Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Английский язык

Самостоятельная работа как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках английского языка
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


БУЛХАРАУСКЕНЕ МАРИНА
учитель английского языка СШ № 5 г. Петропавловск,
Северо-Казахстанская область


Обучение школьников иностранному языку осуществляется как под руководством учителя, так и в ходе самостоятельной работы. Основная задача учителя, как известно, научить учиться, то есть мы должны обеспечить рациональную организацию самообучения, сформировать самометодику учащихся (иначе говоря осознанное владение приёмами учебного труда). Самостоятельная работа учащихся это деятельность, предполагающая их максимальную активность по отношению к предмету деятельности, в нашем случае к иностранному языку. Следовательно, важно создать условия, при которых учащиеся «выходят навстречу знаниям».

Самостоятельная работа применяется на протяжении всего курса обучения иностранному языку. Сколько же времени следует затрачивать на этот вид работы, чтобы её результаты были ощутимы? Была сделана попытка определить это время дедуктивно и путём наблюдения за работой школьников разных классов, а также на основе домашних заданий, предлагаемых в УМК. В результате было выяснено, что общее время работы учащихся над иностранным языком должно составлять не менее 3-3,5 часов в неделю, охватывая работу под руководством учителя и различные формы самостоятельной работы. Естественно, что при уменьшении количества недельных часов и, следовательно, работы под руководством учителя, должно увеличиваться время, отводимое на самостоятельную работу; в противном случае сокращается практика в языке, что неизбежно ведёт к потере приобретённых навыков и к разрушению умений.
На начальном этапе обучения иностранному языку время, отводимое на самостоятельные виды деятельности, составляет от 5 до 7 минут в 5 классе и 8-10 минут в 6-м классе. В 7 - 8-м классе это время увеличивается до 15-20 минут, а на старшем этапе обучения достигает 20-25 минут.
В методике преподавания иностранного языка выделяют три уровня самостоятельной работы: воспроизводящий, полутворческий и творческий.
Воспроизводящий уровень лежит в основе других видов и «ответственен» за формирование вербальной произносительной, лексической, грамматической базы, за создание эталонов в памяти.
С этой базы начинается усвоение нового. Учащимся первого года обучения
предлагается, например, чтение за диктором, списывание с учебника. В ходе самостоятельного воспроизведения происходит « пропускание через себя» нового материала. Несмотря на некоторую скучность и монотонность подобной работы, форсировать её не стоит, так как она учит ребят правильно и в нужном темпе воспроизводить усваиваемый языковой и речевой материал, который нужен для решения задач более высокого уровня.
Следующий по сложности выполнения и, пожалуй, чаще всего используемый на практике уровень – полутворческий. Здесь осуществляется перенос приобретенных знаний, навыков и умений на другие, но аналогичные ситуации, в частности чтение слов, словосочетаний, предложений и текстов без эталона, задаваемого диктором или учителем; не простое списывание с учебника, а разнообразные преобразования материала в письменной форме и, наконец, формирование высказываний в аналогичных ситуациях. Так, если в рамках воспроизводящего уровня разрабатывалась ситуация « В кафе. Заказ на одного», то полутворческий уровень предполагает вариант: «В кафе. Заказ на двоих»( 6 класс ) Самостоятельная работа этого уровня требует от выполняющего её большей мыслительной активности и связана с такими операциями, как подстановка, расширение, трансформация.
Творческий уровень самостоятельной работы связан с формированием навыков и умений осуществлять поиск при решении более сложных коммуникативных задач как в устной речи, так и при чтении, например: действовать в соответствии с предлагаемыми обстоятельствами и взятой на себя ролью, подготовить сообщение на заданную тему, прослушать сообщение и высказать своё отношение к его содержанию; прочитать рассказ и ответить на проблемные вопросы в связи с содержательно-смысловым планом текста. Именно при выполнении самостоятельной работы этого уровня формируется творческая личность.
Самостоятельная работа, как и работа в сотрудничестве с учителем, осуществляется в различных организационных формах: индивидуально, в парах, в небольших группах и целым классом.
Индивидуально самостоятельная работа в классе может проявляться в двух вариантах: а) все учащиеся выполняют одно, общее задание или
б) разные, в зависимости от возможностей ребят (работа по карточкам, индивидуальные домашние задания, с учётом интересов уч-ся)
Большой простор для деятельности представляет самостоятельная работа в группах. Эта форма самостоятельной работы применяется чаще всего на этапе развития речевого умения. Например, один из приёмов - Carousel brainstorm ( « Карусель»)
Последовательность работы:
1) Тема и вопросы пишутся на отдельных больших листах бумаги (на доске, разделённой на части).
2) Класс делится на группы (по количеству тем, вопросов).
3) Каждая группа получает задание обсудить, записать ключевыми фразами всё, что они думают, знают относительно данной темы, вопроса. Время ограничивается.
4) Каждая группа переходит к следующему заданию (передвигается по часовой стрелке) Свой ответ учащиеся другой группы фиксируют другим цветом или записывают под чертой, отделяя от предыдущего
5) Таким образом все группы отвечают на все вопросы и возвращаются к своему первоначальному заданию, чтобы в ограниченное время просмотреть всё, что оказалось записанным на данном листе с тем, чтобы подвести итог, высказать своё мнение.
Приём под названием “Jigsaw” (составная картинка-загадка) используется при развитии навыков чтения и перевода, но может быть использован и при работе над другими видами речевой деятельности .
Класс делится на группы, каждая группа выполняет одно и тоже задание
(например читает и слушает 5 текстов)
Каждый член группы имеет конкретное задание. В данном случае необходимо, чтобы в группе было 5 учащихся и каждый работал над одним из текстов ( A,B,C,D,E ). Учащиеся из разных групп с одинаковым заданием объединяются в «экспертные группы». В этих группах учащиеся совместно выполняют предложенные задания, уточняют, обдумывают, обсуждают. Затем «эксперты» возвращаются в свои первоначальные группы и каждый учит других тому, что он узнал, прочитав текст. Задача «экспертов» заключается в том, чтобы хорошо научить остальных, так как в результате группа должна выдать совместный «продукт».
Как групповая, так и парная самостоятельная работа призваны в первую очередь увеличить время говорения каждого учащегося. Парная работа чаще всего применяется на начальном этапе обучения при работе над разговорными ситуациями( диалогами), а также при работе с текстами .
Что же требуется для развития самостоятельной деятельности учащихся при изучении иностранного языка?
Во-первых, необходимо осознание цели выполняемой деятельности, каждого конкретного упражнения. Учащийся должен знать что он будет делать, каков конечный результат.
Во-вторых, требуется знание самой процедуры выполнения задания. Учитель должен вооружить учащихся рациональными приёмами учебной деятельности.
В- третьих, нужно умение пользоваться для выполнения задания соответствующими средствами обучения (звукозапись, дидактический материал)
Иными словами, при выполнении самостоятельной работы учащийся должен знать что делать, как делать и при помощи чего можно выполнить задание с наибольшим успехом. И задача учителя научить его этому.

Категория: Английский язык | Добавил: maribu (2010-03-23) | Автор: Булхараускене Марина E
Просмотров: 4058 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-05-07, 6:00 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru