Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Английский язык

Педагогические аспекты использования проблемного метода в обучении английскому.
Педагогические аспекты использования проблемного метода в обучении английскому.

Проблемная ситуация - это ситуация познавательного напряжения, затруднения, вовлекающая обучающихся в самостоятельное познание элементов новой темы и включающая в себя познавательный интерес личности к новому знанию или способу деятельности.
В обучении иностранным языкам проблемная ситуация выступает как форма учебно-речевой ситуации, при которой усвоение обучающимися иностранного языка происходит в процессе продуктивной мыслительно-речевой деятельности, т. е. проблемная ситуация активизирует и тем самым интенсифицирует учебный процесс.
Проблемная ситуация, играя важную роль в активизации учебного процесса, выступает как центральное звено проблемного обучения.
Проблемная ситуация развивает творческие способности обучающихся, воспитывает самостоятельное творческое мышление.
Поисковые задания составляются таким обратом, чтобы обучающийся, во-первых, мог переосмыслить имеющиеся у него знания, во-вторых, самостоятельно приобрести недостающие знания и понять функционирование языковых средств и речи.
Назовем несколько групп проблемных заданий.
I. Задания на усвоение теоретических знаний:
а) постановка проблемных вопросов;
б) определение содержания темы;
в) составление плана темы;
г) работа с лингвистическими терминами для уяснения соответс¬твующих понятий; обработка смысловой, морфологической, звуко¬вой стороны терминов.
II. Задания на применение полученных теоретических знаний:
а) сопоставление двух или более языковых фактов, поиск соот¬ветствия тою или иного явления языковому факту и т. д.;
б) подбор современного иллюстративного материала;
в) упражнения на конструирование словосочетаний, предложе¬ний по специальному заданию;
г) написание творческих работ с определенными лексико-грамматическими заданиями (сочинений, зарисовок, наметок, рецензий, аннотаций и т. д.).
III. Поисковые задания:
а) упражнения на сравнение тою или иною лингвистическою понятия в ратных источниках (в учебных пособиях, научных статьях, справочной литературе и т. д.);
б) подбор эквивалентов из родного языка к отдельным языковым явлениям изучаемою языка.
Стоит отметить, что на каждом этапе обучения может использоваться система упражнений, в основе которой заложена проблемная ситуация. Конкретные формы проблемной ситуации зависят от вида речевой деятельности на определенном этапе обучения.
Например, интересный прием "Мозговой штурм". В данной группе упражнений дети делятся на две группы: одной группе предлагается по очереди (или по мере возникновения) высказать свои идеи по поставленной проблеме, а вторая группа секретари - все эти идеи записывает. Затем из списка идей и предложений выбирается наиболее подходящая.
При выполнении заданий на осмысление на иностранном языке различных чертежей, технических рисунков, географических объектов на карте познавательная активность направлена на решение различных вопросов, непосредственно не связанных с лингвистическими факторами.
Чаще всего подобные задания применяются при изучении географического положения стран. При осмыслении карт можно предложить обучающимся сделать выводы о климате, флоре и фауне, выгодном или невыгодном положении и т.п.; при изучении схем и планов населенных пунктов - составить туристический маршрут, найти более короткий и удобный, безопасный путь и т.д.
Проблемность задания можно регулировать: учащимся будет проще работать, если определить тему диалога (например, ваши впечатления от поездки в страну) или действующих лиц (например, учитель и ученики).
Существует огромное количество ролевых игр, которые можно использовать на уроках английского языка для обучения устной речи.
Изучая тему «Путешествие», можно «отправиться» в «Агентство по путешествиям», в кассы аэропорта и железнодорожного вокзала. При этом учиться покупать билет, запрашивать и давать информацию о рейсах самолетов и поездов, о погоде, традициях, таможенных правилах.
При изучении темы «Родная страна и страны изучаемого языка» можно предложить игру «Встречаем гостей из Великобритании». Класс делится на две группы – «русские» и «англичане». Ребята общаются, задавая друг другу вопросы разных типов: прямые, сравнительные и предположительные о России и Великобритании, их столицах, достопримечательностях, географическом положении двух стран, о людях, их манерах, традициях и обычаях. Учатся запрашивать информацию, давать ответы, просить говорить медленнее, повторить сказанное, благодарить и встречать гостей.
При изучении темы «Спорт» можно играть в «Оптимиста и пессимиста». Оптимист пытается убедить пессимиста, что спорт приносит только пользу, пессимист же напротив видит только вред. При этом обучающиеся учатся убеждать, доказывать свою точку зрения.
При изучении темы «Защита окружающей среды» можно устроить импровизированный «Телемост». Обучающиеся делятся на две группы: «русские» и «британские школьники», они обсуждают проблемы, которые их волнуют и объясняют причину почему, их друзья соглашаются с ними и объясняют причину, почему их также волнуют эти проблемы.
Большие трудности вызывают у учащихся задания на аудирование, так как им тяжело воспринимать иноязычную речь на слух, без зрительной опоры. Их внимание отключается, и результатом является полное отсутствие интереса и мотивации к таким занятиям.
Для стимулирования познавательной активности, можно использовать «предвопросы» (forequestions) при восприятии иноязычного текста (на слух или при чтении). Это позволяет сконцентрировать внимание учащихся.
Например, при изучении темы «Путешествия» учащимся предлагается прослушать текст A Drive In a Motor Car (Поездка на автомобиле) и выполнить два задания:
а) из предложенных предложений выберите те, которые соответствуют содержанию текста;
б) вспомните, в каких предложениях текста употребляются новые слова.
С позиции проблемного подхода этих заданий явно недостаточно. До предъявления текста можно предложить обучающимся «предвопрос»:
- прослушайте текст и скажите, почему девушка надела перчатки и повязала шарф на голову (мода того времени).
Стимулровать речевые действия при этом помогают следующие задания. Перед прочтением или прослушиванием текста я предлагаю учащимся следующие вопросы:
- по названию текста попробуйте спрогнозировать содержание рассказа,
- каков возраст героев рассказа,
- место и время действия.
Предположения варьируются касаемо места действия, но учащиеся сходятся в определении возраста героев - молодые люди, времени года – лето.
Далее вводили слова, необходимые для понимания текста – collide (столкнуться), crash (врезаться), windscreen (ветровое стекло) и др. Учащиеся внимательно слушают рассказ, чтобы проверить свои догадки, которые не подтверждаются – время года зима, а причина аварии – неопытность водителя.
Мотивировали потребность высказаться при помощи послетекстовых вопросов. Проблемность заключается в том, что вопросы напрямую не связаны с текстом. В данном случае это следующие вопросы:
- каковы были правила и традиции вождения автомобиля в 20-е годы 20 века и как водит автомобиль современная молодежь,
- каковы, по вашему мнению, причины автомобильных аварий в наши дни,
- каковы, на ваш взгляд, последствия появления огромного количества автомобилей на улицах нашего города.
В соответствии с темой рассказа это также могут быть вопросы о защите животных или о загрязнении окружающей среды, вопросы этикета, нравственности:
- как вы лично можете защитить животных,
- что вы можете уже сейчас предпринять для предотвращения загрязнения окружающей среды,
- как вести себя в театре,
- как поступить в ситуации выбора.
Применение проблемных заданий обеспечивает максимальный интерес к предмету изучения, сознательный характер усвоения линг¬вистических знаний, а также способствует выработке навыков и умений использования языковых единиц, их форм в речи, что, несомненно, является наиболее важным во всех сферах общения.
Прежде всего ситуация должна быть частотной, соответствовать реальным потребностям.
Поскольку ситуация есть способ презентации материала, важна такая характеристика ситуации, как ее информационная насыщенность, ее способность предъявлять лингвострановедческую информацию.
Каждая ситуация находит реализацию в определенном виде речевой деятельности. Организация материала должна быть ориентирована на речевые ситуации, так как она:
- концентрирует внимание на выполнении внеязыковой задачи, т. е. превращает «учебное говорение» в естественную речь;
- позволяет активно формировать навыки анализа, синтеза, срав¬нения и обобщения, вырабатывает собственную модель мышления, умения продуцировать речь при различных обстоятельствах;
- создает стимул к говорению, активизирует мыслительную деятельность;
- учит аргументированно обсуждать тот или иной вопрос;
- порождает речь, делает процесс обучения иностранному языку более интенсивным и мотивированным для обучаемых.
Проблемные ситуации при обучении иностранному языку для введения нового языкового материала можно подразделить на:
- упражнения, где обучаемые высказывают мнение, оцени¬вают факты, явления, события;
- сопоставительные упражнения;
- упражнения, которые включают спорный вопрос или новую для одного из собеседников информацию, содержат задачи поискового, творческого характера
Категория: Английский язык | Добавил: svetla0555 (2015-03-14) | Автор: СВЕТЛАНА E
Просмотров: 255 | Комментарии: 4 | Теги: проблемные методы, Английский | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 10:19 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1475]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1140]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3910]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [516]
Немецкий язык [51]
Технология [281]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru