Взаимодействие педагогических процессов в лицее и в семье, как фактор формирования личности. Наталья Викторовна Хоменко, освобожденный классный руководитель 5-х классов технического лицея № 165 г.Алматы. Воспитание и обучение оказываются действенными лишь в том случае, если все педагогические средства взаимосвязаны, педагогический процесс характеризуется целостностью и системностью. Творческую, гармонически развитую личность можно сформировать только при соединении в единое целое обучение, воспитание и развитие. Процесс воспитания - многофакторный и протекает он в тесном взаимодействии семьи и школы. Поэтому работа с семьей становится важнейшим компонентом учебно-воспитательного процесса школы. Но семья и школа по-разному влияют на процесс социализации ребенка, его представления о своих возможностях. Целенаправленность, веру в свои силы, надежду на будущее учащийся выносит из социального окружения и, прежде всего, из семьи. Учебные же его достижения являются результатом влияния и дома, и школы. Школа не одинаково влияет на разных детей. Наиболее эффективно ее влияние на тех ребят, которые имеют крепкие семьи. И школа, и семья должны быть заинтересованы в раскрытии и развитии лучших качеств ребенка. Основные направления работы школы с родителями следующие: • знакомство родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, который ведется в школе. • психолого-педагогическое просвещение родителей; • вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность; • корректировка воспитания в семьях отдельных лицеистов; • взаимодействие с общественными организациями родителей (родительскими комитетами школы и класса, школьными советами). Все перечисленные направления работы школы способствуют созданию нормальной среды для организации школьного воспитательного процесса. Классный руководитель привлекает родителей к управлению работой школы и к организации деятельности классов, что предполагает: • обсуждение и решение родителями проблем воспитания детей, жизни школы; • участие родителей в организации воспитательной работы, помощь в подготовке праздников, различных дел, в организации экскурсий, выходов в театр, музеи, помощь по подготовке научных проектов; • помощь в оформлении мероприятий; • ведение кружков; • создание органов самоуправления (родительский комитет, советы дел, проблемные группы). Объектами внимания для классного руководителя должны стать родительский комитет класса и созданный на его основе Совет класса. Родительский комитет класса может выполнять следующие функции: • учебно-воспитательную (оказание помощи в учебе и внеклассной работе); • культурно-массовую; • спортивно- туристическую; • профориентационную; • хозяйственно-бытовую; • функцию корректировки семейного воспитания. Возглавляет работу председатель родительского комитета, избранный общим собранием. Содержание и формы взаимодействия школы и семьи определяются в процессе планирования совместной деятельности родителей и детей в начале учебного года. Важный элемент в работе с родителями лицеистов - повышение педагогической культуры родителей, ибо семья в значительной степени определяет успешность воспитания. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть удачной, если эти звенья положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, совместно планируют работу и подводят итоги своей деятельности. Такое взаимодействие предполагает изучение ребенка в лицее и семье с помощью специальных методик, единство требований к ребенку. Личность ученика характеризуется и диагностируется по четырем основным направлениям: учебная деятельность, развитие коллектива, социальная активность и «портрет семьи». Последняя характеристика чрезвычайно важна, ибо на развитие личности влияет то, как взаимодействуют школа и семья. Для того чтобы ребенок сформировался как развитая личность, необходимо максимально сблизить интересы родителей и педагогов. Для этого нужно изучать семьи лицеистов, систему нравственных ценностей и традиций семей. Наши классные руководители, общаясь с семьями, стремятся соблюдать следующие правила: • классный руководитель в общении с каждой семьей должен быть искренен и уважителен; • общение с родителями ученика должно служить не во вред, а во благо ребенку; • изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным; • изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу. Для изучения семей можно использовать различные методы психолого-педагогической диагностики, которая позволяет корректировать поведение ребенка, влиять на взаимоотношения детей и родителей. При этом необходимо обратить внимание на следующую информацию о семье ученика: • общие сведения о родителях или людях, их заменяющих; • жилищные условия семьи, ее материальная обеспеченность; • образовательный уровень семьи, интерес родителей к школе и к жизни ребенка в классном коллективе; • уровень педагогической культуры родителей; • авторитетность семьи в глазах ребенка; • степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка; • семейные традиции, обычаи; • Положение ребенка в семье (благоприятное, неблагоприятное); • Воспитательные возможности семьи. По результатам психолого-педагогического исследования, сравнительного анализа составляется «портрет семьи». Все это позволяет скорректировать план работы по формированию личности лицеиста. В результате рождается определенная схема воспитательного взаимодействия «педагоги-родители-дети». 1-е звено, диагностическое, включает в себя диагностику детей, родителей и семьи в целом. По результатам диагностической работы планируется деятельность, (2-е звено), направленная на коррекцию выявленных негативных явлений и развитие позитивных тенденций. Мероприятия осуществляются опять же с детьми и родителями. Следующее звено является, на наш взгляд, ключевым – здесь осуществляется обратная связь или взаимодействие. На данном этапе происходит сбор информации об эффективности проделанной работы, уточняется дальнейший социальный заказ от родителей, педагогов, детей. Родители узнают от классного руководителя и педагогов об итогах проделанной работы для коррекции собственных воспитательных действий. Заключительным звеном каждого этапа является анализ проведенной диагностики, планируется работа на следующем этапе. Данная схема является круговой, так как анализ одного этапа является началом следующего. На примере всей нашей работы мы еще раз можем подтвердить необходимость взаимодействия школы и семьи как фактора личностно-ориентированнного подхода к формированию личности лицеиста.
|