Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Компьютер-бум

урок информатики Программирование как формальный способ записи алгоритмов.
Холодная Юлия Евгеньевна
учитель физики и информатики ТОШГ им.С.Муканова
Тимирязево, Северо-Казахстанская область


Тема: «Программирование как формальный способ записи алгоритмов. Язык программирования Паскаль.»
Цель:
сформировать первые сведения о языке программирования Pascal.
Задачи:
1. Образовательные - познакомить с понятием программирования, с алфавитом языка программирования Pascal; познакомить с системой Pascal АВС; получить навыки работы в системе Pascal ABC.
2. Развивающие - развивать логическое мышление, умения связывать изучение нового материала с уже известными фактами.
3. Воспитательные - воспитывать самостоятельность, информационную культуру.
Ход урока

1. Организационный момент.
2. Постановка целей и задач занятия. Ознакомление с планом занятия.
Мы уже познакомились с понятием АЛГОРИТМ, его свойствами, видами, способами записи. Умеем записывать алгоритм словесно и графически. Сегодня мы начинаем большой раздел - «Программирование», научимся записывать алгоритмы еще одним способом, с помощью языка программирования Pascal.
3. - Но сначала проверка д/з.
- Знание теории проверим тестом
(Тестирование учащихся ,возможно использование любой тестовой оболочки).
Вариант 1

1. Алгоритм — это:
а) правила выполнения определенных действий;
б) ориентированный граф, указывающий порядок исполнения некоторого набора команд;
в) понятное и точное предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение поставленных целей;
г) набор команд для компьютера;
д) протокол вычислительной сети.
2. Укажите наиболее полный перечень способов записи алгоритмов:
а) словесный, графический, псевдокод, программный;
б) словесный;
в) графический, программный;
г) словесный, программный;
д) псевдокод.
3. Суть такого свойства алгоритма как результативность заключается в том, что:
а) алгоритм должен иметь дискретную структуру (должен быть разбит на последовательность отдельных шагов);
б) записывая алгоритм для конкретного исполнителя, можно использовать лишь те команды, что входят в систему его команд;
в) алгоритм должен обеспечивать решение не одной конкретной задачи, а некоторого класса задач данного типа;
г) при точном исполнении всех команд алгоритма процесс должен прекратиться за конечное число шагов, приведя к определенному результату;
д) исполнитель алгоритма не должен принимать решения, не предусмотренные составителем алгоритма.
4. Суть такого свойства алгоритма как массовость заключается в том, что:
а) алгоритм должен иметь дискретную структуру (должен быть разбит на последовательность отдельных шагов);
б) записывая алгоритм для конкретного исполнителя, можно использовать лишь те команды, что входят в систему его команд;
в) алгоритм должен обеспечивать решение не одной конкретной задачи, а некоторого класса задач данного типа;
г) при точном исполнении всех команд алгоритма процесс должен прекратиться за конечное число шагов, приведя к определенному результату;
д) исполнитель алгоритма не должен принимать решения, не предусмотренные составителем алгоритма.
5. Суть такого свойства алгоритма как дискретность заключается в том, что:
а) алгоритм должен иметь дискретную структуру (должен быть разбит на последовательность отдельных шагов);
б) записывая алгоритм для конкретного исполнителя, можно использовать лишь те команды, что входят в систему его команд;
в) алгоритм должен обеспечивать решение не одной конкретной задачи, а некоторого класса задач данного типа;
г) при точном исполнении всех команд алгоритма процесс должен прекратиться за конечное число шагов, приведя к определенному результату;
д) исполнитель алгоритма не должен принимать решения, не предусмотренные составителем алгоритма.
6. Суть такого свойства алгоритма как понятность заключается в том, что:
а) алгоритм должен иметь дискретную структуру (должен быть разбит на последовательность отдельных шагов);
б) записывая алгоритм для конкретного исполнителя, можно использовать лишь те команды, что входят в систему его команд;
в) алгоритм должен обеспечивать решение не одной конкретной задачи, а некоторого класса задач данного типа;
г) при точном исполнении всех команд алгоритма процесс должен прекратиться за конечное число шагов, приведя к определенному результату;
д) исполнитель алгоритма не должен принимать решения, не предусмотренные составителем алгоритма.
7. Суть такого свойства алгоритма как детерминируемость заключается в том, что:
а) алгоритм должен иметь дискретную структуру (должен быть разбит на последовательность отдельных шагов);
б) записывая алгоритм для конкретного исполнителя можно использовать лишь те команды, что входят в систему его команд;
в) алгоритм должен обеспечивать решение не одной конкретной задачи, а некоторого класса задач данного типа;
г) при точном исполнении всех команд алгоритма процесс должен прекратиться за конечное число шагов, приведя к определенному результату;
д) исполнитель алгоритма не должен принимать решения, не предусмотренные составителем алгоритма.
8. Алгоритм называется линейным:
а) если он составлен так, что его выполнение предполагает многократное повторение одних и тех же действий;
б) если ход его выполнения зависит от истинности тех или иных условий;
в) если его команды выполняются в порядке их естественного следования друг за другом независимо от каких-либо условий;
г) если он представим в табличной форме;
д) если он включает в себя вспомогательный алгоритм.
9. Алгоритм называется циклическим:
а) если он составлен так, что его выполнение предполагает многократное повторение одних и тех же действий;
б) если ход его выполнения зависит от истинности тех или иных условий;
в) если его команды выполняются в порядке их естественного следования друг за другом независимо от каких-либо условий;
г) если он представим в табличной форме;
д) если он включает в себя вспомогательный алгоритм.
10. Алгоритм включает в себя ветвление, если:
а) если он составлен так, что его выполнение предполагает многократное повторение одних и тех же действий;
б) если ход его выполнения зависит от истинности тех или иных условий;
в) если его команды выполняются в порядке их естественного следования друг за другом независимо от каких-либо условий;
г) если он представим в табличной форме;
д) если он включает в себя вспомогательный алгоритм.

Вариант2

1. Какой тип алгоритма должен быть выбран при решении квадратного уравнения?
A. Линейный;
B. Циклический;
C. Разветвляющийся;
D. Циклически-разветвляющийся.
2. Разветвляющийся алгоритм – это:
A. Присутствие в алгоритме хотя бы одного условия;
B. Набор команд, которые выполняются последовательно друг за другом;
C. Многократное исполнение одних и тех же действий;
D. Другое.
3. Назовите основное свойство алгоритма, которое говорит о том, что алгоритм должен приводить к решению задачи за определенное число шагов:
A. Дискретность;
B. Определенность;
C. Результативность;
D. Конечность.
4. Графическое задание алгоритма (блок/схемы) – это:
A. Способ представления алгоритма с помощью геометрических фигур;
B. Представление алгоритма в форме таблиц и расчетных формул;
C. Система обозначения правил для единообразной и точной записи алгоритмов их исполнения;
D. Схематическое изображение в произвольной форме.
5. Исполнитель алгоритмов – это:
A. Человек или автомат (в частности компьютер), умеющий выполнять некоторый, вполне определенный набор действий;
B. Понятное и точное предписание;
C. Связи между этапами при помощи стрелок;
D. Определенные условия.
6. Какой из документов является алгоритмом?
A. Правила техники безопасности;
B. Инструкция по приготовлению пищи;
C. Расписание движения поездов;
D. Список книг в школьной библиотеке.
7. Какой вид алгоритма используется для вычисления площади треугольника по трем сторонам?
A. Линейный;
B. Циклический;
C. Разветвляющийся;
D. Любой.
8. Что происходит на этапе тестирования и отладки?
A. Получение результата;
B. Обнаружение и исправление синтаксических ошибок и доведение программы до рабочего состояния;
C. Перевод алгоритма на алгоритмический язык;
D. Представление задачи в виде последовательности математических формул.
9. Линейный алгоритм – это:
A. Способ представления алгоритма с помощью геометрических фигур;
B. Набор команд, которые выполняются последовательно друг за другом;
C. Понятное и точное предписание исполнителю для выполнения различных ветвлений;
D. Строгое движение как вверх, так и вниз.
10. Назовите основное свойство алгоритма, которое обеспечивает возможность получения результата после конечного числа шагов:
A. Дискретность;
B. Конечность;
C. Результативность;
D. Точность.

Вариант 3

1. Последовательность действий, допустимых для исполнителя - это...
А. программа
B. алгоритм
C. команда
D. система команд
2. Запись алгоритма на языке конкретного исполнителя - это...
A. алгоритм
B. команда
C. программа
D. исполнитель

3. Выявление ошибок и их устранение называется...
A. отладкой задачи
B. отладкой исполнителя
C. отладкой алгоритма
D. отладкой программы
4. Отдельное указание исполнителю - это...
A. программа
B. алгоритм
C. команда
D. приказ
5. Человек, робот, автомат, компьютер, который выполняет чьи-то команды - это...
A. помощник
B. исполнитель
C. программа
D. раб
6. Программы, которые содержат команду повторения, называются...
A. линейными
B. разветвляющимися
C. циклическими
D. вспомогательными
7. Форма организации действий, при которой один и тот же блок команд выполняется несколько раз, называется...
A. следованием
B. циклом
C. ветвлением
D. алгоритмом
8. Повторяющийся блок действий (команд) называется...
A. повтором
B. циклом
C. телом цикла
D. командой повторения
9. Составная команда, в которой одни и те же действия (команды) повторяются несколько раз, называется ...
A. командой присваивания
B. командой повторения
C. вспомогательной программой
D. командой ветвления
10. Совокупность всех команд, которые может выполнить конкретный исполнитель - это...
A. система программ
B. система алгоритмов
C. система команд
D. система задач

На дом было задано зашифровать с помощью языка блок-схем пословицу, поговорку (на альбомных листах) показать, сдать.
- А теперь попробуйте, используя язык-блок схем, расшифровать известную поговорку, зашифрованную мной.
(Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет).
Прежде чем что-то сделать нужно подумать, как будет лучше, как сделать лучше?
4. Изучение нового материала
Тема: «Программирование как формальный способ записи алгоритмов»
В 50—60 годы, программы писались на машинном языке, т. е. представляли собой очень длинные последовательности нулей и единиц. Однако составление программ на машинном языке было чрезвычайно трудоемким делом.
Для облегчения труда программистами начали создаваться языки программирования.
- Что же такое язык программирования?
Язык программирования – это формальная знаковая система, которая предназначена для написания программ, понятных для исполнителя, т.е. компьютера.
Исторические сведения о языке «Pascal»
Язык программирования Паскаль получил своё название в честь великого французского математика и физика Блеза Паскаля, который в 1642г. изобрёл счётную машину для арифметических операций, так называемое "паскалево колесо". В конце 1968 г. профессор Вирт и его сотрудники из швейцарского федерального института технологии в Цюрихе разработали первую версию языка Паскаль. Спустя два года - первый вариант компилятора. В 1971 г. Вирт выпустил описание своего языка. Язык программирования Паскаль, оказал огромное влияние на несколько поколений программистов и стал базой для создания большого числа языков программирования.

Чтобы записать алгоритм на языке Pascal нужно знать основные операторы, команды, алфавит языка.
Алфавит и словарь языка Pascal
Основой Паскаля, как и любого языка, является алфавит – конечный набор знаков, состоящий из букв, цифр и специальных символов.
В качестве букв в Паскале используются прописные и строчные буквы латинского алфавита Аа Bb Сс Dd Ее Ff G g Hh li Jj Kk LI M m Nn Oo Pp Qq Rr Ss Tt Uu Vv Ww Xx Yy Zz (русский алфавит используется только для пометок и для задания литерных величин). В качестве цифр – арабские цифры: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. При написании программ используются специальные символы: + - * / = > < [ ] {} ( ) ‘ . , : ; ^ @ $ # пробел так же является символом

Запуск системы Pascal ABC
Для запуска системы выполнить двойной щелчок по ярлыку на рабочем столе
Окно системы Pascal ABC

Программа написанная на языке Паскаль – это текстовый файл, содержащий алгоритм на языке программирования. Такой файл имеет расширение .раs

Задания для практической работы
1. Загрузите систему программирования Pascal АВС.
2. Запишите текст лесинкой " Мама мыла раму"
3. На языке Паскаль запишите мнение об уроке.
6. Подведение итогов.
Домашнее задание
Категория: Компьютер-бум | Добавил: holodnayaU (2013-05-11) | Автор: Холодная Юлия Евгеньевна E
Просмотров: 6460 | Комментарии: 1 | Теги: Pascal | Рейтинг: 3.7/6
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-05-04, 2:48 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru