Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Компьютер-бум

Урок информатики в 9 классе. Тема: Операторы выбора в Pascal
ЦЕЛЬ УРОКА: Организация разветвляющихся процессов в решении задач.

Изучение темы осуществить через выполнение практической работы.

ЗАДАЧИ:

1. Образовательные:
• Сформировать знания о понятии оператора выбора в Turbo Pascal;
• Познакомить учащихся с синтаксисом условного оператора;
• Раскрыть сущность способов использования условного оператора;
• Рассмотреть приемы работы в организации ветвлений.

2. Развивающие:
• Получить практические знания и навыки в использовании условного оператора в решении задач;
• Развитие логического и творческого мышления - умение анализировать, обобщать, выделять главное, самостоятельно делать выводы;
• Умение работать с конспектом.

3. Воспитательные:
• Воспитание научного мировоззрения;
• Ответственности в самостоятельном выполнении работы.

ТИП УРОКА: Комбинированный.
ФОРМА УРОКА: Практическая работа.
ОБОРУДОВАНИЕ: ПК Pentium IV. Среда программирования Turbo Pascal. Раздаточный материал: карточки с заданиями самостоятельной работы.

ХОД УРОКА:
I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

§1 Условный оператор

В-с: Какой алгоритм наз-ся разветвляющимся?

Ответ: Алгоритм, при выполнении которого необходимо выполнить какое-либо условие называется разветвляющимся.

Условие описывается словами:

Если … то… иначе
If...Then…Else

Данные ключевые слова входят в понятие Условного оператора.
Т.о. условный оператор используется для описания некоторого условия.
Условный оператор в программах используется в двух форматах:

1) Полная форма записи:

IF <условие> THEN <оператор1> ELSE <оператор2>;

2) Сокращенная форма записи:

IF <условие> THEN <оператор1>;

Логика работы оператора в первом случае:

Если <условие> =True (истинно), то выполняется <оператор1>
Иначе <условие> =False (ложно) выполняется <оператор2>

Логика работы оператора во втором случае:

Если <условие> = False (ложно), то выполняется оператор следующий сразу за операторм IF.

В качестве примера использования условного оператора рассмотрим задачу о нахождении наибольшего из двух чисел:

Составим алгоритм решения данной задачи:
Дано:
a,b – тип данных(?) – например целые числа
Решение:
Если a>b то Вывести ответ:’Большее из двух чисел а’
Иначе Вывести ответ:’Большее из двух чисел b’

ЗАДАНИЕ 1
1. Запустить среду программирования Turbo Pascal.
2. По данному алгоритму набрать программу.
3. Откомпилировать программу, запустить на выполнение
4. Проверить работу программы для всех случаев.
5. Переписать текст программы в тетрадь.
6. Сохраните программу в файле Number_1

В тетрадях учащихся запишется следующий текст программы:

program Number;
var
a,b:integer;
Begin
Writeln('Введите два целых числа a и b:');
Readln(a,b);
If a>b
then Writeln('Большее из двух чисел а=',a)
else Writeln('Большее из двух чисел b=',b);
end.

В-с: Всем ли устраивает нас наша программа?

У нашей программы есть небольшой недостаток – в ней не предусмотрен случай, когда оба значения равны.
Посмотрим, что появится на экране в случае ввода одинаковых значений.
Учитывая возможность одинаковых значений в программу необходимо внести изменения:

иначе
Если a=b
То Вывести ответ «Число a=b»

program Number;
var
a,b:integer;
Begin
Writeln('Введите два целых числа a и b:');
Readln(a,b);
If a>b
then Writeln('Большее из двух чисел а=',a)
else
if a=b
then Writeln('Число a=b=',a)
else Writeln('Большее из двух чисел b=',b);
end.

ЗАДАНИЕ 2
1. Внести эти изменения в текст программы.
2. Откомпилировать программу, запустить на выполнение
3. Проверить работу программы для всех случаев.
4. Переписать текст программы в тетрадь.

§2 Решение задач

Давайте рассмотрим необходимость применения условных операторов в решении задач.
Для этого используем задачу прошлого занятия («Вычисление дроби») – файл (Drob_1.pas).

ЗАДАНИЕ 3
1. Открыть файл Drob_1.pas
2. Откомпилировать программу, запустить на выполнение
3. Проверить работу программы для значений 12,5,5
4. Проанализировать результат – Devision by zero (Деление на ноль).

Program Drob;
var
Y,A,B,C:real;
Begin
Writeln('Введите значения А, В, С ‘:');
Readln(A,B,C);
Y:=A/(B-C);
Writeln('Значение функции Y=',Y:2);
end.

В-с: Какие изменения необходимо внести в текст программы, чтобы учесть эту ситуацию?
Ответ:
B-C=0
B=C
Если B=C то ‘Решений нет’
Иначе Y:=A/(B-C);

или на языке Pascal:

If B=C
then Writeln('Решений нет’)
else
begin
Y:=A/(B-C);
Writeln('Значение функции Y=',Y:2);
end;

ЗАДАНИЕ 4
1. Внести эти изменения в текст программы.
2. Откомпилировать программу, запустить на выполнение
3. Проверить работу программы для всех случаев.
4. Переписать текст программы в тетрадь.

В тетрадях учащихся запишется следующий текст программы:
Program Drob;
var
Y,A,B,C:real;
Begin
Writeln(' Введите значения А, В, С ‘:');
Readln(A,B,C);
If B=C
then Writeln('Решений нет’)
else
begin
Y:=A/(B-C);
Writeln('Значение функции Y=',Y:2);
end;
end.

Рассмотрим еще одну задачу.
Составьте программу, проверяющую верно ли утверждение, что введенное вами целое число является четным.

Составим алгоритм решения данной задачи:
Дано:
Х – тип данных(?) –целые числа
Решение:
Если Х mod 2=0 то Вывести ответ:’Четное число’
иначе Вывести ответ:’Нечетное число’

ЗАДАНИЕ 5
1. По данному алгоритму набрать программу.
2. Откомпилировать программу, запустить на выполнение
3. Проверить работу программы для всех случаев.
4. Переписать текст программы в тетрадь.
5. Сохраните программу в файле Chisla_1
В тетрадях учащихся запишется следующий текст программы:

Program Chislo;
var
x:integer;
Begin
Writeln('Ведите значение числа');
Readln(x);
If x mod 2=0 then Writeln('Ваше число четное')
else Writeln ('Ваше число нечетное');
end.

III. Закрепление новой темы

САМОСТОЯЕТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Раздаточный материал (примерный вид карточки):
Написать программу, определяющую следующую функцию:

sin(x), если х>=0
У=
-1, если х<0

Примерный вид текста программы:

Program Zadacha;
var
x,y:real;
Begin
Writeln('Введите значение х');
Readln(x);
If x>0 then y:=sin(x)
else y:=-1;
Writeln ('г=',y:2);
end.

IV. Постановка домашнего задания
1. Читать лекцию.
2. Напишите программу, которая анализирует человека по возрасту и относит к одной из четырех групп: дошкольник, ученик, работник, пенсионер. Возраст вводится с клавиатуры.

Категория: Компьютер-бум | Добавил: Дубовицкая (2010-01-19) | Автор: Дубовицкая М.В. E
Просмотров: 8338 | Комментарии: 10 | Рейтинг: 5.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-05-03, 6:59 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru