Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Английский язык

Исследование средст формирования социокультурной компетенции учащихся в обучении английскому языку
Стратегия модернизации содержания общего образования в качестве главного результата образования рассматривает готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества.
В этой связи основным результатом деятельности школы должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей.
Совет Европы определил пять ключевых компетенций, которыми школы должны вооружить молодежь:
1. Политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность.
2. Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе, понимание различий, уважение к людям других культур и религий.
3. Компетенции, определяющие владение устным и письменным общением. Это владение несколькими языками.
4. Компетенции, связанные с возникновением общества информации. Владение новыми технологиями, понимание возможностей их применения.
5. Компетенции, реализующие способность и желание учится всю жизнь, как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане.
Компетенция в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить в этой области и эффективно действовать в ней.
Общеобразовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, а только к тем, которые охватывает основные образовательные области и учебные предметы.
Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика. В образовательных компетенциях заложена возможность предоставления образовательных стандартов в системном виде, а также образовательные компетенции представляют собой характеристики подготовки учащихся к осмысленному применению комплекса знаний, умений и способов деятельности. Доктор педагогических наук А.В. Хуторской предложил следующую классификацию образовательных компетенций:
 ценностно – смысловая компетенция
 общекультурная компетенция
 учебно-познавательная компетенция
 информационная компетенция
 коммуникативная компетенция
 социально – трудовая компетенция
 компетенция личностного совершенствования
Уроки английского языка благодатная почва для формирования ценностно – смысловых компетенций, где изучается окружающий нас мир вол всех его проявлениях.
Выполнение задач по общекультурной компетенции позволяет учащимся приобщиться к диалогу культур, необходимость которого возрастает с каждым годом и позволяет выработать у себя толерантность. Здесь можно выделить следующие тематические задания: «Праздники», «Суеверия» в 10-ом классе.
Здесь важны традиции, праздники, обычаи страны изучаемого языка. Формировать общекультурную компетенцию помогают и элективные курсы по страноведению в старших классах, как например: 2Велиекобритания». Учащиеся имеют возможность приобщиться к культуре Великобритании, приобрести детальные знания об истории возникновения государства на Британских островах, о жизни и быте разных слоев общества а различные исторические эпохи, получают возможность узнать об истории королевских династий.
Реализация учебно – познавательной компетенции перекликается с технологией развивающего обучения формированием навыков учебно деятельности и уровневой дифференциации.
Навыки систематизации, анализа, умения выделять главное формируются на уроках различными способами.
Здесь можно применить составление конспектов опорных схем и таблиц учителем и учащимися. Грамотная организация целеполагания, систематическая работа по формированию рефлексии, поддержка учащихся в креативной работе, их стремление к творчеству помогает использование проектных методик. Учащиеся с интересом работают над проектами на тему «Мой город», «Моя столица», «Первый президент республики», «Букингемский дворец» и т.д.
Обучение английскому языку даёт достаточно возможностей для формирования информационной компетенции.
На сегодняшний день компьютеры прочно вошли в обиход. Ученики получая задания написать реферат тили эссе обращаются к дополнительным информационным источникам за получением интересной информации, таким образом совершенствуя свою информационную компетентность. Ученики седьмых классов изучая выдающихся личностей находят много интересных биографических сведении о жизни людей.
Работа над коммуникативной компетенцией реализует важнейшую функцию обучения иностранному языку – коммуникативную. Доктор педагогических наук и автор многих книг В.В. Сафонова пишет о том, что наряду с речевой и языковой компетенцией социокультурная компетенция является одним из компонентов коммуникативной компетенции.
Дидактическое описание задач социокультурного образования средствами иностранного языка целесообразно осуществлять в терминах социокультурной компетенции, входящей в состав бикультурной или поликультурной коммуникативной компетенции.
Опираясь на вышеизложенное, можно сказать, что ученикам предоставляется возможность приобрести следующие социокультурные знания и умения.

 расширить и систематизировать страноведческие знания, касающиеся страны изучаемого языка, особенностей культуры народа – носителей данного языка
 лучше осознать явления своей действительности, своей культуры путем сравнения их с иной действительностью и культурой
 развивать умения предоставлять свою страну в процессе межличностного, межкультурного общения
 совершенствовать умения адекватно вести себя в процессе официального и неофициального общения, соблюдая этику межкультурного общения.
 проявлять толерантность к необычным проявлениям иной культуры, к особенностям менталитета носителей изучаемого языка

Добиться формирования коммуникативной компетенции, возможно последовательно и системно продвигаясь по следующим направлениям.
Прежде всего, каждый человек должен уметь заявить о себе, представить себя, сообщить о себе определённые сведения. В устной форме это осуществляется в виде монолога «Расскажи о себе» и диалогической речи. Диалогическая речь всегда практикуется на уроках в виде ролевых игр «В магазине» (продавец – покупатель), «На городских улицах» (резидент – нерезидент, полисмен – прохожий), «За столом» (гость – хозяин), «В кабинете врача» (больной – врач). Дети определяют социальные роли и ведут диалог. Такой вид заданий прекрасно практикует устную речь вообще и речевые клише социокультурной направленности, также это позволяет учащимся проявить креативность мышления и способствует формированию компенсаторной компетенции – умения выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передачи информации.
В письменной речи о сформировании компетенции, как речевой так и социокультурной можно говорить, когда учащийся способен заполнить анкету, сообщив о себе необходимую информацию. Первоначальные навыки формируются в начальных классах.
Салихова Ж. Ф., учитель английского языка ГУ "СОШ № 10"
Если в первый год обучения ученик пишет фамилию и имя, то на втором году обучения английскому языку он может написать письмо своему сверстнику о своем городе на элементарном уровне.
В шестом классе ученики заполняют анкету выдающейся личности, опираясь на биографические данные, как например: Нельсон Менделя, Мохаммед Али.
Овладение коммуникативной компетенцией, равно как и социокультурной компетенцией означает овладение социальными ролями, поэтому вести диалог, руководствуясь своими общественными ролями – очень важное умение, которое формируется на протяжении всего процесса обучения иностранному языку.
Социальные преобразования способствовали смене ценностных ориентаций и в качестве самой большой ценности в соответствии с провозглашенными принципами гуманизации и демократизации общества, признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира.
Все это возможно достигнуть при личностно-ориентированном подходе к образованию и воспитанию подрастающего поколения. Какое влияние оказывает личностно-ориентированный подход на постановку целей обучения иностранному языку.
Под коммуникативной компетенцией, выступающей в качестве интегративной цели обучений иностранным языкам, понимается способность и готовность осуществлять иноязычное личностное и межкультурное общение с носителем языка в заданных стандартом пределах.
Это возможно, если у школьников сформированы все компоненты иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК). Сафонова В.В. предлагает в книге «Социокультурный подход к обучению иностранным языкам» схему
языковая
речевая
социокультурная
компенсаторная
учебная

Личностно-ориентированный подход предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции.
Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщения школьников к культуре страны изучаемого языка, лучшее о познание культуры собственной страны, умение её представить средствами иностранного языка, включение школьника в диалог культур.

Использованная литература:

1. Сафонова В.В. и др. Элективный курс Москва, ИЯШ №2, 2005 г.
2. Тайшибаева Р.Ж. Язык и культура Алматы ИЯШ №3, 2005 г.
3. Сафонова В.В. Культуроведение в системе современного языкового образования Москва ИЯШ №2, 2001 г.
4. Бим И.А. Личностно-ориентированный подход Москва
ИЯШ №2, 2002 г.
5. Штарина А.Г. Компетентностный подход в преподавании
иностранных языков Волгоград, 2007 г.
6. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе Ростов-на-Дону, 2006 г.

Категория: Английский язык | Добавил: Лариса (2010-02-20) | Автор: Лариса E
Просмотров: 4152 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-05-06, 12:16 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru