Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Семья и школа

Не первый раз в первый класс
[KZ-today]
Не знаю, кто больше переносит стресс от первых месяцев пребывания в школе - первоклассник или его родители.
Но, однозначно, и тем и другим нужна помощь, хотя бы психолога, или бывалого, перенесшего все тяготы этой "первоклассной" жизни как минимум год назад.
В этом месяце мой ребенок, как и многие другие, отправился в первый класс и, несмотря на то, что я там уже была, легче сыну и мне от этого не стало.
Ведь процесс акклиматизации в новом коллективе , осознание новой социальной роли как ученика , каждый должен пройти сам. Поэтому сейчас, когда прошли первые учебные дни, проблемы с поиском школы, учителя, необходимых принадлежностей, - кажутся таким пустяком...
Также не важен поиск нужного стола для выполнения домашних уроков, который по убеждению учителя должен быть у первоклассника со столешницей, расположенной под углом 30-45 градусов.
Наклонная поверхность создает правильное физиологическое положение тела ребенка. И про стул не забыли, подобрали, который заходит за край стола на 5 сантиметров с высокой спинкой и полужесткий. Подставка для ног - тоже есть.
Однако это не решило основной проблемы: "Подними голову и выпрями спину", - с которой мы сталкиваемся каждый раз, как только начинаем делать уроки. Крики, слезы, в итоге, уже не помним, что делать нужно. С одной стороны крайне трудно заставить сидеть правильно, если ребенок видит как родители сами сидят в позе буквы "Z" за столом, уткнувшись носом в монитор, при этом сгорбившись и покачиваясь в офисном кресле. Понимая, что наглядный пример все же показательный, пыталась тоже сидеть прямо, хотя бы когда ребенок рядом, но спина затекает, более часа в такой позе не проработаешь. Не зная как быть, обратилась к классному руководителю, и вот что она рассказала: "В связи с особенностями зрения 6-7 летних первоклассников у них возникает эффект "оптической перспективы, то есть, они видят не четко пока переводят взгляд с доски на учебник, который лежит на обычной парте, поэтому чтобы это компенсировать, наклоняются. Таким образом, дети привыкают сидеть неправильно за обычными школьными партами и даже стол с наклоном дома не может изменить привычную посадку на уроках. А ведь именно на них школьники больше проводят времени в неправильном положении". Однако, я все же не нашла для себя объяснения, как приучить ребенка сидеть правильно и нужно ли это делать в первом классе? Но это еще не все трудности, с которыми пришлось столкнуться...
Оказалось куда сложнее заставить делать уроки. До школы сынишка ходил в образовательный центр, ему не привыкать сидеть хотя бы полчаса в покое, но почему нет желания заниматься? Конечно, сейчас кто-нибудь подумает, если мама кричит на ребенка пока он сидит за столом, то чего же ожидать, но проблема оказалась не в этом.
Раньше, когда сынишка ходил на занятия по подготовке к школе, его не заставляли делать уроки каждый день, да и сам процесс чаще проходил в игровой форме. Но сейчас игровой формы почти нет, ему трудно привыкнуть к новому стилю обучения, ведь еще неделю назад мы раскладывали буквы в виде животных лежа на диване, а теперь все изменилось. Понимая, что нужно внести в процесс домашних уроков элементы игры, только уже, быть может, другой я решила использовать подход: "Помоги, я забыла, как пишутся буквы, ведь я их только печатаю". Перед этим аргументом сын не устоял, начал вести себя как учительница, объясняя и показывая как правильно писать.
История с забывчивостью, или не понимания задания, которое дал учитель, немного оживил процесс выполнения домашних уроков. Конечно, постоянно играть только в эту игру невозможно, ребенку нужны новые варианты, которые, похоже, придется иногда придумывать.
Проблема с уроками показалась не столь ужасной, когда начались проблемы с самоутверждением в новом коллективе. Забирая сына из школы, меня стала встречать учительница и рассказывать истории типа: "Ваш сын весь урок сидел под партой, на уроке физкультуры бегал, на музыке пел неприличные частушки".
С одной стороны такие претензии к поведению вполне оправданы, хотя немного и смешны. Понимая, что нужно все же приучать ребенка к новой системе поведения использовала типичный, и заранее скажу, неверный путь воспитания - угрозу. Итак, по дороге домой завела разговор на тему, как нужно себя вести в классическом его варианте: "Слушай учительницу, не отвлекайся на уроках, не позорься, не будь смешным на уроках… а то, ты будешь плохо учиться и получать плохие отметки".
В этот момент меня встретила знакомая, которая работает школьным психологом в той же школе. Услышав только конец фразы, она быстро перевела тему. В этот же вечер она позвонила мне и провела не большой мастер-класс как все же необходимо разговаривать с новоиспеченным первоклассником.
Оказывается, нельзя использовать запугивающие фразы типа: "Будь таким…, а не то будешь плохо учиться" - эта прямая угроза, которая дает установку - пророчество, которое откладывает в нем, что-то вроде …я сделал ошибку, значит невнимательный и буду плохо учиться. Тем самым снижается самооценка и начинает страдать уверенность в себе.
Следующее, часто использующееся выражение "Слушай учительницу!" - вызывает растерянность, даже если нет внутренней угрозы, а лишь доброе наставление: "Будь хорошим, слушай учительницу" . Таким образом, у ребенка больше повышается тревожность, нежели вырабатывается внимательность.
Поэтому нужно научить первоклассника заранее, как быть внимательным. Например, быть внимательным значит, все видеть и сразу запоминать и т.д. (помнить, где оставил ручку, учебник, какая тема была последней). Тогда будет надежда, что есть понимание и родители говорят с ребенком на одном языке.
Но бывает еще худший вариант родительского наставления перед школой, он звучит примерно так: "Запоминай все, что говорит учительница". В итоге ребенок такое и похожее наставление воспринимает следующим образом: "Я буду внимательным! Я буду очень внимательным, тогда смогу запомнить все, что говорит учительница. Я не пропущу ни одного слова, чтобы не расстроить маму. Что? Меня отвлекли, я пропустил, нет, забыл. Я поступил не правильно, делаю что-то не то…".
В итоге пока ребенок заставляет, контролирует себя, другие дети слушают, понимают, переспрашивают, вникают, познают и т.д.
Следующая установка звучит примерно так: "У тебя способности, ты обязательно будешь отличником или ты должна хорошо учиться, ты должен себя хорошо вести, у тебя способности к математике, поэтому будешь по математике учиться только лучше всех". Такие наставления парализуют развитие, к тому же малыш не может учиться, жить по придуманной схеме.
Конечно, выполнять все же вышеизложенное сразу трудно, тем более каждый день в школе что-то происходит. На следующий день, когда забирала сына из школы, учительница снова ждала меня с выражением детской непосредственности и желанием пожаловаться, - на этот раз мой сын плюнул в рисунок соседа.
Пообещала принять все меры, чтобы такое больше не повторилось, отправились домой. Конечно, первый вопрос, который я задала ребенку, как только мы остались вдвоем, был зачем он это сделал. Ответ меня поразил, так как возразить было нечего, сама же научила: "Ты сказала не драться, поэтому я плевался".
Да, говорила, не поспоришь, но ведь не рассказала, как иначе нужно решать проблемы, вот он и использовал другой способ. Не придав большого значения этому событию, дома не стала устраивать трагедию, правда, ее создала мама пострадавшего ребенка.
Придя утром в школу, она при всем классе отчитала моего сына. С одной стороны мне всегда было смешно, когда родители кидались вникать в детские споры, ведь они детские, но и допускать, чтобы обижали моего сына - не хотелось.
Поэтому, отведя мамашу в сторону, предложила оставить их в покое. Они вчера плевались, сегодня будут толкаться - и что?…
Учитывая, что это только первые учебные дни, и нам еще предстоит много чего неприятного, единственное что мне кажется важным, это то, что все этапы нужно проходить вместе. Пока ребенок получает знания, родители учатся общаться с ребенком, взрослея заново…
Категория: Семья и школа | Добавил: collegy (2007-09-08)
Просмотров: 1334 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-27, 0:55 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru