Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Компьютер-бум

Методическая разработка урока по программированию в Pascal на тему "Запись данных и чтение из файла". Автор Чернобук Н. В. г. Семей. сш№28
Методическая разработка урока информатики для 9 класса (естественно-математическое направление).
Автор: учитель информатики КГУ «СОШ №28» г. Семей
Чернобук Нелли Владимировна.
Тема: Запись данных и чтение из файла.

Цель урока: научиться составлять программы для чтения и записи данных в файлы.
Задачи урока:
1. Обучающая: закрепить знания процедур и операторов работы с файлами, научить программировать процессы считывания данных из файлов и записи данных в файлы.
2. Развивающая: расширение кругозора учащихся в области автоматизированной обработки информации, совершенствование навыков программирования, развитие логического мышления.
3. Воспитательная: инициировать серьезное отношение к поставленной задаче, внимание, умение работать в группе, достигать результата в совместной деятельности.
Техническое обеспечение урока: ПК, проектор, интерактивная доска.
Программно-методическое обеспечение урока: PascalABC, раздаточный материал – практические задания.
План урока:
1. Организационный момент:
- отметить учащихся;
- ответить на вопросы.
2. Постановка целей и задач урока. Актуализация знаний.
3. Проверка знаний по теме «Файлы и их обработка» в форме технического диктанта.
4. Тренировка.
5. Практическая работа.
6. Подведение итогов.
7. Домашнее задание.
Ход урока.
1. Актуализация знаний. На предыдущем занятии мы говорили о файлах. Что следует понимать под словом «файл»? (ответы учащихся). Какие типы файлов вы знаете? (ответы учащихся). Мы учимся создавать файлы и выполнять операции над файлами средствами программирования. Какие действия можно производить с файлами? (ответы учащихся).
На этом уроке вы будете писать программы, которые позволят читать информацию из файлов и сохранять информацию в них. Для этого вам необходимы знания процедур и операторов для работы с файлами, которые вы изучали на предыдущем уроке. Сейчас я проверю, как вы подготовились к нашему занятию.

2. Проверка знаний.

Я буду формулировать действие, а вы должны записать на листе процедуру, функцию или оператор, который это действие реализует.
1. Процедура, которая связывает файловую переменную с файлом на диске (Assign(f, ’c:\путь’)).
2. Процедура, которая открывает файл для чтения (Reset (f)).
3. Оператор записи информации в файл (write (f, s)).
4. Процедура, которая закрывает файл (Close(f)).
5. Оператор, который читает информацию из файла (Read (f, s)).
6. Процедура, которая открывает файл для записи (Rewrite(f)).
7. Функция, которая определяет конец файла (eof (f)).
8. Процедура, которая дописывает информацию в конец файла (Append (f, s)).
9. Функция, которая определяет конец строки (eoln(f)).
Поменяйтесь своими листами с соседом по парте. Я буду называть правильные ответы, а вы помечайте правильные ответы знаком "+", а неправильные знаком "- " . Затем подсчитайте баллы и сдайте листы с ответами. По вашим результатам я сформирую группы для выполнения практической работы. В группе будут по 2 ученика, с успешным итогом опроса и менее успешным.
Распределяем пары. Они занимают места за компьютерами и получают задания к практической работе по вариантам.
3. Тренировка
Проводим совместную тренировку:
1. На диске С: надо создать папку «PF1» .
2. Откройте папку «PF1» и создайте в ней текстовый файл A.in (ПКМ – Создать - Текстовый документ), заменив расширение .txt на .in.
3. Сохраните в файле 2 произвольных целых числа, записанных в 1 строку через пробел.
4. Откройте программу PascalABC.
5. Составьте программу, которая читает информацию из файла A.in и выводит её на экран. Проверьте результат.

Program N1;
Uses crt;
Var f: text; { объявляем файловую переменную }
a, b: Integer;{ объявляем две целочисленные переменные}
begin
Assign( f, ‘c:\PF1\A.in’); { связываем файловую переменную с файлом A.in}
Reset(f); { открываем файл для чтения}
Read (f, a, b); { читаем из файла значения для переменных a и b}
Writeln(a, ‘ ‘,b); { выводим прочитанные значения переменных на экран}
Close(f); { закрываем файл}
End.
6. Откройте файл A. in и запишите числа в 2 строки. Сохраните изменения и снова запустите программу. Какой результат? (нет числа из второй строки!). Какие изменения надо внести в программу?
Program N1;
Uses crt;
Var f: text;
a, b: Integer;
begin
Assign( f, ‘c:\PF1\A.in’);
Reset(f);
Read ln (f, a);
Readln (f, b); {читаем значение переменной с новой строки}
Writeln(a, ‘ ‘,b);
Close(f);
End.

7. Внесите изменения в программу, чтобы сумма чисел из файла A.in выводилась в выходной файл A.out.
Program N1;
Uses crt;
Var f1, f2: text; { объявляем две файловые переменные}
a, b: Integer;
begin
Assign( f1, ‘c:\PF1\A.in’);
Assign( f2, ‘c:\PF1\A.out’); { связываем файловую перемену с файлом на диске С:\}
Reset(f1);
Rewrite(f2); { открываем файловую переменную для записи}
Read ln (f1, a);
Readln (f2, b);
Writeln(f2, ‘сумма=’,a+b); {выводим сумму в файл A.out}
Close(f1);
Close(f2);
End.

4. Практическая работа. Каждая группа самостоятельно выполняет задание по вариантам. Как основу работы, можно использовать программу, написанную на тренировке.

Вариант 1
Напишите программу, которая читает три целых числа, записанных в 1 строку, из файла A.in и выводит в файл A.out сумму и произведение этих чисел.

A.in A.out
12 3 2 Сумма=17
Произведение=72
Вариант 2
Напишите программу, которая читает три целых числа, записанных в 1 строку, из файла A.in и выводит в файл A.out среднее арифметическое этих чисел.

A.in A.out
12 8 4 Среднее арифметическое=8

Вариант 3
Напишите программу, которая читает 4 целых числа (2 числа записаны в 1-ю строку, 2 числа – во 2-ю строку) из файла A.in и выводит в файл A.out сумму чисел их 1-ой строки и произведение чисел из 2-ой строки.

A.in A.out
12 3
2 34 Сумма=15
Произведение=68
Вариант 4
Напишите программу, которая читает 4 целых числа (2 числа записаны в 1-ю строку, 2 числа – во 2-ю строку) из файла A.in и выводит в файл A.out среднее арифметическое этих чисел.

A.in A.out

12 6
2 10 Среднее арифметическое=7.5

5. Подведение итогов. Критериями оценки работы учащихся являются средний балл по результату технического диктанта и выполнению практической работы в группе. Итогом работы является выходной файл A. out , который содержит информацию и проходит тест на ввод новой информации во входной файл A.in.

6. Домашнее задание. Параграф 14 читать. Повторить процедуры, функции и операторы для работы с файлами.

Список литературы:
1. А. Вьюшкова, Н. Параскун «Информатика 9 класс» (изд. Атамура 2015)
2. О.А. Меженный «Turbo Pascal. Учитесь программировать» ( изд. «Диалектика» Москва 2001)
3. Н. Культин «Pascal в задачах и примера» (изд. «Питер» 2007)
Категория: Компьютер-бум | Добавил: Nelly (2016-11-28) E
Просмотров: 10 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 8:51 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [472]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [769]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1137]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3903]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [352]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1484]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1155]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru