Главная » Статьи » В помощь учителю » Мастер-класс |
Из опыта работы КШДС № 33 по развитию ИКТ-компетентности учителей-предметников заместитель директора по УВР Ковалева О.А. Анализ реальной школьной практики и изучение результатов анкетирования педагогов школы «Оценка ИКТ-компетентности» свидетельствуют о недостаточной готовности учителей применять ИКТ-технологии в учебном процессе. Одной из причин этого является невысокий уровень сформированности ИКТ - компетенции учителя, а формирование ИКТ- компетенции учителей на уровне методической службы ведется не системно. В сложившихся условиях стратегическим ресурсом формирования ИКТ- компетенции учителей становится внутриорганизационное обучение в системе методической работы с педагогическими кадрами. Создание информационной методической среды является наиболее результативной формой, позволяющей соединить теоретическое обучение учителей основам информационной культуры с практической деятельностью. Информационная методическая среда позволяет осуществить: • методическую поддержку профессиональной деятельности педагогов и учебной деятельности учащихся на основе использования ИКТ; • концентрацию информационных массивов в информационных банках данных, которые будут классифицированы в едином на всех управленческих уровнях стиле. • разнообразные образовательные услуги в области информационной и методической поддержки учебного процесса: развитие новых форм обучения учителя – предоставление дистанционных образовательных услуг, с помощью которых станет возможным реализация индивидуальной траектории и темпа обучения каждого педагога, а также повышение квалификации педагогических и административных работников школы; Создание информационной методической среды является одним из педагогических условий формирования ИКТ- компетенции учителя. Программы информатизации системы образования и развития образовательной информационной среды являются одной из важнейших составных частей программы повышения ИКТ-компетентности педагога. Именно владение информационно-компьютерными технологиями (ИКТ) позволяет человеку оставаться в актуальной зоне научно-технического прогресса, приспосабливаться к условиям стремительной информационной революции. Опыт информатизации систем образования других стран показал, что одним из условий успеха является формирование у педагогов как профессиональной информационной культуры, так и общей информационной культуры. Этот процесс нельзя пускать на самотек, т.к. абсолютное большинство учителей работает с перегрузками, и учителя ссылаются на эти перегрузки как на причину невозможности найти время на повышение своей ИКТ-компетентности, при этом совершенно упуская из виду то, что именно это повышение позволяет и интенсифицировать труд учителя, и облегчить его. Да, возможность пройти курсовую подготовку имеется у каждого учителя, но кроме этого, в учебном заведении необходимо создать такие условия, когда учителям было бы выгодно повышать свой ИКТ-уровень. В настоящее время в условиях введения новой системы оплаты труда у администрации школы появляется действенный механизм стимулирования педагогов, развивающих свою профессиональную информационную культуру, применяющих ИКТ в своей педагогической деятельности. Но мониторинг этих процессов не отработан, критерии оценки эффективности работы учителей в этом направлении не определены. В нашей школе была разработана программа создания единой информационной среды, обеспечивающей повышение качества образования, по следующим направлениям: -информатизация управления (с внедрением безбумажных технологий); внедрение Bilimal -внедрение информационных технологий в учебный процесс и воспитательную работу для обеспечения условий формирования информационной культуры обучающихся, повышения профессиональной компетенции педагогов и активизации учебного процесса; - создание условий для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство. При определении путей повышения ИКТ-компетентности были проанализированы результаты оценки уровня информатизации школы, уровень ИКТ-активности педагогов, опрос учителей о том, каким формам повышения уровня ИКТ-компентности они отдают предпочтение. Анализ ситуации показал: В течение последних трех лет среди педагогов нашей школы наблюдается устойчивый рост количества учителей, умеющих пользоваться компьютером: Умеют пользоваться компьютером Используют в профессиональной деятельности 20 4 36 12 43 17 76 68 По результатам анкетирования базовой ИКТ компетенцией в нашей школе владеют 17 человек (56%), расширенной ИКТ компетенцией - 5 человек (17%), профессиональной ИКТ компетенцией - 3 (10%) Стоит отметить, что этот рост коррелируется не с количеством учителей, окончивших курсы, а с количеством имеющихся домашних компьютеров. Курсовая подготовка неэффективна без постоянного использования техники, навыки у взрослых людей вырабатываются труднее, чем у детей, а забываются быстрее. Но она более чем эффективна при условии постоянного использования компьютера дома или на работе. Рост использования компьютеров в профессиональной деятельности учителей обеспечивается ростом компьютерного парка школы, но сдерживается отсутствием компьютеров на рабочих местах учителей. При большой загрузке компьютерных классов, классов с ИД затруднительно использовать их для проведения уроков учителей-предметников. Наличие нескольких ноутбуков в школе значительно бы увеличило уровень возможностей использования ИКТ как в урочной деятельности, так и для проведения внеклассных мероприятий и родительских собраний. Надо отметить, что педагоги, указавшие в анкетах, что они умеют пользоваться компьютером, значительно различаются по уровню пользовательских навыков. Для выявления уровня минимальных пользовательских навыков использовались: опрос, наблюдение за работой педагогов в компьютерном классе, анализ качества электронной документации учителей. Были выбраны следующие навыки: общие (работа с файловой системой), работа с текстовым процессором, работа с электронными таблицами, создание презентаций, поиск и Интернете, владение электронной почтой. Как оказалось, в своей работе учителя используют из имеющихся возможностей программ самые простые: Из гистограммы распределения уровней пользовательских навыков учителей школы видно, что чуть половина преподавательского состава относится к слабым пользователям, примерно треть – к пользователям среднего уровня, и только десятая часть владеют минимальными пользовательскими навыками в полном объеме. Ниже приводятся результаты анкеты, проводившейся в школе анонимно: Каковы результаты формирования информационной компетентности учителей? 1. Уверенно и регулярно используют ИКТ – 24% педагогов. 2. Могут сделать поурочное планирование с использованием ИКТ – 60% 3. Подготовить урок с использованием ИКТ учениками – 50%. 4. Подобрать программное обеспечение для учебных целей – 60%. 5. Найти учебные материалы – 70%. 6. Использование ИКТ для мониторинга развития ученика – 30%. 7. Использование ИКТ для объяснения на уроке – 40%. При этом часть учителей, по каким-то причинам оставляли вопросы открытыми. В результате консультации с психологом о трактовке ответов «по умолчанию» были выявлены возможные пси¬хологические (личностные) причины, по которым респон¬денты отказались отвечать на вопросы анкеты, проводив¬шейся анонимно и потребовавшей затрат от 5 до 10 минут личного времени: 1) негативное отношение к предмету оп¬роса; 2) предмет опроса неактуален (равнодушие); 3) внут¬ренняя боязнь встречи с предметом опроса; 4) негативное отношение к различного рода анкетированию вообще. Очевидно, что подавляющее большинство респонден¬тов данной группы по тем или иным причинам выступа¬ет против внедрения ИКТ в свою предметную область. Более того, они не осознают и той опасности, с которой столкнутся в ближайшем будущем. Эта опасность состо¬ит не только в том, что они перестанут удовлетворять со¬временным требованиям как профессионалы, но они бу¬дут всё более и более выступать «тормозом» обновления образовательного процесса. Каждый из этих случаев на¬глядно демонстрирует наличие психологического барье¬ра, препятствующего осознанию кризиса, в котором они пребывают. Этот кризис можно определить как кризис профессионального роста и социально-профессиональ¬ной самоактуализации, вызванный невозможностью или нежеланием адаптироваться к новым условиям сво-его труда. Следовательно, психологический анализ результатов анкетирования показал, что первоосновой всех проблем, с которыми сталкиваются, часто сами того не осознавая, многие учителя, особенно средней и старшей возрастной группы - это не технические и даже не методические, а психологические проблемы. Основную проблему, базирующуюся на «человечес¬ком факторе» и связанную с внедрением ИКТ в сферу об¬разования, можно сформулировать как неготовность учителя осознать себя в качестве активного участни¬ка процесса по созданию новой информационной образо¬вательной среды своего учебного заведения. Это прояв¬ляется в следующих формах: • психологической - что означает своего рода боязнь осознания как своей обновленной роли в образова¬тельном процессе, так и своей ответственности за внедрение ИКТ в учебный процесс; • учебно-методической - что означает слабое представ¬ление о дидактических возможностях как ПК, так и всего многообразия современных электронных обра¬зовательных ресурсов (ЭОР) и аппаратных средств, их воспроизводящих; • технической - что означает весьма низкий уровень владения ПК и ИКТ. Все три названные составляющие находятся в тесном взаимодействии, самым непосредственным образом вли¬яя друг на друга. Поэтому их нужно и рассматривать, и решать в комплексе. Однако следует заметить, что пси¬хологическая составляющая этих проблем является ос¬новной, а две другие являются результатом первой - пси¬хологической - и в них скрыта неразрешенность про¬блем психологических. Всё это приводит к резкому сопротивлению большин¬ства учителей средней школы инновациям и к нежела¬нию работать в новых условиях. К сожалению, несисте¬матический характер обмена опытом между педагогами в виде лишь изредка случающегося взаимопосещения уроков с использованием ИКТ, проведения конферен¬ций, семинаров или мастер-классов убеждает в необхо¬димости перестройки далеко не всех. Успех решения этих проблем лежит в области переори¬ентации как личностных установок учителя, так и его профессиональной концепции на использование иннова¬ционных технологий, что приводит к сдвигу в шкале его профессиональных ценностей и осознанию необходимос¬ти обновления багажа своих педагогических достижений. Поэтому ход решения проблем, стоящих перед учителем в условиях информатизации образования, можно назвать комплексной переориентацией как его личностных уста¬новок, так и его профессиональной деятельности в сторо¬ну рационального и целесообразного использования ИКТ в учебном процессе. Таким образом, в этой области у нас имеются значительные резервы для роста. Для обеспечения успешной стратегии необходимо убеждать учителей, в первую очередь, приобретать относительно недорогую, но вполне эффективную для наших целей компьютерную технику, желательно ноутбуки, обеспечивающие необходимую мобильность, во-вторых, наращивать компьютерный парк школы, в-третьих, обеспечить рост мотивации и создать условия для повышения компьютерной грамотности. Достаточно хороший пользовательский уровень учителя-предметника является залогом успешного применения им ИКТ-технологий в своей повседневной работе, но часто именно краткосрочные специализированные тематические занятия дают учителю-предметнику необходимый толчок, и он уже целенаправленно проходит обучение или на пользовательских курсах углубленного уровня, или на специальных курсах для учителей. В школе действует сетевое сообщество, в программе работы которого не только консультации, но и специализированные тематические занятия по освоению программного обеспечения интерактивных досок. Краткосрочные курсы «ИКТ в практике работы учителя» проводятся в каникулярное время. На первом этапе внедрения программы информатизации в школе регулярно проводились открытые уроки с использованием ИКТ, на которых демонстрировались различные области применения компьютеров и сети Интернет в урочной деятельности. Для обеспечения роста мотивации учителей в повышении уровня ИКТ-компетенций в рамках школы разработана методика контроля за результатами внедрения программы создания единого информационного пространства. Поскольку в школе не существует должности заместителя директора по информатизации, функции контроля распределяются в соответствии с имеющимися должностными инструкциями. Необходимая координация действий проводится по линии методобъединений учителей. Анализ материалов учителей, предоставленных по результатам внедрения программы, проводит учитель информатики. В конце года администрации предоставляется отчет, в котором отражается активность участников педагогического процесса по внедрению ИКТ в работу школы (в соответствии с планом мероприятий). Результаты анализа учитываются при подведении итогов работы в текущем учебном году.[/color] | |
Просмотров: 2599 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|