Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Мастер-класс

Из опыта работы КШДС № 33 г. Караганды по развитию ИКТ-компетентности учителей-предметников
Из опыта работы КШДС № 33 по развитию ИКТ-компетентности учителей-предметников
заместитель директора по УВР Ковалева О.А.

Анализ реальной школьной практики и изучение результатов анкетирования педагогов школы «Оценка ИКТ-компетентности» свидетельствуют о недостаточной готовности учителей применять ИКТ-технологии в учебном процессе. Одной из причин этого является невысокий уровень сформированности ИКТ - компетенции учителя, а формирование ИКТ- компетенции учителей на уровне методической службы ведется не системно. В сложившихся условиях стратегическим ресурсом формирования ИКТ- компетенции учителей становится внутриорганизационное обучение в системе методической работы с педагогическими кадрами. Создание информационной методической среды является наиболее результативной формой, позволяющей соединить теоретическое обучение учителей основам информационной культуры с практической деятельностью.
Информационная методическая среда позволяет осуществить:
• методическую поддержку профессиональной деятельности педагогов и учебной деятельности учащихся на основе использования ИКТ;
• концентрацию информационных массивов в информационных банках данных, которые будут классифицированы в едином на всех управленческих уровнях стиле.
• разнообразные образовательные услуги в области информационной и методической поддержки учебного процесса: развитие новых форм обучения учителя – предоставление дистанционных образовательных услуг, с помощью которых станет возможным реализация индивидуальной траектории и темпа обучения каждого педагога, а также повышение квалификации педагогических и административных работников школы;
Создание информационной методической среды является одним из педагогических условий формирования ИКТ- компетенции учителя.
Программы информатизации системы образования и развития образовательной информационной среды являются одной из важнейших составных частей программы повышения ИКТ-компетентности педагога. Именно владение информационно-компьютерными технологиями (ИКТ) позволяет человеку оставаться в актуальной зоне научно-технического прогресса, приспосабливаться к условиям стремительной информационной революции. Опыт информатизации систем образования других стран показал, что одним из условий успеха является формирование у педагогов как профессиональной информационной культуры, так и общей информационной культуры.
Этот процесс нельзя пускать на самотек, т.к. абсолютное большинство учителей работает с перегрузками, и учителя ссылаются на эти перегрузки как на причину невозможности найти время на повышение своей ИКТ-компетентности, при этом совершенно упуская из виду то, что именно это повышение позволяет и интенсифицировать труд учителя, и облегчить его. Да, возможность пройти курсовую подготовку имеется у каждого учителя, но кроме этого, в учебном заведении необходимо создать такие условия, когда учителям было бы выгодно повышать свой ИКТ-уровень.
В настоящее время в условиях введения новой системы оплаты труда у администрации школы появляется действенный механизм стимулирования педагогов, развивающих свою профессиональную информационную культуру, применяющих ИКТ в своей педагогической деятельности. Но мониторинг этих процессов не отработан, критерии оценки эффективности работы учителей в этом направлении не определены.
В нашей школе была разработана программа создания единой информационной среды, обеспечивающей повышение качества образования, по следующим направлениям:
-информатизация управления (с внедрением безбумажных технологий); внедрение Bilimal
-внедрение информационных технологий в учебный процесс и воспитательную работу для обеспечения условий формирования информационной культуры обучающихся, повышения профессиональной компетенции педагогов и активизации учебного процесса;
- создание условий для взаимодействия семьи и школы через единое
информационное пространство.
При определении путей повышения ИКТ-компетентности были проанализированы результаты оценки уровня информатизации школы, уровень ИКТ-активности педагогов, опрос учителей о том, каким формам повышения уровня ИКТ-компентности они отдают предпочтение. Анализ ситуации показал:

В течение последних трех лет среди педагогов нашей школы наблюдается устойчивый рост количества учителей, умеющих пользоваться компьютером:
Умеют пользоваться компьютером Используют в профессиональной деятельности
20 4
36 12
43 17
76 68

По результатам анкетирования базовой ИКТ компетенцией в нашей школе владеют 17 человек (56%), расширенной ИКТ компетенцией - 5 человек (17%), профессиональной ИКТ компетенцией - 3 (10%)
Стоит отметить, что этот рост коррелируется не с количеством учителей, окончивших курсы, а с количеством имеющихся домашних компьютеров. Курсовая подготовка неэффективна без постоянного использования техники, навыки у взрослых людей вырабатываются труднее, чем у детей, а забываются быстрее. Но она более чем эффективна при условии постоянного использования компьютера дома или на работе.
Рост использования компьютеров в профессиональной деятельности учителей обеспечивается ростом компьютерного парка школы, но сдерживается отсутствием компьютеров на рабочих местах учителей. При большой загрузке компьютерных классов, классов с ИД затруднительно использовать их для проведения уроков учителей-предметников. Наличие нескольких ноутбуков в школе значительно бы увеличило уровень возможностей использования ИКТ как в урочной деятельности, так и для проведения внеклассных мероприятий и родительских собраний.
Надо отметить, что педагоги, указавшие в анкетах, что они умеют пользоваться компьютером, значительно различаются по уровню пользовательских навыков. Для выявления уровня минимальных пользовательских навыков использовались: опрос, наблюдение за работой педагогов в компьютерном классе, анализ качества электронной документации учителей. Были выбраны следующие навыки: общие (работа с файловой системой), работа с текстовым процессором, работа с электронными таблицами, создание презентаций, поиск и Интернете, владение электронной почтой. Как оказалось, в своей работе учителя используют из имеющихся возможностей программ самые простые:
Из гистограммы распределения уровней пользовательских навыков учителей школы видно, что чуть половина преподавательского состава относится к слабым пользователям, примерно треть – к пользователям среднего уровня, и только десятая часть владеют минимальными пользовательскими навыками в полном объеме.
Ниже приводятся результаты анкеты, проводившейся в школе анонимно:
Каковы результаты формирования информационной компетентности учителей?
1. Уверенно и регулярно используют ИКТ – 24% педагогов.
2. Могут сделать поурочное планирование с использованием ИКТ – 60%
3. Подготовить урок с использованием ИКТ учениками – 50%.
4. Подобрать программное обеспечение для учебных целей – 60%.
5. Найти учебные материалы – 70%.
6. Использование ИКТ для мониторинга развития ученика – 30%.
7. Использование ИКТ для объяснения на уроке – 40%.
При этом часть учителей, по каким-то причинам оставляли вопросы открытыми.
В результате консультации с психологом о трактовке ответов «по умолчанию» были выявлены возможные пси¬хологические (личностные) причины, по которым респон¬денты отказались отвечать на вопросы анкеты, проводив¬шейся анонимно и потребовавшей затрат от 5 до 10 минут личного времени: 1) негативное отношение к предмету оп¬роса; 2) предмет опроса неактуален (равнодушие); 3) внут¬ренняя боязнь встречи с предметом опроса; 4) негативное отношение к различного рода анкетированию вообще.
Очевидно, что подавляющее большинство респонден¬тов данной группы по тем или иным причинам выступа¬ет против внедрения ИКТ в свою предметную область. Более того, они не осознают и той опасности, с которой столкнутся в ближайшем будущем. Эта опасность состо¬ит не только в том, что они перестанут удовлетворять со¬временным требованиям как профессионалы, но они бу¬дут всё более и более выступать «тормозом» обновления образовательного процесса. Каждый из этих случаев на¬глядно демонстрирует наличие психологического барье¬ра, препятствующего осознанию кризиса, в котором они пребывают. Этот кризис можно определить как кризис профессионального роста и социально-профессиональ¬ной самоактуализации, вызванный невозможностью или нежеланием адаптироваться к новым условиям сво-его труда.
Следовательно, психологический анализ результатов анкетирования показал, что первоосновой всех проблем, с которыми сталкиваются, часто сами того не осознавая, многие учителя, особенно средней и старшей возрастной группы - это не технические и даже не методические, а психологические проблемы.
Основную проблему, базирующуюся на «человечес¬ком факторе» и связанную с внедрением ИКТ в сферу об¬разования, можно сформулировать как неготовность учителя осознать себя в качестве активного участни¬ка процесса по созданию новой информационной образо¬вательной среды своего учебного заведения. Это прояв¬ляется в следующих формах:
• психологической - что означает своего рода боязнь осознания как своей обновленной роли в образова¬тельном процессе, так и своей ответственности за внедрение ИКТ в учебный процесс;
• учебно-методической - что означает слабое представ¬ление о дидактических возможностях как ПК, так и всего многообразия современных электронных обра¬зовательных ресурсов (ЭОР) и аппаратных средств, их воспроизводящих;
• технической - что означает весьма низкий уровень владения ПК и ИКТ.
Все три названные составляющие находятся в тесном взаимодействии, самым непосредственным образом вли¬яя друг на друга. Поэтому их нужно и рассматривать, и решать в комплексе. Однако следует заметить, что пси¬хологическая составляющая этих проблем является ос¬новной, а две другие являются результатом первой - пси¬хологической - и в них скрыта неразрешенность про¬блем психологических.
Всё это приводит к резкому сопротивлению большин¬ства учителей средней школы инновациям и к нежела¬нию работать в новых условиях. К сожалению, несисте¬матический характер обмена опытом между педагогами в виде лишь изредка случающегося взаимопосещения уроков с использованием ИКТ, проведения конферен¬ций, семинаров или мастер-классов убеждает в необхо¬димости перестройки далеко не всех.
Успех решения этих проблем лежит в области переори¬ентации как личностных установок учителя, так и его профессиональной концепции на использование иннова¬ционных технологий, что приводит к сдвигу в шкале его профессиональных ценностей и осознанию необходимос¬ти обновления багажа своих педагогических достижений. Поэтому ход решения проблем, стоящих перед учителем в условиях информатизации образования, можно назвать комплексной переориентацией как его личностных уста¬новок, так и его профессиональной деятельности в сторо¬ну рационального и целесообразного использования ИКТ в учебном процессе.
Таким образом, в этой области у нас имеются значительные резервы для роста. Для обеспечения успешной стратегии необходимо убеждать учителей, в первую очередь, приобретать относительно недорогую, но вполне эффективную для наших целей компьютерную технику, желательно ноутбуки, обеспечивающие необходимую мобильность, во-вторых, наращивать компьютерный парк школы, в-третьих, обеспечить рост мотивации и создать условия для повышения компьютерной грамотности.
Достаточно хороший пользовательский уровень учителя-предметника является залогом успешного применения им ИКТ-технологий в своей повседневной работе, но часто именно краткосрочные специализированные тематические занятия дают учителю-предметнику необходимый толчок, и он уже целенаправленно проходит обучение или на пользовательских курсах углубленного уровня, или на специальных курсах для учителей.
В школе действует сетевое сообщество, в программе работы которого не только консультации, но и специализированные тематические занятия по освоению программного обеспечения интерактивных досок. Краткосрочные курсы «ИКТ в практике работы учителя» проводятся в каникулярное время. На первом этапе внедрения программы информатизации в школе регулярно проводились открытые уроки с использованием ИКТ, на которых демонстрировались различные области применения компьютеров и сети Интернет в урочной деятельности.
Для обеспечения роста мотивации учителей в повышении уровня ИКТ-компетенций в рамках школы разработана методика контроля за результатами внедрения программы создания единого информационного пространства. Поскольку в школе не существует должности заместителя директора по информатизации, функции контроля распределяются в соответствии с имеющимися должностными инструкциями. Необходимая координация действий проводится по линии методобъединений учителей. Анализ материалов учителей, предоставленных по результатам внедрения программы, проводит учитель информатики. В конце года администрации предоставляется отчет, в котором отражается активность участников педагогического процесса по внедрению ИКТ в работу школы (в соответствии с планом мероприятий). Результаты анализа учитываются при подведении итогов работы в текущем учебном году
.[/color]
Категория: Мастер-класс | Добавил: olga1970 (2012-08-11)
Просмотров: 2599 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-05-09, 10:37 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru