Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Английский язык

Методическая система учителя английского языка «Реализация системно-деятельностного подхода в урочной и внеурочной деятельности»
Уильям Уорд: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет»

Если обратиться к словарю иностранных слов, то находим, что система (греч. Systema (целое), составленное из частей, соединение). Это множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, знаний и т. д.), представляющее собой определённое целостное образование, единство.

И.Л. Бим определяет методическую систему как «авторскую, индивидуальную интерпретацию концепции обучения».

Г.А. Китайгородская называет методическую систему «тактической моделью, которая реализуется в рамках определенной концепции».

Таким образом, методическая система учителя это некая совокупность взаимосвязанных компонентов. Прежде всего, конечно, это индивидуальный стиль преподавания учителя, который шлифуется его опытом, профессионализмом и, безусловно, его личными качествами. Методическая система учителя является одним из средств развития его профессиональной компетенции. Она включает цели обучения, методы, средства обучения, организационные формы обучения и содержание обучения. Помимо всего этого, очень важную роль играют собственные принципы учителя, которые он выработал за годы своей педагогической деятельности. Я предлагаю свои принципы в порядке их приоритетности для себя, учителя английского языка с 30-летним стажем:

• Современность учителя. В противном случае он будет не интересен своим ученикам. Он не сумеет пробудить и поддержать мотивацию к своему предмету.
• Умение учителя «влюбить» в свой предмет. Учитель обязан сделать всё возможное и невозможное, чтобы «заставить» любить свой предмет. Ученики должны бежать на урок с желанием и без страха.
• Профессионализм. Самое важное качество, но без двух первых сильно проигрывает в современном обществе.
• Неравнодушие учителя ко всему происходящему не только рядом с ним, но и во всём мире. Только в этом случае мы способны воспитать настоящего Человека и Гражданина.
• Учитель не может сводить свою работу к зарабатыванию денег. Как только это становится для него главной целью, он перестаёт быть учителем и становится просто рабочим или ремесленником.

Федеральные государственные стандарты общего образования второго поколения, Закон «Об образовании», Комплексный проект модернизации образования ставят перед современным образованием новые задачи, направленные на воспитание нового поколения, способного к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. В основу разработки новых стандартов положен системно- деятельностный подход.

Переход к модели обучения на основе деятельностного подхода предполагает изменение самой методики обучения. Современный процесс обучения предполагает управление учителем познавательной деятельностью школьников. Таким образом, меняется роль учителя: учитель – организатор деятельности детей. Суть системно-деятельностного подхода отражает китайская народная мудрость, которая гласит: “Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.

Моя задача как учителя - не дать объем знаний, а научить учиться. Я выступаю, как вдохновитель учащихся, незаметно управляя процессом обучения. К. Д. Ушинский говорил: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». Его слова отражают суть системно-деятельностного подхода и в урочной, и внеурочной исследовательской деятельности. Основной принцип деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде. Учащиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности. Задача учителя при введении или отработке материала на уроке и во внеклассной деятельности состоит не в том, чтобы все доступно объяснить и дать готовый материал. Учитель должен организовать исследовательскую работу учеников, чтобы они сами нашли решения проблемы.

Цель моей методической системы: Построение такого образовательного пространства, которое позволило бы обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ученика и вооружить его таким важным умением, как умение учиться. Главной целью образования сегодня становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться.

Реализация системно-деятельностного подхода обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности
2) Принцип непрерывности
3) Принцип целостности
4) Принцип минимакса
5) Принцип психологической комфортности
6) Принцип вариативности
7) Принцип творчества

При изучении иностранного языка термин системно-деятельностный дополняется словом коммуникативный. Коммуникативный системно-деятельностный подход – это процесс изучения языка в процессе общения.

Почему в основу своей методической системы я взяла сравнительно новый подход к обучению и воспитанию? Да потому, что его принципы лежат в основе моей педагогической деятельности на протяжении долгих лет моего труда. Так сложилось, что методы и технологии, используемые мною в работе, - это методы и технологии системно-деятельностного подхода и на уроке, и во внеклассной деятельности.

Чтобы активизировать познавательную и практическую деятельность моих учеников на уроке английского языка я использую разнообразные приёмы, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Использование коммуникативного деятельностного подхода формирует мотивацию учащихся к изучению английского языка, создаёт положительный эмоциональный настрой урока. Приемы работы на моих уроках разнообразны: игровые формы деятельности при введении и закреплении новой лексики, использование игрового материала, активизация речевой деятельности с помощью разнообразного дидактического и раздаточного материала, создание компьютерной анимации и слайдов.

При всём разнообразии приёмов, форм и методов организации учебного процесса некоторым из них в своей работе я отдаю явное предпочтение, чем и хочу поделиться с коллегами.

Следует заметить, что в настоящее время:

- ученики имеют различный уровень владения иностранным языком (кто-то занимается с репетитором, кто-то имеет возможность выезжать в другие страны, кто-то приехал в РФ из другой страны и плохо говорит на русском и т.д.)
- в новом «Законе об образовании» большое внимание уделяется построению индивидуальных образовательных траекторий учащихся.
- разные учителя в рамках ОДНОЙ школы руководствуются разными методиками, учебными пособиями и т.п. Как следствие: большая сложность при замене учителя (по болезни и т.п.).
- у учащихся падает интерес к учению!

Опыт показывает, что:

• технологии «урок-конференция» и «урок-дебаты» позволяют качественно решить большинство из вышеперечисленных затруднений или проблем.
• эти уроки успешны, если они «в связке», т. е. включены ежегодно в учебный план. Начинать подготовку по этой технологии нужно в 5-8 классах как уроки-конференции («Мой дом» «Моя семья», «Школа будущего», «Экологические проблемы», «Современные средства массовой информации», «Современные технологии вокруг нас», и так далее.), переходя в 9-11классах к урокам-дебатам.
• эти уроки в форме дебатов проводятся 1-2 раза в учебный год.
• тематика уроков должна обсуждаться с детьми и быть ими принята!
• тематика дебатов должна быть «востребованной» и «межпредметной» («Интернет пагубно влияет на детей», «Музыкальное образование необходимо каждому ребенку», «Необходимо повысить пенсионный возраст в России», «Подоходный налог должен быть дифференцированным!», «Носить школьную форму или нет» и так далее.)
• участникам не должны ставиться отрицательные оценки
• эти уроки трудно «расписать» для методистов . Однако, за такими уроками – будущее!
• Критерии оценки таких уроков должны усложняться от класса к классу. Причем основное внимание – положительным критериям: применению сложных предложений, новых слов, умение адекватно ответить на поставленный вопрос, …
• И, наконец, с технологией дебатов интересующимся можно познакомиться с помощью интернета. Там имеется огромное количество и видео-дебатов, и текстов, описывающих технологию. Я помню, с каким интересом смотрели и слушали мои ученики настоящие дебаты на английском, как они потом на своих дебатах старались походить на тех дебатирующих юных англичан, обсуждающих серьёзные проблемы.

Технология конференция – дебаты используется мною уже 4-й год.

Выводы:

• Значительно вырос интерес к предмету!
• Дети стали более свободно вести себя на уроках, не стесняться задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения.
• Интерес к этой технологии возник не только у коллег, учителей английского языка, но и у учителей истории, обществознания, литературы, а также у психолога.
Хочется заметить, что переход от урока-конференции к уроку в формате дебатов это переход от учителя к тьютору.

Я хочу более подробно представить технологию развития личности ребенка в 8-9 классах в форме проведения урока-конференции и урока в формате «Дебаты».

Настоящее время диктует более серьезные требования к учителю, к его СИСТЕМЕ обучения! И я хотела бы поделиться своим опытом работы в новых условиях.

В школе я работаю уже 31 год, и формат урока-конференции мною освоен давно. Уроки-конференции в форме ролевой игры провожу в 7 – 8х классах.

Я дам описание урока в 8 классе «Средства массовой информации в жизни современного человека». Он является 23-м по счету в теме III четверти «Средства массовой информации – хорошо это или плохо». Это урок общеметодологической направленности - урок обобщения и систематизации знаний по пройденной теме.

Учебник для 8 класса – Английский с удовольствием. Авторы - М. З. Биболетова, Н. Н. Трубанева; Авторская программа Биболетовой М. 3., Трубаневой Н. Н.

«Программа курса английского языка к УМК "Enjoy English" для учащихся 2-9 классов бщеобразовательных учреждений». - Обнинск, Титул, 2010. Количество часов в неделю 3.

Цели: формировать у учащихся деятельностные способности и способности к систематизации и обобщению изученных знаний; поддержать потребность у учащихся быть успешными в жизни посредством разных средств массовой информации.

Aims of the lesson (задачи):

деятельностные: организовать работу в группах; познакомить со знаменитыми талантливыми и успешными молодыми людьми и стимулировать интерес к изучению английского языка;
образовательные: активизировать в устной речи необходимую лексику для выражения самостоятельных суждений в устной форме и для написания эссе по теме;
создать ненапряжённую и благоприятную учебную атмосферу в классе;
развивающие: развивать критическое мышление, речевые навыки и навыки аудирования;
воспитывающие: воспитывать толерантность и уважительное отношение к различным мнениям.

В процессе подготовки урока формировались регулятивные УУД – учащиеся вместе с учителем планировали урок, продумывали цели и задачи, устанавливая связи между целью и ее мотивом – это личностные УУД. При этом формировались познавательные УУД – ребята искали информацию для решения поставленных целей и задач, предлагали формы проведения урока, обсуждали возможности систематизации полученных знаний. Коммуникативные УУД обеспечили учет позиции партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

В ходе подготовки к уроку ребята распределились по группам с учетом личной совместимости и приступили к сбору материала. Роли распределялись с учетом способностей учащихся раскрыть тот или иной образ (по их мнению) и даже с учётом внешних данных. Ребята нашли много интересного материала в интернете – фото, картинки, видео, факты. Презентация, включающая видео от каждой группы, получилась в результате очень интересной и содержательной.

Ожидаемые результаты урока:

расширение объема знаний по теме;
развитие самостоятельного мышления;
повышение мотивации к изучению английского языка;
воспитание потребности продолжить дискуссию на уроке более высокого уровня в формате «Дебатов»

Ход урока-конференции:

I часть. Организационный момент

Этап мотивации

Этап актуализации знаний - знакомство с участниками конференции

Участники конференции, выступающие в роли хорошо известных людей, пришли, чтобы представить разные средства массовой информации. Они объединены в три группы (1я выступает в поддержку интернета, 2я – в поддержку телевидения, 3я – за книги и радио). Председателем конференции выступает учитель.

II часть. Основная часть

Этап закрепления .

Группы представителей средств массовой информации защищают свои средства массовой информации.

III часть. Заключительная часть

Этап включения изученного материала в систему знаний и рефлексии учебной деятельности на уроке.

Работа над созданием проектов.

Защита проектов.

Подведение итогов урока: коллективная оценка деятельности каждого на уроке и объяснение домашнего задания.

В следующем году, когда эти дети перешли в 9 класс, мы спланировали урок в форме дебатов на тему: «Интернет способствует деградации ребенка». Тему обсуждали и выбирали с ними вместе.

Способность успешно вести переговоры и спорить состоит из многих
лингвистических, интеллектуальных и социальных навыков. Развитием этих
навыков и призваны заниматься "Дебаты". Дебаты - это прения, обмен мнениями на каком-либо собрании, заседании.

Мы использовали "Классические дебаты". Это формат дебатов, где участвуют две команды по 3 человека, а остальные участники являются либо пассивными слушателями, либо болельщиками, либо судьями. Участие в дебатах основывается на соблюдении трех основных принципов:

 Принцип первый: уважение необходимо.
 Принцип второй: честность обязательна.
 Принцип третий: проигравших нет.

Эти принципы обязательны для всех участников дебатов.
На этапе подготовки к играм спикеры (игроки) анализировали литературу, создавая опорные конспекты, делали тезисы, заметки, подборки цитат, Непосредственно во время игры в дебаты учащиеся пользовались тем запасом знаний, который они приобрели ещё в 8 классе, особенно при подготовке к уроку-конференции на идентичную тему.

Ход урока в формате ДЕБАТОВ: «Интернет способствует деградации ребенка» (9 класс)

1. Этап мотивации.
2. Этап актуализации знаний
3. Основная часть. Дебаты. Участвуют две команды по три человека + остальная часть класса в качестве жюри, тайм-кипера и зрителей.
4. Заключительная часть, включающая коллективное оценивание выступлений команд.

Подводя итоги, следует отметить, что уроки в формате дебатов – это очень современный и эффективный подход к организации процесса изучения английского языка в старших классах, в общем, и к подготовке обучающихся к сдаче устной части ГИА или ЕГЭ по иностранному языку в частности. Данная технология способна мотивировать обучающихся к изучению английского языка и применению его в коммуникативных ситуациях, что является сегодня одной из основных целей обучения иностранному языку.

В рамках моей системы обучения довольно успешно реализуются идеи системно-деятельностного подхода и во внеклассной работе. Поделюсь некоторыми положительными моментами.

Всегда стараюсь воспитать в своих учениках потребность быть успешными. Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и активная жизненная позиция. Успешность и английский язык в нашей стране уже почти синонимы. Английский язык — это обязательный инструмент, без которого невозможно представить современного, успешного человека. Многие талантливые специалисты не могут найти достойную работу, лишь потому, что не владеют иностранным языком.

Чтобы поддержать мотивацию к изучению иностранного языка и пробудить потребность быть успешным в этой жизни, я использую, конечно, в первую очередь возможности урока, о чём я уже писала выше. Учитель сам в первую очередь должен быть современным, неравнодушным, любознательным. Только тогда он сможет передать эти качества своим детям. Мой элективный курс «Английский язык делового общения» стал победителем регионального конкурса «Лучшие элективные курсы предпрофильной подготовки». Он опубликован в журнале «Современный урок» и активно используется мною при ведении элективного предмета в старших классах. На уроках ребята учатся писать резюме и проходить собеседование на английском, что в дальнейшем должно им помочь стать успешными в жизни, найти работу по душе и принести пользу обществу.
Ребятам бывает нужно «войти в роль», сыграть её, «переболеть» ею. Естественно, далеко не всегда это спонтанная речь, но артист, не выучивший роль и не вжившийся в образ, будет не интересен не только зрителям и другим участникам ролевой игры, но принесет горькое неудовлетворение, прежде всего, себе. И потом, говорение на чужом языке, без сомнения, требует тренировки. При создании условий имитационного общения создаются такие условия, чтобы учащиеся могли "пропустить ситуацию через себя”, придавая ей личностный характер, так как только эмоционально окрашенные знания становятся активным интеллектуальным достоянием ученика.

Деятельностный подход ориентирован не столько на усвоение знаний, сколько на формирование навыков и умений, развитие творческой деятельности обучаемых. Учитель ищет возможности для творческого развития своих учеников. Что может помимо уже сказанного сделать, например, учитель английского языка?!
Вот уже в 4 раз проводится в этом году Международный конкурс сочинений на английском языке. Его проводит международная организация «City and Guilds». Эта организация в России принимает экзамены по английскому языку на международном уровне и занимается пропагандой английского языка. Два года подряд мы с детьми принимали участие в этом конкурсе. Два года мы, единственные, представляли там Брянскую область и свой посёлок Дубровку. Британское жюри в середине июня публикует свои результаты. Мои ученики становились неоднократно дипломантами и победителями этого конкурса.
«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»,
сказал Бернард Шоу. Есть дети, которыми не надо особо руководить в творческом развитии. Это делают их родители, возможно, да и сами дети активны. Задача учителя предложить принять участие в том или ином конкурсе, и ребёнок дальше сам проявляет активность. Другими детьми надо руководить, вести их к успеху. А это так приятно, в конечном счёте, когда твои воспитанники становятся победителями и призёрами различных конкурсов, выставок, олимпиад. И пусть они не всегда связаны непосредственно с английским языком, но помогая детям принять участие в том или ином соревновании, мы ведём их по пути успешности.
Согласно ФГОС в метапредметные компетенции входит формирование навыков исследовательской деятельности.

Учителям иностранного языка не слишком часто приходится сталкиваться с исследовательскими работами. Обычно научными исследованиями во внеклассной работе занимаются историки, биологи, экологи, химики, краеведы и филологи. Очень ценятся в настоящее время исследования по краеведению, и учителям-историкам в этом смысле везёт.

Общаясь с учениками, я поняла, что большинство из них не имеет представления, как создаётся научно-исследовательская работа. Им предстоит учиться в университете, писать курсовые работы, рефераты исследовательского характера. Начальные знания, основу должна им дать школа, чтобы потом у них не было соблазна заниматься плагиатом из-за того, что сами они не имеют представления, как это делается. Тем более, сейчас в вузах ведут решительную войну с плагиатом.

Приведу конкретный пример: администрация школы предлагает нам положение очередного конкурса – статусного, настоящего, при поддержке Министерства образования - Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ обучающихся им. Менделеева. И номинация есть нужная - гуманитарная. Ура! Будем писать! Кто у нас больше всех интересуется английским? Ага! Тему предлагаю я, конечно. «Лингвистический кругозор великого русского поэта» или «Пушкин и иностранные языки» - тема мало кому знакомая, а ужасно интересная: Сколько языков знал А. С. Пушкин? Насколько хорошо владел английским, если вообще владел?

Регионального конкурса не было. Но мы прошли в финал и были единственными из Брянска на этом большом конкурсе в Москве. Мы не стали победителями, но получили грамоту финалиста Всероссийского конкурса. Это достойная награда для моего ученика.

Я считаю, что если каждый учитель хотя бы нескольким ученикам объяснит правила написания научно-исследовательской работы, объяснит структуру работы, что такое объект исследования, предмет исследования, гипотеза и так далее, то он очень поможет ему в его дальнейшей деятельности. И совсем не важно, какой предмет мы ведём! Важно помочь, повести за собой, подтолкнуть, поддержать, направить и быть рядом -сотрудничать! Очень верно сказал поэт XVII века: «Если мозг не засевать зерном, то он зарастёт чертополохом».

Имею публикации на федеральном и региональном уровнях. Фонетический курс английского языка, «Путешествие в волшебную страну английских звуков», элективный курс «Английский язык делового общения», «Творческие и системные материалы для подготовки к ЕГЭ и предметным олимпиадам» изданы в журналах «Современный урок» и «Иностранные языки в школе» в 2007-2012 годах.

У меня есть собственные мультимедийные методические пособия, которые входят в общероссийскую медиатеку педагогического опыта.

http://www.youtube.com/watch?v=QZhbxhV4UJc

http://dek56.ru/video/fx/kommentarij-k-uroku-anglijskogo- jazika-v-5-klasse- 1.html

• Прошла обучение на модульных курсах (12 модулей) в Педагогическом университете «Первое сентября» у Соловейчика. Прошла итоговую аттестацию по программе повышения квалификации при АНО «Санкт-Петербургском центре дополнительного образования» по теме «Интерактивные технологии в обучении и воспитании».

Участвую в профессиональных конкурсах:

• финалист Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов им. Д. И. Менделеева «Мой лучший урок» (2013г.)

• призёр Всероссийского конкурса «Содержание, технологии и методики подготовки к ЕГЭ и предметным олимпиадам» (2011г.),

• лауреат областного профессионального конкурса «Народный учитель» (2010г., 2013г.),

• дипломант I степени Всероссийского конкурса «Современный урок» (2007г.)

• победитель регионального конкурса «Лучшие элективные курсы предпрофильной подготовки» (2005г.)

• дипломант I степени в номинации «Вдохновение» во Всероссийском Открытом конкурсе научно-исследовательских работ учителей «Педагогические инновации»(2005 г.)

Выступаю на областных семинарах, в качестве лектора на курсах повышения квалификации, являюсь руководителем районного методического объединения учителей иностранного языка Дубровского района Брянской области.
Изложенная мною небольшая часть моего опыта учителя английского языка и классного руководителя – это не методическая система во всей её полноте, но, тем не менее, я думаю, что она может оказаться полезной и интересной моим коллегам. Чтобы более полно познакомиться с системой моей работы, можно обратиться непосредственно к персональному сайту Долганиной Валентины Викторовны: teacher-and-english.ru , где я делюсь опытом и методическими находками с коллегами из России и зарубежных стран.
Категория: Английский язык | Добавил: dolganina-vv (2014-01-14) | Автор: Долганина Валентина Викторовна E W
Просмотров: 7739 | Комментарии: 3 | Теги: ФГОС, английский язык, Дебаты, методическая система | Рейтинг: 4.0/7
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-05-06, 3:49 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru