Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Мастер-класс

Практическое занятие"Изучение лекарственных растений"
Пояснительная записка

Растительный мир земли необычайно богат и разнообразен. По примерным подсчетам ученных, в окружающем нас мире существует около 400 тыс. растений, в том числе огромное число покрытосемянных, голосемянных растений, папоротников, мхов, водорослей и т. д. Все это огромное разнообразие играет важную роль в жизни Земли. Только растения обладают удивительной способностью, используя энергию солнечных лучей, связывая углерод из углекислого газа и воду, создавая углеводы и другие органические вещества, выделяя при этом кислород, необходимый для дыхания всех живых организмов на Земле и ни кем более невырабатываемый. Растения активно участвуют в формировании почв и климата составляют пищевой рацион человека и животных.
Многие растения обладают целебными свойствами. Ежегодный сбор лекарственных растений составляет около 20 тыс. т. Ведется поиск новых лекарственных растений. К настоящему времени уже заметно истощение некоторых видов, когда-то многочисленных лекарственных растений (полынь цитварная, валериана и др.). Поэтому при изучении темы «Растительные и животные ресурсы Казахстана» 2 часа выделено на знакомство с лекарственными растениями Казахстана, на занятие практическое. При изучении данной темы используются приемы технологии «Развитие критического мышления у учащихся» такие как:
1. Инсерт на стадии вызова
Что я знаю об этой теме Полученные знания соответствуют тому, что я знаю Полученные знания не соответствуют тому, что я знаю (новые знания) Что я еще хочу узнать по этой теме.


2. Толстые и тонкие вопросы на стадии осмысления
Тонкие вопросы Толстые вопросы
Что? Согласны ли вы?
Кто? Как звать?
Где? Согласны ли вы?
Когда? Верно ли?
Почему?
Зачем?
Может?
Будет?
Мог ли Дайте три объяснения почему…?
Объясните почему…?
Почему вы думаете…?
Почему вы так считаете…?
В чем различие…?
Предположите, что будет если…?

Данная разработка урока рекомендуется преподавателям естественных дисциплин и молодым преподавателям, изучающим технологию «Развития критического мышления у учащихся»
Тема урока: Лекарственные растения Казахстана
Образовательные цели урока:
 Обучающие: сформировать практические навыки распознавания лекарственных растений
 Развивающие: актуализировать имеющиеся у учащихся знания, побудить познавательный интерес к изучаемому материалу, развивать умение решать проблемы, задавать вопросы, выражать свои мысли письменно и устно, развивать умение решать проблемы, задавать вопросы, выражать свои мысли письменно и устно
 Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, умение брать ответственность на себя, участвовать в со¬вместном принятии решения, воспитывать умение выстраивать конструктивные взаимо¬отношения с другими людьми, умение сотрудничать и работать в группе.
Тип урока: Практическое занятие
Оборудование: Альбом «Лекарственные растения», правила сбора и сушки лекарственных растений, календарь сбора лекарственных растений, инструкционные карты.
Ход урока:
І Организационный момент
Подготовка учащихся к восприятию материала и работе на уроке
ІІ Вызов. Допуск к занятию
Заполняется 1 графа «Инсерта» после обсуждения в «двойках».
Вопросы для «Инсерта»
1.Какие растения являются лекарственными?
2. Какие лекарственные растения вы знаете?
3. История использования лекарственных растений. (Подведение итогов)
ІІІ Выполнение практических заданий
3.1 Вводный инструктаж (реализация смысла, осмысление, содержа¬ние).
1. Сообщение темы и целей занятия.
2. Ознакомление с основными этапами работы.
3. Раздача инструкционных карт.
3.2 Самостоятельная работа учащихся.
1) Индивидуальное изучение семи растений. Составление по два тонких и толстых вопроса. Взаимоопрос (работа в парах).
2) Обсуждение вопросов в группах. Выделение наиболее интересных и сложных вопросов для команд-соперниц.
1. Опрос по вопросам команд соперниц
2. Заполнение 2,3,4 графы «Инсерта».
3. Литературная пауза
3.3 Заключительный инструктаж
ІV Осмысление Составление «Кодекса защиты растений от истребления»
V Зачет Защита «Кодекса защиты растений от истребления»
VI Домашнее задание Составить «Синквейн». Подготовить сообщения о лекарственных растениях, занесённых в Красную книгу
Приложение 1

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА
Тема: Лекарственные растения Казахстана
Цель: Углубление и расширение знаний о ценных растениях Казахстана
Задание
1. Ознакомиться с литературными источниками
2. Заполнить таблицу
3. Написать «Кодекс защиты лекарственных растений от истреб¬ления»
Наглядные пособия: Альбом «Лекарственные растения».

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Ознакомиться с литературой
2. Заполнить таблицу
3. Составить по два толстых и тонких вопроса о лекарственных растениях
4. Опросить партнера по парте
5. Выбрать в группе наиболее интересные вопросы
6. Произвести опрос соседних команд
7. Составить «Кодекс защиты лекарственных растений от истребления»

Название растения Значение Район расположения

ЗАЧЕТ
Защита Кодекса
Домашнее задание: Составить «Синквейн». Подготовить сообщения о лекарственных растениях, занесённых в Красную книгу

Приложение 2

ПРАВИЛА СБОРА И СУШКИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ
Прежде чем приступить к сбору лекарственных растений, надо узнать в аптекоуправлении или в аптеке какие травы принимаются.
В качестве лекарственного сырья используют только те части растения, которые содержат наибольшее количество действующих веществ. В одних случаях следует собирать все надземные части растения: траву, кору листья, цветы, плоды, семена, в других - подземные части: корневища и корни.
Сбор листьев, цветков, плодов надо производить, в ясную погоду, в сухой, солнечный день, когда растения совершенно сухие. Корни можно выкапывать в любую, погоду. Нужно следить, чтобы в сбор не попадали не нужные части растений или другие растения.
Листья, цветки, траву, ягоды собирать надо в корзины, прокладывая слои растений веточками.
Плоды, семена, корни и кору можно собирать в мешки.
Кору надо снимать весной, до или в начале появления листьев. В это время происходит усиленное соковыделение. Собирать надо кору молодых деревьев. На тонких стволах, ветвях делают несколько продольных надрезов длиной 20—30 см и соединяют их короткими поперечными надрезами. С одного края кору отделяют ножом и снимают с древесины (делается по разрешению лесничества).
Листья собирают во время цветения. Старые, поврежденные насекомыми листья собирать нельзя.
Цветки собирают, когда они только распустились, вручную, обрывая их с небольшим остатком цветоножки.
Траву собирают, в основном, во время цветения, обрывая вручную или срезая серпом, если среди зарослей мало других растений. Нельзя траву выдергивать с корнем или с корневыми почками, так как сырье засоряется землей. А если травы многолетние, то это ведет к уничтожении зарослей.
Плоды надо собирать, когда они созрели, обрывая их вручную.
Корни можно собирать осенью или ранней весной. Но осенью корни крупнее. Осыпавшиеся же на землю семена прорастут и помогут естественному возобновлению зарослей. Поэтому сбор корней лучше производить осенью. Корни выкапывают, отряхивают с них землю, промывают их в холодной воде, уложив в плетеные корзины или ящики с отверстиями. Затем корни немного подсушивают, чтобы можно было очистить и обрезать тонкие веточки и кончики, корневые шейки. Крупные корпи разрезают для быстрой сушки на куски.
Перед сушкой собранное сырье сортируют: выбра¬сывают другие растения, попавшие случайно при сборе, ненужные части этого же растения, например, листья в цветочном сборе, недозрелые, мятые плоды и пр.
Сушить собранный материал надо немедленно.
Сушить можно на солнце (солнечная сушка), на воздухе (воздушная), в тени (теневая) и в сушилках (искусственная тепловая).
Корни можно сушить на солнце на подстилках или па деревянных рамах, обтянутых металлической сеткой или марлей. Такие рамы можно сделать в школьных мастерских на занятиях труда. Сырье насыпают на рамы слоем в 2—3 сантиметра и два раза в день переворачивают его. Через 2—3 дня на солнце сырье высыхает. Корни считаются сухими, когда при сгибании легко ломаются.
Теневая сушка проводится в тени под открытым небом или под крышей (под навесом или на чердаке). Конеч¬но, лучше всего подвешивать травы, связанные в пучки, под навесом и сушить на ветру. Листья, цветки, плоды раскладывают на подстилки или на рамы. Высушенные листья, трава, цветки растираются в руке, сухие семена и плоды при пересыпании издают шелест, а сочные высушенные плоды не должны слипаться в комок.
Если сушить на чердаке, то лучше всего под же¬лезной крышей, потому что такая крыша сильно нагре¬вается, и на чердаке создается высокая температура — сырье сохнет быстро. Для теневой сушки можно исполь¬зовать сараи, школьные помещения, но все они должны обязательно проветриваться.
Для сушки растений осенью или в дождливую по¬году используют сушилки. Особенно ягоды после пред¬варительного провяливания на солнце лучше всего сушить в русской печи или в духовке. Печь можно исполь¬зовать для сушки только через 2—3 часа после топки, иначе ягоды могут, сгореть и стать непригодными. Тем¬пература сушки должна быть 70—80°, при более низкой ягоды закисают. Так как разные части растений сохнут неравномерно, сушку надо обязательно доводить до конца.


Приложение 3

КАЛЕНДАРЬ СБОРА
ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ

ВЕСНА
Барбарис, береза, березовый гриб (чага), крушина ломкая, ландыш майский, одуван¬чик лекарственный, сосна, толокнянка обык¬новенная, боярышник алтайский, первоцвет.

Л ЕТО
Адонис весенний (горицвет), василек синий, вахта трехлистная, горец птичий, душица обыкновенная, зверобой, календула, крапива двудомная, липа, малина, мать-и-мачеха, мята перечная, пастушья сумка, плаун-баранец, подорожник большой, подсолнечник, полынь горькая, пустырник, ромашка аптечная, смородина черная, татарник колючий, . тысячелистник обыкновенный, укроп паху¬чий, хвощ полевой, череда трехраздельная, черника

ОСЕНЬ :
Алтей лекарственный, горец змеиный, девя¬сил, клюква четырехлепестная, кукуруза, лапчатка прямостоячая, можжевельник обы¬кновенный, облепиха крушиновидная, ольха серая и ольха черная, петрушка огородная, рябина, солодка, черемуха обыкновенная, шиповник.
Категория: Мастер-класс | Добавил: Tanaj (2012-01-21) | Автор: Каталова Татьяна Сергеевна
Просмотров: 4530 | Комментарии: 2 | Теги: экология, охрана окружаюшей среды | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-27, 9:37 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru