Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Мастер-класс

Урок - мастерская по русскому языку. Развитие речи
Учитель русского языка.ГУ "СОШ №36" г. Семей Ахметуалитова Ж.Т Авторская разработка урока.
Урок развития речи. Русский язык. Творческая мастерская.
Оборудование: В классе делается перестановка. Столы составляются попарно, чтобы было удобно работать в группах по 4-6 человек, учащиеся приносят листы бумаги А 4, А3, фломастеры.
Тексты: "Подготовка к Новому году" (По Г. Скребицкому), Т. Тэсс "Голубая ель", заметка "Покалечили ёлку".
Музыкальные произведения: "Вальс" Г. Свиридова, "Ночь накануне Рождества" К. Меладзе, "В лесу родилась ёлочка" Л. Бекмана.
Зрительный ряд: Творческие работы учащихся (фотографии , рисунки учащихся, ассоциации к словам "елка", "праздник", отражающие их впечатления, настроение).
Цель: развитие речи и мышления учащихся.
Ход "Мастерской"
Организационный момент.
Учительформулирует задачу урока, тип урока.
-Ребята, у вас есть дома копилки? А что вы в них копите?
1. Словарная работа.
Копилка - копить - от копа - "копна сена"

1. Вместилище с узкой щелью для опускания монет с целью накопления.
2. Собрание чего - нибудь занимательного, ценного.

Синонимы: Копить - скоплять, накоплять, собирать, хранить.
-Сегодня на уроке мы тоже с Вами заведём "копилки" (листы бумаги), которые должны будем наполнить.
-Как вы думаете чем? (Словами, мыслями)
-То есть сегодня мы будем учиться "Священному уменью говорить, произносить слова и строить фразу", - как сказал поэт Е. Винокур.
-Такие уроки мы с вами называем…(творческими мастерскими).
-Давайте вспомним, мастерская - это… свободный путь обращения к слову, возможность раскрыть в соразмышлении и сопереживании его духовную сущность.
II .Проверка домашнего задания.
-Когда вы уходили на каникулы, я попросила Вас подготовить мини-сочинения о ярких моментах новогодних праздников. Давайте посмотрим, что вы подготовили.
1. Презентация творческих работ.
1 группа: мини-сочинение "Волшебная сказка природы".
2 группа: сочинение-сказка "Поездка к Деду Морозу в Великий Устюг".
3 группа: "Новый год - семейный праздник".
4 группа: "Чудо - новогодняя елка".
-Во время просмотра попробуйте подобрать свои заглавия данным творческим работам.
2. Обсуждение заголовков в группах.
3. Варианты заглавий (от группы - 1 человек выступает)
III. Работа с текстом 1 (прилагается).
1.Прослушивание.
Текст читает учитель (звучит музыка, - мелодия песни К. Меладзе "Ночь перед Рождеством")
-Какая музыка звучала?
2. Анализ текста.
Словарная работа/ слово из текста/.
Канитель - тонкая металлическая нить для вышивания.
-Каким настроением проникнут текст?
-Какие слова и выражения в тексте привлекли ваше внимание?
-Какова его тема? (предвкушение праздника)
-Какие художественно-изобразительные средства использует автор, чтобы передать ощущение праздника?
3. Определение темы мастерской.
-Скажите, существует ли что-то общее между вашими творческими работами и прослушанным текстом? Что их объединяет?
Вывод: Значит, тема сегодняшней мастерской… (праздник, праздничная карусель)
IV. Интеллектуальная игра по группам.
( звучит музыка "В лесу родилась ёлочка". Сл. Р. Кудашёвой, муз. Л. Бекмана ).
-Символом зимних праздников часто становится новогоднее дерево, которое мы называем "ёлкой" или Новогодней ёлкой.
1. Запишите на листочках слово "ёлка", а ниже в первый столбик слова, рифмующиеся со словом ёлка . Во второй-слова, получающиеся при перестановке, замене буквы или слога.
2. Запишите слева слова, рождающиеся по ассоциации со словом "ёлка".
3. Обмен мнениями в группах. Выступление от группы 1 человека.
4. Самопроверка.
-Надеюсь, что музыку, ставшую символом Новогодних праздников, узнали все? Кто авторы? (сл. Кудашевой, муз. Бекмана)
V. Составление слов, словосочетаний. Творческое задание.
- У К. Г. Паустовского в повести "Мещерская сторона" есть удивительные строки.
"… Ночую в старой беседке в глубине сада. Она заросла диким виноградом. По утрам солнце бьёт в неё сквозь пурпурную, лиловую, зелёную листву, и всегда кажется, что я просыпаюсь внутри зажженной ёлки"
1.Попробуйте передать словами ощущение человека "внутри зажженной ёлки" или настроение самой новогодней ёлки. Работа в парах. Оформление листов , обмен мнениями.
2.Выступление по одному человеку от каждой группы с выполненным заданием.
3.Во время выступления учащиеся пополняют свои записи.
VI . Анализ текста - заметки из газеты.
- Но жизнь наша - это не сплошной праздник. Есть в ней и другие по настроению минуты. Когда мы с ребятами читали нашу газету "Семей - вести", обратили внимание на маленькую заметку, которая называется "Покалечили ёлку". Давайте прочитаем её, рассмотрим фото.
- О чём пишет автор? Что так взволновало его? Определим тему заметки. ( Сохранять, беречь всё живое. Память священна ).
- Что может произойти с ёлкой? (Засохнет, погибнет.)
VII. Творческое задание.
1. Работа в парах.
- Попробуйте почувствовать себя "загубленной", "выброшенной" ёлкой. Посмотрите на мир и людей её глазами, выразите свои чувства.
2. Работа в группе.
- Обменяйтесь мнениями в группе.
- Предложите свой вариант выполненного задания. ( Затем выступления ребят по одному от группы).
VIII. Редактирование текста.
Работа с текстом №2.
- Прочитайте текст. (Сочинение одного из учащихся, заранее подобранное учителем.)
-Какие ошибки допустил ученик? Отредактируйте текст.

Перед Новым годом мы украсили наш класс. На стене висит плакат "Снеговик", гирлянда "2011", новогодняя мишура.
На доске висят плакаты "Дед Мороз" и "Снегурочка". Над доской висит гирлянда, весело мигающая лампочками. На столе учителя стоит ёлочка.

IX. Творческая работа:
Вам снова предстоит окунуться в мир праздника, рассказать о нём, поделиться своими впечатлениями, описать предмет, пейзаж, интерьер, одним словом, "покружиться на праздничной новогодней карусели".

-Давайте определим : 1)Тип текста вашей работы … (Повествование с элементами описания).
2) Жанр? (Рассказ, эссе, стихотворение, запись в дневнике…)
Обозначим этапы работы в виде схемы.
СХЕМА ТЕКСТА.
Что будем делать ----Передавать личные впечатления.
Зачем?---- Передать мысли, поделиться чувствами, высказать пожелания.
Как?---- В жанре рассказа, сказки, эссе, записки другу, стихотворения. Озаглавьте свои работы. И, конечно, не забудьте о заповедях мастерской. (Схема проецируется на интерактивной доске)
X . Домашнее задание.1.Написать сочинение.
Вы, конечно , успеете оформить только мини-сочинения, поэтому дома закончите свои работы, а потом мы обсудим их и выставим оценки.
XI . Рефлексия.
1.Прослушивание написанных работ.
2. Закончите фразу: "Свободное высказывание на мастерской - это…."
Кто хочет прочитать свои записи?
XII Заключение.
А как вы думаете, мы сегодня заполнили наши копилки? Достигли ли высоких вершин? Нечему уже учиться?
Ребята отвечают.
- Конечно же, нет. Нам есть ещё чему учиться . Ведь возможности познания человека безграничны, поэтому всю жизнь мы должны работать над собой, совершенствоваться.

Категория: Мастер-класс | Добавил: multik (2011-05-21) | Автор: Ахметуалитова Жанаргуль Толеубековн E
Просмотров: 6207 | Комментарии: 1 | Теги: Русский язвк | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-05-03, 3:24 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru