Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Мастер-класс

Урок технологии в 6 классе Знакомство с приготовлением блюд из макаронных изделий
Урок технологии
6 класс
Знакомство с приготовлением блюд из макаронных изделий
Вид учебного труда: приготовление пищи.
Цели: повторить кулинарные термины и правила гигиены во время приготовления пищи; познакомить с правилами полноценного питания; дать понятия о разновидностях макаронных изделий.
Оборудование: для учителя - наглядные пособия: плакаты с гигиеническими требованиями к урокам кулинарии, технологические карточки; для учащихся – тетради, принадлежности для приготовления пищи, макароны, соль, сливочное масло, сыр.
Оформление доски: тема «Блюда из макарон»; слова – кулинария, правила гигиены, техника безопасности; таблица с образцами готовых блюд из макарон; рисунки или фотографии с изображением технологических процессов приготовления пищи.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Как и в прошлом году, во время занятий по кулинарии вы будете работать бригадным методом. Бригадир будет контролировать выполнение обязанностей во время уроков, распределять, кто какие продукты принесет на следующие занятия.
- Вспомните значение термина «кулинария». ( Кулинария - наука о питании и приготовлении пищи; слово происходит от лат. Кулина - очаг. Так называлось место, на котором первобытный человек готовил себе еду. От этого слова позднее произошло и другое - кухня.) вывести на интерактивную доску
- Вспомните, какие блюда вы учились готовить на занятиях по технологии в 5 классе. (Ответы школьниц.)
- Приходилось ли вам заниматься приготовлением пищи дома? Как часто?
- Что вы чаще всего готовите?
- Приходилось ли вам дома готовить по рецептам, которые вы изучали в 5 классе на уроках технологии?
- Принимали ли вы участие в приготовлении праздничного обеда?
- Умеете ли вы сервировать стол для повседневного и праздничного обеда?
- Как называется человек, который готовит на кухне и занимается приготовлением пищи? (Повар.)
- Какие профессии, связанные с искусством приготовление вы знаете и можете назвать? (Повар, кулинар, кондитер, официант, буфетчик, бармен.) (При этом можно попросить дать более полные пояснения и расшифровки - кто из них и чем конкретно занимается).
Приготовление пищи невозможно без строгого соблюдения правил гигиены.
- Какие правила гигиены вы знаете? (К приготовлению пищи допускаются только здоровые люди. Поэтому все повара и кулинары обязательно сдают в поликлиниках анализы, подтверждая свое здоровье. Во время приготовления еды в школе необходимо тщательно мыть руки перед каждым соприкосновением с продуктами, а также после приготовления пищи. Волосы на голове обязательно должны быть чем-либо покрыты.)
- Какие атрибуты профессиональных кулинаров есть у вас? (Специальная одежда: белые халаты или фартуки, головные уборы.)
- Кто в ваших бригадах за чистотой во время приготовления пищи? (Санитар.)
Предлагаю рассмотреть и обсудить изображения, которые имеются на плакатах.
(Школьницы изучают и обсуждают изображенные на плакатах требования санитарного минимума для приготовления пищи.)
Занятия по кулинарии проводятся в специально оборудованных кабинетах-кухнях. В кухне много новых предметов, работать с которыми вам обязательно придется, но делать это необходимо очень осторожно и внимательно. Ряд таких предметов вам хорошо знаком, потому что они имеются у каждого из вас дома, и вы уже умеете ими пользоваться. Но все-таки важно, чтобы вы повторили правила работы с ними.
Эти правила носят название - правила техники безопасности.
(Повторить правила техники безопасности во время работы с отдельными предметами: с ножом, при зажигании газовой плиты, при нарезании хлеба и других продуктов, при использовании разделочных досок разного назначения, во время расстановки посуды при сервировке стола и др )
II. Работа с учебником
Откройте учебник, прочитайте два абзаца после выделенного жирным шрифтом слова «кулинария». (Школьницы читают текст.)
III. Повторение изученного материала
- Какая пища считается самой распространенной на земле? (Хлеб.)
- Что является основой для приготовления хлеба? (Мука, смешанная с водой.)
Какие изделия продаются в хлебных отделах магазинов? Я назову вам некоторые из наименований, а вы дадите определения тем хлебным изделиям, которые вы знаете.
(Прочитать названия хлебных изделий, задача школьниц описать их свойства.)
Батон – белый хлеб продолговатой формы. Название произошло от французского слова «батон», что в переводе означает «палка».
Булка – так называют любой пшеничный хлеб. Слово произошло от французского «буль», что означает «круглый, как шар».
Буханка – форма хлеба обычно черного цвета.
Калач – пшеничный хлеб, по форме напоминающий замок с дужкой.
Каравай – большой круглый хлеб.
Плетенка – продолговатый витой белый хлеб, второе название которого – хала.
Рогалик (или рожок) – узкий белый хлебец в форме полукруга.
Сайка – продолговатый или круглый пшеничный хлебец.
Вы уже знакомы с пословицами, которые были созданы русским народом о хлебе, в каждой из них чувствуется уважительное отношение к нему.
- Какие пословицы о хлебе вы помните?
- Какие блюда можно приготовить из хлеба?
IV. Информационно-познавательное сообщение
Само слово «хлеб» происходит от греческого слова «клибанос»- так называли посуду, горшки для выпекания хлеба из зерен, которые растирали в каменных и бронзовых ступках почти 6 тыс. Лет тому назад. В жарком Египте произошёл такой случай: однажды оставленное тесто - воду, смешанную с мукой, - не поставили сразу в печь, и оно забродило, стало пузырчатым, пышным. Но выпеченная из него лепешка оказалась на редкость мягкой, вкусной. Таким образом, появилось дрожжевое тесто – опара – и дрожжевой хлеб.
Посмотрите на плакат: на нем представлен ломоть хлеба в разрезе. Если рассмотреть его в увеличительное стекло, то можно увидеть многочисленные отверстия, которые образовались в результате появления опары - пузырьков в тесте. Из-за этого процесса брожения теста, хлеб получается упругим и пышным.
В Санкт-Петербурге существует Музей хлеба, содержащий 14 тыс. экспонатов.
(Показать слайды экспонатов музея.)
Он известен во всем мире. Там представлены разные образцы выпечки с древних времен до наших дней, принадлежности для создания хлеба, рецепты его изготовления. Потому что испечь хлеб – большое искусство.
Послушайте, какое стихотворение о хлебе сочинил поэт Сергей Михалков.
(Прочитать стихотворение С. В. Михалкова «Булка».)
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
- Вы кто такой?- спросили дети,
Забыв на время про футбол.
- Я пекарь!- человек ответил
И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.
- Как вы думаете, чем продиктовано такое поведение человека?
V. Правила полноценного питания
Несмотря на то, что хлеб – достаточно сытный продукт из него можно приготовить несколько блюд, питаться им одним недостаточно. Человек должен включать в свое питание еще другие разнообразные продукты, состоящие из разных компонентов и питательных веществ. К таким питательным веществам относятся белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и вода.
- Откройте учебник, рассмотрите приведенные там рисунки и ответьте на несколько вопросов.
- В состав, каких продуктов входят белки?
- Прочитайте о ценности белков, начиная с выделенного жирным шрифтом слова «белки».
- В состав, каких продуктов входят жиры?
- Прочитайте о ценности жиров, начиная с выделенного жирным шрифтом слова «жиры».
- В состав, каких продуктов входят углеводы?
- Прочитайте о ценности углеводов, начиная с выделенного жирным шрифтом слова «углеводы».

Полноценное правильное питание – важный компонент в жизнедеятельности человека, его здорового образа жизни. Поэтому так важно знать это вам, школьникам, чей организм находиться еще в стадии развития, о составе и качестве пищевых продуктов, об их влиянии на организм. Нужно, чтобы вы научились правильно подбирать блюда и продукты для их приготовления.
Ведь даже у школьников одного возраста может быть разная потребность в еде. Например, человек энергичный, эмоциональный должен получать больше мясных продуктов. Его подвижность говорит о том, что у них быстрее сжигается энергия и ее необходимо восполнять. А человек спокойный, неторопливый должен избегать переедания, приводящего к ожирению. Следует формировать так называемую «культуру питания», куда входят и знания о правильном и полноценном питании. Таким образом, правильная организация питания – главное условие здорового образа жизни.
Врачи-диетологи, спортивные работники выражают озабоченность по поводу сохранения и укрепления здоровья граждан. Об этом свидетельствуют и телевизионные программы, которые выходят на разных телеканалах.
- Какие телевизионные программы такой тематики вы знаете? («Здоровье», «Без рецепта»)
Некоторые программы помогают проверять качество продуктов («Контрольная закупка», «Экспертиза»). Доводилось ли вам смотреть эти программы? К сожалению, они адресованы взрослым – у них сложный язык, аналитический подход. Зато детям сразу же бросается в глаза обилие рекламы многих питательных продуктов.
- Что в первую очередь вы можете вспомнить из рекламы этих продуктов? ( Персонажи употребляют и нахваливают чипсы, сухарики, батончики, гамбургеры, газированные напитки, подкрашенные искусственными красителями.)
Не правда ли, реклама так привлекательно подносит товар, что хочется его попробовать. Хотя с медицинской точки зрения все продукты, что вы перечислили, вредны – одни слишком сладкие, другие пересоленые, что вызывает жажду; химические добавки в чипсах и батончиках вызывают аллергию, болезни зубов и желудка, появление прыщей на коже.
Наблюдения ученых подтверждают, что многие недуги человека возникают из-за неправильного питания. В древности жил врач Гиппократ, которого называют отцом медицины. Он утверждал следующее: «Человек рождается здоровым, а многие болезни приходят к нему с пищей».
В ряде европейских стран пищу, которую предлагает реклама, называют «мусорной едой» ее продажа запрещена в школах и рядом сними. Лучшая пища - приготовленная вашими собственными руками из натуральных продуктов, без вредных добавок. Приготовлением такой пищи вы и займетесь на уроках кулинарии.
VI. Знакомство с разновидностями макаронных изделий
Из муки готовят не только хлеб, но и такой продукт питания, который называется макаронами.
- Как выглядят макароны?
- Любите ли вы макароны?
- В сочетании, с какими продуктами выедите макароны?
- Какие сорта макарон вы знаете, и как они выглядят?
VII. Информационно-познавательное сообщение
Согласно словарю макаронами называются трубчатые изделия из высушенного пшеничного теста, замешанного на воде. В зависимости от своих размеров и формы они носят разные названия- макароны, рожки, перья, вермишель, лапша. Но в русском языке макаронами называются все макаронные изделия в целом.
- Как различаются сорта макарон по внешнему виду? ( Макароны – длинные изделия, могут быть полыми внутри; рожки – короткие витые изделия, также могут быть полыми; вермишель – самые мелкие макаронные изделия; лапша – плоские, короткие макаронные изделия.)
Происхождение самого названия этого продукта – макароны – имеет несколько версий. По одной из них, оно возникло от итал. «мять, месить». По другой – от греч. «макария», что означало кушанье из ячменной муки, в переносном смысле – счастье. Так что имя Макар в переводе с греческого означает «счастливец».
Первая макаронная фабрика появилась в Одессе, в конце 18-го века.
VIII. Приготовление макарон
Макароны ценятся за простоту приготовления. Достаточно только вскипятить воду в кастрюле, высыпать макароны и дождаться, пока они станут мягкими – отварятся. Однако приготовление макарон имеет свои секреты. В одном фильме рассказывалось, как в геологической партии оставили кашеварить одного техника. Так он сначала макароны вымыл, а потом залил холодной водой и в таком виде поставил вариться. В результате все макароны расползлись и склеились в несъедобный комок. Поэтому запишите в свои тетрадки текст инструкционно-технологической карточки по приготовлению макарон.
(Школьницы делают записи в тетради.)
Инструкционно-технологическая карточка
1. Макароны – готовый для приготовления продукт, их не надо мыть.
2. Макароны надо засыпать в горячую, лучше кипящую воду, добавив в нее соль.
3. Во время варки макароны необходимо помешивать ложкой, чтобы они не склеивались между собой.
4. Чтобы макароны сохранили свой внешний вид, их нельзя переваривать, иначе они разварятся.
5. После того как макароны сварились до готовности (15-20 мин.), их необходимо поместить на дуршлаг и помешать ложкой, чтобы слилась вода.
6. Затем их надо промыть кипяченой водой. Лучше, если при этом вода будет горячей, так макароны не остынут.
7. Осталось переложить макароны обратно в кастрюлю и поставить ее на слабый огонь.
8. Посолите блюдо, положите в него сливочное масло и все перемешайте.
(Школьницы бригадой готовят макароны, следуя инструкционно-технологической карточке.)
Макароны нельзя плотно накрывать крышкой: вода, в которой они варятся, может убежать. Поэтому крышка на кастрюле при варке макаронных изделий обязательно должна быть чуть-чуть сдвинута. Лучше для приготовления макарон выбрать самую тяжелую крышку, чтобы она под воздействием струящегося из кастрюли пара не сдвигалась.
Не забывайте время от времени помешивать макароны. После того как вы их высыпали и вода вновь закипела, надо убавить огонь и на нем доварить блюдо.
Пока макароны варятся, поговорим о том, в сочетании с какими продуктами, кроме соли и масла, их подают. Сама по себе макароны – продукт, достаточно простой по вкусу, и постоянно его есть, не захочется. Поэтому для разнообразия вкусовых оттенков макароны принято подавать вместе с рядом других продуктов. Например, традиционными являются макароны с тертым сыром.
- Какие сорта сыра подойдут для подобного блюда? (Твердые, чтобы сыр можно было бы натереть на терке.)
Терка может иметь мелкие и крупные ячейки.
- Какой теркой следует воспользоваться для того, чтобы натереть сыр для макарон? (С крупными ячейками.)
При работе с теркой соблюдайте правила ТБ. Ведь у нее заостренные металлические «коготки», которые размельчают продукт, чтобы из него получилась рыхлая масса. Поэтому держите кусочек на безопасном для ваших пальцев расстоянии и не спешите, проводя им по поверхности терки.
- Откуда, на ваш взгляд, произошло название этого кухонного предмета – терка? (От слова «тереть», поскольку продукты с ее помощью растираются на мелкие частицы.)
Пусть каждая из вас попробует поработать с теркой – проведет по ее поверхности куском сыра.
(Школьницы готовят сыр для посыпания макарон.)
Добавки, которые можно использовать для блюд из макарон.
- Мясной фарш; макароны с мясным фаршем принято называть «макароны по-флотски»;
- Отварные грибы;
- Жареный лук и зелень;
- Отварные креветки и другие морепродукты.
В магазинах продается лапша, готовая к употреблению, достаточно ее залить кипятком и дать постоять под крышкой. Эти изделия приготовлены особым способом: они сначала отварены, потом зажарены, а в конце процесса приготовления заморожены или засушены в специальных блоках.
Подобные продукты экономят время приготовления. Но постоянно ими питаться не желательно, они несут большую нагрузку для желудка, требуя усиленного переваривания. Так что любителям макарон лучше потратить время и приготовить себе полноценное блюдо самостоятельно.
IX. Дегустация макарон
Готовые макароны раскладываются по тарелкам, посыпаются тертым сыром.
- С помощью какого прибора едят макароны? (Вилки и ножа.)
Если макароны слишком длинные, их едят, наматывая на вилку.
Х. Блюда из макаронных изделий
Из макарон, сочетая их разными продуктами, можно приготовить запеканки. В данном случае они будут называться «макаронники» или «лапшевники».
Для приготовления такой запеканки надо сначала отварить макароны, добавить отварного мяса с луком и зеленью. Можно сочетать макароны с творогом. Готовые макароны перемешать с творогом, залить сырыми яйцами и запечь в духовке.
XI. Подведение итогов
- Поясните афоризм древнего медика Гиппократа: «Ты есть то, что ты ешь».
- Перечислите последовательность действий при варке макарон.
- Подумайте, с чем еще можно сочетать макаронные изделия.
- С чем подают макароны в виде дополнения – гарнира?
В заключение хотелось бы обратиться с большой просьбой – контролируйте качество потребляемых продуктов и по возможности ограничивайте потребление тех, которые активно предлагаются рекламой.
XII Домашнее задание
Попробуйте сварить макароны для своей семьи.
На следующее занятие необходимо принести селедку и овощи – репчатый и зеленый лук, зеленый горошек, отварные морковь, свеклу, картофель, зелень, растительное масло, майонез.

В состав макаронных изделий входят: 9-13 % белка, 75-79% углеводов, 1% жира, а калорийность в среднем составляет 338 ккал в 100 г изделия.
Макаронные изделия варят двумя способами: в большом и малом количестве воды. Первый способ: берут 100г макарон, 2 стакана воды, чайную ложку соли. Макароны опускают в кипящую соленую воду, после приготовления откидывают на дуршлаг. После стекания воды добавляют масло или соус и подают на стол. Макаронный отвар применяют для приготовления супов, пюре, соусов. Второй способ: на 100г макарон берут 1 стакан воды. Макароны опускают в кипящую соленую воду, варят до запустения, часто помешивая, затем добавляют масло, посуду закрывают крышкой, ставят на слабый огонь, варят до готовности.
Макаронник с яйцами.
Макароны отваривают, сливают воду. В отдельную посуду наливают холодное молоко, кладут сыр, яйца, сахар, соль и размешивают. Приготовленной смесью заливают отварные макароны, уложенные на сковороду, сверху посыпают сухарями, сбрызгивают маслом и запекают в духовке 15-20 минут.
Как только на макароннике появится румяная корочка, значит он готов. Перед подачей макаронник сверху смазывают маслом.
На 250 г макарон нужно брать 1 яйцо, 1 стакан молока, 2 столовые ложки сахара, 2 столовые ложки сухарей, 0,5 чайной ложки соли, 1 столовую ложку масла.

Технологическая карта.
Макароны с сыром
Наименование продукта Количество продукта Последовательность приготовления Посуда и инвентарь
Макароны
Вода
Соль 200г

10г В кипящую подсоленную воду засыпать макароны, помешать и отварить. Откинуть на дуршлаг Кастрюля,
дуршлаг,
столовая ложка
Масло сливочное 80г Макароны выложить на сковороду с разогретым сливочным маслом и прогреть в течении 5 мин Сковорода,
столовая ложка
Сыр 50г Натереть на терке. Макароны выложить на тарелку и посыпать сыром Терка, тарелка
Категория: Мастер-класс | Добавил: tasha (2012-01-07) | Автор: Цветкова Наталья Константиновна E
Просмотров: 8189 | Комментарии: 5 | Теги: технология | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-27, 4:07 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru