Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Мастер-класс

Артикуляционные приёмы звукоизвлечения
ГУ «Средняя общеобразовательная школа-комплекс эстетического воспитания №8»
г. Петропавловска

«Интерпретация основывается на естественности и свободе»
И. Штепанова-Курцова

Цели урока:
1. Развивающая
Развивать слуховое восприятие, пальцевые ощущения
2. Дидактическая
Научить артикуляционным приемам
3. Воспитательная
Воспитывать слуховое внимание

Этапы работы:
o Организационный
o Развитие артикуляционных приемов:
В младших классах
В старших классах

Ход урока
1. Объяснение темы и цели урока
Вступительная часть
а) Методическое пособие чехословацкой пианистки Илоны Штепановой–Курцовой
б) Артикуляция
2. Показ артикуляционный приемов в младших классах:
Legato - нажатием (около клавишное)
Legato - сверху (ударное)
Staccato - с отскоком
Tenuto - (образное сравнение с цветочком Одуванчик)
3. Показ артикуляционных приемов в старших классах
Legato - с отскоком
Legato - строгое
Legato - нажатие (пассивное)
Staccato - пальцевое от клавиш (в слабой динамике)
Staccatissimo - (в яркой динамике, где требуется жесткий, резкий отрывистый звук)
Staccato - пальцевое сверху
Staccato –броском от локтя
Staccato – рикошетом (отражением)
Staccato Portamento – (утяжеленное Staccato свободным падением руки)
4. Исполнение учащимися произведений с применением этих приемов
Прежде, чем начать показ всех перечисленных приемов, мне бы хотелось вкратце рассказать о том, откуда я взяла этот материал: из методических пособий великих мастеров-пианистов, у которых, по сей день и час – учусь, овладевая методикой и приемами фортепианного исполнительства – это сборник Илоны Штепановой - Курцовой (1899-1975), «Фортепианная техника».
Илона Штепанова- Курцова, родилась во Львове. Её родители – педагоги-пианисты, преподаватели в консерватории. Исключительно, талантливая девочка с 9 лет – выступала, как солистка. Уже в те годы её считали лучшей ческой пианисткой. После первой мировой войны вместе с семьей Илона переехала в Чехословакию, сначала в Бруно, а позже в Прагу, где вскоре её отец, профессор Вилем Курц становится ректором Пражской консерватории. Илона много концертирует, представляя чешское искусство у себя на Родине и за рубежом. Её концерты пользовались неизменным успехом. Однако пианистку все более привлекает педагогическая работа, в 1946 году, она оставляет концертную деятельность и становится профессором по классу фортепиано Пражской Академии искусств. Илона Штепанова- Курцова воспитала целую плеяду пианистов. Среди них: Павел Штепан, Илья Гурник, Зденек Гнат и многие другие. Свой многолетний опыт она обобщила в работе «Фортепианная техника».
Утверждая и развивая лучшие традиции прогрессивной фортепианной педагогики, автор рассматривает фортепианную технику в самом широком смысле слова. При этом в центре её внимания – освоение различных приёмов звукоизвлечения, овладение всеми видами туше. При работе важно, внимательно вчитавшись в описание внешних движений и мышечных ощущений в игровом аппарате, обеспечивающих по мнению автора контакт с инструментом, характер штриха, силу удара, контроль свободы руки, кисти и прочее, проверить их на собственном опыте, поэтому, всё, о чём мы будем говорить и показывать вам (артикуляционные приёмы) – все это взято из её методического пособия-труда, опыта чешской пианистической школы.

И так, тема: «Артикуляционные приёмы»

Артикуляция (от латинского слова «артикуло» - расчленяю, членораздельно произношу) – способ исполнения голосом или на инструменте последовательность звуков.
Определяется слитностью или расчлененностью последних. Существует множество различных градаций звукоизречения, от легатиссимо (предельной слитности звуков), до стаккатиссимо (максимальной краткости звуков). Применение тех или иных приёмов артикуляции зависит от существа музыкального сочинения, его языка, характера.
Выдающиеся исполнители нередко создают оригинальную интерпретацию известного сочинения, отличную от общепризнанной, что во многом определяется применением собственной системы артикуляции.
На духовых инструментах артикуляция осуществляется регулированием дыхания, на клавишных-снятием пальца с клавиши, связанным перенесением пальцев с клавиши на клавишу, на смычковых – ведением смычка, в пении- различными приёмами использованием голоса.
В нотной записи артикуляции обозначается графическими знаками: лигами, горизонтальными черточками, точками, вертикальными черточками (в издании 18 века) или словами: «тенуто», «маркато» и др. В 18 веке, артикуляция приобретает более современный, свойственный нашему времени вид. Она становится одним из важнейших средств для фразировки: звучания ноты, её связь со следующим звуком, активнее или мягкое зарождение или звучание звука. Игра на фортепиано – это пение.
Артикуляция в пении – один из важнейших компонентов в работе над выработкой дикционных выразительных слогов, их вокальность, умение жестко или мягко произносить их, переносить по особому, не грамматическому, а вокальному принципу (вместо «необъятной Родины моей» следует петь: «не-объя-тной»). Артикуляция вокалиста, хорового певца, хора в целом – это высокая культура обращения со словом, с поэтическим текстом, уважения к нему, выстраивание такой концепции.
Вокального искусства, когда слово и мелодия равнозначны, звучат слитно. Великий Шаляпин Ф. И. пел так, что не только каждое слово, но и каждый слог были слышны абсолютно в любой точке зала. Сочетание слова. фразы музыки, образа в замечательном единстве потряскли слушателей.
В фортепианном – артикуляция – одна из сторон испольнительства. Итак, с первых шагов обучения игры на фортепиано, я закладываю в каждом ученике такие навыки приёмов звукоизвлечения, как:

1. non.legato
2. legato нажатием (около клавишное)
3. legato ударное (с пальцевой активизацией)
4. staccato с отскоком
5. tenyto

1. Приём legato нажатием (палец лежит перед звукоизвлечением на клавише). Пальцы, legato с нажатием занимают в фортепианной игре ведущее место. Они образуют многообразный ряд регистров, прежде всего кантилены, делают возможной совершенную связь тонов, певучесть и плавность их звучания. Пассажи с усилием нажатия пальцев, приобретают упругость и плотность звука. И наоборот, самым слабым нажатием, как бы прикосновением или поглаживанием, можно, создать нежнейшие звуковые оттенки, без которых невозможно было бы представить, скажем многие импрессионические и романтические произведения. Legato нажатием из-за характерных особенностей независимо, например в выразительных пассажах, встречающихся в сочинениях многих композиторов чаще, чем можно предложить, например: в произведениях Весняка «Нежность», где артикуляционный прием левой руки – legato – нажатием (пассивное), а в правой руке – legato с весом руки. Звукоизвлечение с ударом, наоборот, лучше всего применять в чисто технических пассажах, требующих звукового блеска, упругости и легкости.
И так, в 1-ом классе мои ученики знают, что такое legato – сверху (при активизации соседних пальчиков), staccato с отскоком (от клавиш), tenyto – Требунская Арина, ученица 1-ого класса, сейчас все это Вам покажет.
1. Legato нажатием (legato околоклавишное). Пальцы перед звукоизвлечением лежат на клавишах. Нажимают клавишу мягко, перенося вес с одной клавиши на другую. Рука сохраняет свой естественный вид. После звукоизвлечения палец не поднимается над клавишей, а лишь отпускает её и остается лежать на ней. Отыгравшую клавишу, следует отпускать снимая с неё нагрузку – вес. При ленивом отпускании клавиши могут немного передерживаться, появятся призвуки, игра станет неясной или совсем размажется. Против довольно частой, дурной привычки необходимо принимать решительные меры.
Обычно, мы начинаем освоение этого приема артикуляции с 2-х клавиш (3-2 пальчиков).
Затем, прибавляем еще 1 клавишу и играем: 4-3-2 пальчиками
С 4-х клавиш: 5-4-3-2 пальчиками.
С 5-ти клавиш: 5-4-3-2-1 пальчиками.
И затем группируя:5
И затем группируя : 5ть + 3и пальчика ( 5-4-3-2-1 3-2-1) приходим к игре гаммы До мажор в нисходящем движении.
2. Артикуляционный прием Legato сверху..
Благодаря этому приему, вырабатывается: цепкость и активизация всех пальцев, кисти, руки, вырабатывается хороший контакт с клавиатурой. Этот прием вырабатывает податливость суставов кисти. Начинаем упражнение с тех же 2х клавиш ( 3-2 пальчиками), что и при игре легато нажатием, но при игре - щахвате 3 го пальчика, соседний 2ой , активно, крючкообразно поднимается и плавно опускается, погружаясь в дно клавиши, обычно я говорю: «захват-подъем соседнего пальца. И погружение » (упражнения тоже, что и в legato - нажатием).
3. Staccato ( стаккато - отрывистое исполнение мелодии).
Обычно я даю этот артикуляционный прием : staccato от клавиш ( с отскоком всей руки).
Делая образное сравнение: подброс мячика, руки стремятся вверх, затем переношу это
движение на клавиатуру: оттолкнувшись подушечкой от клавиатуры, рука стремится
вверх.
Играем звукоряд До мажора в восходящем движении Зим пальчиком на паузы опускаем
всю руку к клавиатуре.
4. Tenyto (тенуто), протяжный звук.
Обычно этот прием обозначается черточкой (-) под или над нотой, или словом tenyto. Делая образное сравнение с цветочком -одуванчиком, который из маленького семени -вырос. Произрастая все выше и выше, стремясь к солнышку. Потом под дуновением ветерка - улетел, и через ощущения, слуховое восприятие, подключая кисть, предлоктевую часть руки, овладеваем этот прием.
В самом начале, важно почувствовать и ощутить - направить подушечку пальца в донышко клавиши, а затем уже идет произрастание. Звук, как бы тянется и вместе с ним рука мягко поет, и движется плавно вверх.
Ученики старших классов знают гораздо больше артикуляционных приемов и работая с ними , мы вместе находим эти приемы, по - своему интерпретируя произведение. Итак, старшие классы. Рассмотрим: Legato пассивное
Legato с отскоком
Staccato пальцевое от клавиш
Staccatissimo
Staccato пальцевое сверху в клавишу
Staccato броском
Portamento
Staccato рикошетом
Staccato запястное
Legato пассивное
К легато нажатием - относится legato пассивное. Пассивное legato является самым нежным туше. Кисть не должна сохранять выпуклое положение, пальцы сознательно не поднимаются над клавишами, а нажимают их облегченным «нематериальным » весом кисти , но ни в коем случае не активным действием - нажатием. Они прикасаются к клавишам только мягкой подушечкой, а не кончиком. Для того чтобы вес кисти, как можно более нежно и легко «нанести» на клавишу, запястье следует держать несколько выше, чем обычно, чтобы кисть, как бы была на нем подвешена. Этот вид legato развивает значительную чувствительность пальцев для нежнейшего прикосновения к клавишам и наибольшую сосредоточенность на звуке, дает возможность «вслушиваться » в игру при самой слабой динамике, следить за ответом звуков и т.д.
Большая польза от пассивного legato заключается и в том, что во время занятий , оно является лучшим отдыхом. Как уже отмечалось, пассивное legato типичное импрессионическое туше. Однако оно не соответствует моцартовскому стилю и ему подобным, где pianissimo, даже самое хрупкое, должно быть не туманным, бесплотным, а ясным, выразительным.

Legato с отскоком
В приемах нажатием мы должны развивать упругость и легкость пальцев. Для этой цели во время занятий следует часто применять legato с отскоком, при котором палец в момент нажатия клавиши следующим пальцем очень легко, упруго и сознательно отскакивает от клавиш. Прием отскока вырабатывает прежде всего податливость суставов кисти, являющаяся главным условием свободной и легкой подвижности пальцев. Если суставы кисти будут неподатливы, как бы «заржавевшими», пальцы не смогут надежно функционировать. Legato с отскоком -прежде всего учебный прием.
Однако, применяется он и в исполнении, главным образом в украшениях, в частности, если они должны звучать особенно выразительно и проникновенно. Этот прием часто применяется в трелях и мордентах, группетто, в арпед жиро ванных аккордах, отскакивает один палец за другим. Если мелизмы написаны в слабой динамике, палец отскакивает легко и упруго, в сильной динамике- фиксация увеличится, а отсок будет более быстрым. Форшлаговый вариант является очень действенным средством в занятиях, потому что одновременно воспитывает несколько важных компонентов:
1 .податливость суставов кисти
2.подвижность и легкость пальцев при отскоке
3 .крепость пальцев, играющие главные акцентированные звуки
4.одновременную абсолютную свободу руки и запястья при исполнении акцента
Обычно я, разделяю staccato на 2 вида: в клавишу и от клавиши. Рассмотрим несколько видов , которые я знаю и применяю на практике.

Staccato пальцевое (от клавиш-stp)
Этот артикуляционный прием звукоизвлечения, обычно применяется в слабой динамике. Рука, запястье и кисть абсолютно свободны, приготовленные пальцы лежат на клавишах. После слабого, легкого и короткого удара палец тотчас же отскакивает, почти не отдаляясь от клавиш. Staccato пальцевое от клавиш ( в слабой динамике) шлифует короткое и легкое туше и развивает подобно legato пассивному, чувствительность и нежность в кончиках пальцев. Но и здесь необходимо исключительно сосредоточиться на ровности в динамике и хорошо в нее вслушиваться.

Staccato пальцевое (от клавиш) stp Staccatissimo
Staccatissimo, является одним из самых действенных приемов для выработки твердости пальцев, особенно ногтевых фалангов. Этот прием применяется там, где требуется резкий , жесткий и отрывистый звук. Подготовительный фиксированный палец отскакивает и скользит через край по направлению к ладони, словно «выдалбливает» звук из клавиши. Фиксация пальцев и суставов кисти необходимая в момент звукоизвлечения , должна быть сразу же безоговорочно нарушена. Палец возвращается в исходное положение, а кисть, запястье и рука , остаются свободными. Если же мы хотим применить staccatissimo в более слабой динамике, следует уменьшить фиксацию пальцев и резкость скольжения.

Staccato пальцевое (сверху в клавишу)
С помощью пальцевого стаккато сверху вырабатывается податливость суставов кисти, легкая подвижность и пружинность пальцев. Данный прием является прекрасным средством для выработки этих ценных качеств. Играющие пальцы перед звукоизвлечением слегка приподняты. Клавишу нажимают , как можно легче, прямо сверху и предельно пружинисто, Одновременно с прикосновением к клавишам пальцы точно также проворно легко возвращаются в исходное положение. Только таким образом молниеносно выполненные толчок и отскок дадут ту упругость звука, которая необходима для пальцевого staccato сверху и для легкости и упругости вообще. Staccato пальцевое сверху применяется при исполнении быстрых эпизодах или если над или под стаккатными звуками есть удерживаемый голос.

Staccato рукой , предплечьем, запястьем (от клавиш) Staccato броском- stb
Staccato броском применяется , как правило в медленных эпизодах с обособленными звуками, интервалами или аккордами, где есть возможность подготовить пальцы перед исполнением приема. Такое же staccato очень часто используется в конце пассажей или отрывков в бравурной игре, основанной на широких движениях. При этом, главным приемом звукоизвлечения является отрывистый удар, который способствует достижению подлинной выразительности виртуозной игры, подчеркивает взлет, а иногда наоборот, облегчает игру, делая её воздушной и вдохновенной. Рука и запястье абсолютно свободны и податливы. Неиграющие пальцы чуть-чуть приподняты, играющие (соответственно динамике) более или менее фиксируются и подготавливаются над клавишами, ударяя их коротко, одновременно с ударом кисть с предплечьем, при участии руки легко подскакивает над клавишами одним непрерывным, плавным и направленным движением падает назад для подготовки следующего удара. Движение начинается от локтя ( при участии руки), но ни в коем случае не от одного запястья.

Staccato рукой, предплечьем, запястьем от клавиш.
Staccato отражением (рикошетом) - str
Кисть и пальцы, зафиксированы, играющие пальцы приготовлены на клавишах, неиграющие пальцы слегка приподняты. Сильным, резким и коротким ударом кисть . ведомую запястьем отталкиваем по направлению к крышке инструмента. Рука совершившая этот прием , быстро вытягивается. Кисть от запястья , пальцы сжимаются, как бы сворачиваясь в кулак. Почти одновременно с извлечением звука напряжение в руке снимается, кисть расслабляется, опускается до исходного положения и пальцы готовятся к следующему удару. При исполнении staccato рикошетом значительная роль принадлежит всей верхней части корпуса, который в момент рикошета руки и кисти вперед отклоняется назад. Этот сильный и резкий приём применяется в эпизодах с ярко выраженной драматической кульминацией при патетических акцентах.

Staccato рукой, предплечьем, запястьем
(сверху Утяжеленное staccato свободным падением руки-спр.
Portamento.
Portamento, можно считать в равной степени и коротким tenyto и удлиненным , утяжеленным плавным staccato. Как долго мы будем выдерживать звук portamento зависит от основного темпа и выразительного содержания произведения. Логично, что в медленных темпах ( Largo Adagio) portamento выдерживается дольше, чем в быстрых , веселых и решительных сочинениях , где оно будет исполняться почти коротко. Непринужденно и плавно поднимаем от плеча свободную руку до горизонтального положения и дадим ей монолитно . тяжело упасть назад на клавиши.
При подъеме предплечье подвешивается в локте и естественно обращается к корпусу, кисть пассивно свисает от запястья, кончики пальцев находятся близко над клавишами. Из первоначального , вертикального положения кисть должна постепенно перейти в горизонтальное. Наиболее естественно и непринужденно это произойдет в самом высоком положении ( на грани подъема и падении благодаря округлым, непринужденным и естественным движениям запястья . почти одинаковым со снятием. В таком горизонтальном положении рука опускается до тех пор. пока вытянутые пальцы мягко не упадут на клавиши своими мясистыми и чуткими подушечками ( но ни в коем случае не острыми кончиками) и тяжело от них оттолкнутся для подготовки к последующему падению.
Свободное падение в полном смысле этого слова несомненно способствовало бы слишком резкому удару пальцев о клавиши, что вызвало бы некачественный и резкий удар. Мы, предотвратим это если будем падение «направлять» то есть руководить им и притормаживать. В лирических эпизодах поднимаем руку лишь незначительно и тормозим намного больше, чем в сильной динамике и бравуре.
Скорее всего это некое легкое и плавное «накладывание» руки и кисти на клавиши. Главная роль в этих выразительных и динамических контрастах отводится прежде всего руке, её свободному подъем)' и опусканию. Главной заботой при игре свободным падением руки в утяжеленном staccato (portamento) является прежде всего качество звука.
Но, нам не придется, об этом заботится. Если рука останется совершенно свободной, если мы соответственно направим падение и возьмем утяжеленное staccato не спеша ( но ни в коем случае не быстро) вытянутыми и чувствительными пальцами.

Staccato запястное
Запястное staccato применяется только при исполнении легкого вибрато в очень быстрых эпизодах, когда нужно играть отрывистые звуки интервалы в слабой динамике. Вся рука и особенно запястье совершенно свободные., упругие , податливые, легкие. Пальцы свободно свисают от суставов кисти, которая даже при подъеме постоянно сохраняет первоначальное выпуклое положение. Чем быстрее вибрация, тем меньше колебания, при этом пальцы почти не отдаляются от клавиш. Перед началом звукоизвлечения выгнутая кисть легко и постепенно поднимается в запястье и как можно более упруго и легко опускается на клавиши. Пальцы с ощущением заостренности в кончиках незаметно фиксируются, ровно настолько , чтобы наверняка попасть на клавишу. Вследствие пружинистого и легкого удара по клавишам кисть снова отскакивает в исходное положение.
Отскок совершается только движением запястья без вмешательства пальцев. Тот час же вслед за этим кисть снова извлекает из клавиши следующий звук и т.д. все время сохраняя те же пружинистые легкие и непрерывные движения от запястья .Рекомендую заниматься этой вибрацией на одном звуке или октаве часто, поскольку ничто так не способствует облегчению кисти и запястья равно как и игры в целом, как это прием.
В заключении, - несколько музыкальных номеров, где используются эти артикуляционные приемы.

Категория: Мастер-класс | Добавил: scorpion (2011-02-03) | Автор: Коржова Галина Павловна
Просмотров: 5238 | Рейтинг: 4.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-05-08, 4:36 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru