения на различных этапах урока в начальной школе"
Мастер – класс
Тема: «Использование активных методов обучения на различных этапах урока в начальной школе».
Рассматривается практика применения активных методов обучения в работе на различных этапах урока, доказавших свою эффективность.

Цель: ознакомление педагогов с активными методами обучения на разных этапах урока.
Оборудование: компьютер, проектор; два плаката с нарисованными на каждом из них деревьями ( «Яблоня», «Лимонное дерево»); вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны (по количеству участников), карточки «Инфо- угадай-ка», «Кластер», «Синквейн» (для каждой группы);
Ход мастер-класса:
I.Мотивация к учебной деятельности.
-Здравствуйте, меня зовут Сарсембаева Гульмира Сатыбалдиевна. Я учитель начальных классов КГУ « Покровская средняя школа». На своих уроках я активно применяю различные активные методы обучения. И сегодня я хотела бы поделиться с вами своим опытом. Тема моего мастер-класса: «Использование активных методов обучения на различных этапах урока в рамках обновления содержания образования»
-Уважаемые коллеги! Давайте начнём наш мастер-класс с упражнения
«Веселый счет».
Цель: снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения.
Ход упражнения: Учитель называет какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться. Последним называется число, равное участникам мастер-класса.
Психологический смысл упражнения: упражнение позволяет участникам почувствовать другого, понять его мысли с целью более эффективного выполнения задания.
Обсуждение: почему сначала не получалось выполнить задание? Что помогло в выполнении задания?
Деление на четыре группы по геометрическим фигурам.
- А теперь приглашаю вас выйти и провести игру «Кто быстрее?»
Цель: сплочение коллектива.
Ход упражнения: Группа должна быстро, без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры:
• квадрат;
• треугольник;
• ромб;
• букву;
• птичий косяк.
Психологический смысл упражнения: координация совместных действий, распределение ролей в группе.
- С этого упражнения вы можете начинать любой урок. Также на этом этапе можно использовать и метод «Поздоровайся локтями». (Дети, выполняя задание, должны коснуться друг друга локтями, улыбнуться, назвать имя одноклассника, сказать доброе слово).
А также Метод « Поздоровайся глазами».( Дети здороваются друг с другом не словами, а молча- глазами. При этом стараются глазами показать, какое у них сегодня настроение)Такие забавные методы позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствуют установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.
II. Сообщение темы, введение в неё.
Переход на обновленное содержание образования обучение требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения. Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.
- Давайте рассмотрим подробнее методы, которыми я пользуюсь на разных этапах урока.
III. Знакомство с основными видами АМО.
1.АМ выяснения целей, ожиданий и опасений.
Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать
Метод «Фруктовый сад».(слайд №2) Ученикам предлагается попробовать более чётко определить, что они ожидают( хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав ответы и прикрепив их на определённую поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.
Учителю этот метод позволит лучше понять класс и каждого ученика. Полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков для обеспечения личностно-ориентированного подхода.
Ученикам данный метод позволит более чётко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения с тем, чтобы учитель мог их знать и учитывать в образовательном процессе.
Вы видите перед собой два больших плаката с нарисованными на каждом из них деревом. Одно дерево Яблоня, а второе Лимонное дерево.
- Уважаемые коллеги, предлагаю вам на яблоках записать свои ожидания от моего мастер-класса,а опасения на лимонах и прикрепить плоды .
( Раздаются заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны).
На этом этапе можно использовать методы: «Дерево желаний», «Поляна снежинок», «Разноцветные листья», «Ковёр идей»,
« Цветочная полянка».
2.АМ презентация учебного материала
- Следующий метод «Инфо - угадай – ка»
Итак, давайте определимся с понятием «Активные методы обучения» применив метод «Инфо-угадай-ка». (слайд №3) Цели этого метода: представление и структурирование нового материала, оживление внимания учащихся. Он применяется при работе в группах. Вы можете записывать, карточки на столах.
Сектор №1 «Понятие».
Активные методы обучения - это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
Сектор №2. «Этапы урока».
- На каких этапах урока можно применять АМО? ( ответы педагогов)
Активные методы применяются на всех этапах урока.(Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового материала, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов уроков, релаксация, рефлексия).
Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи урока.
Сектор №3. «Виды АМО». Мы уже познакомились с некоторыми видами методов, перечислите их. Запишите. К этому сектору мы вернёмся в конце мастер-класса и заполним до конца.
Сектор №4. «Цели применения АМО». Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

3-й Метод «Составление кластера».
Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса. Один из таких методов «Составление кластера».Он может быть использован на разных этапах урока, а также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома. Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другим, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
- Уважаемые коллеги, предлагаю вам на имеющихся у вас карточках продолжить составление кластера по теме «Активные методы обучения».(Работа в группах). Давайте проверим, что у вас получилось.
- А у меня вот что! ( каждый щелчок комментирую)
(слайд №4)
- Изучив на уроке русского языка тему « Глагол», учащиеся составили следующий кластер. ( слайд № 5)

( музыка) На этапе релаксации часто использую метод « Четыре стихии»
(слайд № 6) , чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса.
Методы релаксации могут совершаться под тихую музыку, под пение птиц.
-Уважаемые коллеги, предлагаю вам немного отдохнуть, применив данный метод. Для этого я прошу Вас всех встать. « Четыре стихии» - это земля, вода ,воздух, огонь. Если я скажу « земля» - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу « воздух» - вы поднимаете руки вверх. Если я скажу « вода» - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если я скажу « огонь» - вы вращаете руками в локтевых суставах. Выполняем. Спасибо!
На этапе обобщения знаний использую метод «Синквейн». Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определённым правилам.
( слайд № 7)
Используя на уроках русского языка при изучении словарных слов этот метод, учащиеся составили синквейн к слову дорога :(слайд № 8)
Алпамыс
Могучий,храбрый
Ехал,сражался,победил
Защищал и охранял людей.
Герой
С помощью данного метода учимся выделять части речи, обогащать словарный запас, работать над синонимами.
- Уважаемые коллеги, попробуйте сами составить синквейн по теме нашего мастер-класса. Задание на столе на карточке.( слайд № 9)
- А сейчас давайте одну из групп заслушаем.
- Пожалуйста, вы
- Вот какой синквейн составила я. ( зачитываю)( слайд № 10)
На этапе подведения итогов урока, применяю такие методы, как «Ромашка», «Мудрый совет», «Светофорик», «Звездопад» .Слайд 11
Метод «Мудрый совет». Группа пишет в конце урока совет детям, которые ещё не совсем усвоили тему урока.
Используя Метод «Ромашка». дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне лепестка.
Выбрав Метод « Светофорик» дети с помощью сигнала дают знать, усвоили ли они материал: красный – материал не усвоен, желтый – возникали трудности в ходе усвоения нового материала, зелёный – можно двигаться дальше, материал усвоен и понят.
Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что обратить внимание на следующем уроке..
IV. Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса.
-Уважаемые коллеги ! Возьмите, пожалуйста, карточки для метода «Инфо-угадайка» и допишите в графу «Виды» те методы и упражнения, с которыми ещё сегодня познакомились.
( «Кластер», «Инсерт», «Синквейн», « ЗУХ»).
-Подводя итоги нашего мастер-класса, вернёмся к «Фруктовому саду». Вспомните, какие ожидания и опасения были у вас в начале мастер- класса. Определите для себя, оправдались ли они.
- Пожалуйста, выскажитесь. Вы………(Выслушиваются ответы по желанию).
Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса. А применять её или нет, это уже дело творчества каждого учителя.
В заключение хочу пожелать всем творческих успехов и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии. Спасибо за внимание!
Категория: Мастер-класс | Добавил: gulmira1978 (2018-01-09) | Автор: Сарсембаева Гульмира Сатыбалдиевна E
Просмотров: 1360 | Комментарии: 1 | Теги: мастер-класс, начальные классы | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 3:14 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru