Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Английский язык

ДОКЛАД.ФОРМИРОВАНИЕ ЕВРАЗИЙСКОЙ ПОЛИКУЛЬТУРНОСТИ ПРИ РАННЕМ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ.
Литвинова Тамара Николаевна,
заместитель директора по УВР,
учитель английского языка,
ГУ «Кушмурунская СШ-121 отдела образования
Аулиекольского района» Костанайской области.

Молодой гражданин Казахстана
должен быть образованным,
открытым мировым инновациям
и в то же время не забывающим
о своих корнях, традициях.
Н.А.Назарбаев

В системе образования Казахстана происходят большие реформы. Надежду на успех вселяет то, что вопросы качественного образования решаются на государственном уровне. Политические, социально-экономические и культурные преобразования, происходящие в Казахстане, существенно влияют на расширение функций английского языка как учебного предмета. Из предмета второстепенного он становится в один ряд с наиболее востребованными дисциплинами. Президент нашей республики Н.А.Назарбаев в своем обращении 2010 г. к народу Казахстана отметил, что система образования в нашем государстве должна соответствовать мировым стандартам. Особенно обратил внимание на необходимость владения иностранными языками наряду с государственным.
И поэтому все больше и больше требуется людей, владеющих английским языком как средством общения. А это, в свою очередь, влияет на изменение и уточнение целей обучения английскому языку в школах. Основной целью является «развитие способностей школьников использовать английский язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира».
Внедрение в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы обучения на трех языках - это, безусловно, значительный шаг вперед в направлении реализации Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года, одной из базовых компетенций которой являются трехъязычие, евразийская поликультурность, коммуникативность и технократичность.
В основных положениях Концепции говорится о необходимости качественным владением иностранным языком выпускника современной школы, - это назревшая жизненная необходимость, поскольку интенсивные темпы и уровень развития науки и техники в мире требуют свободного владения иностранными языками для более качественного и полноценного получения необходимых теоретических и практических знаний, умений и навыков.
Эти положения уже успешно реализовываются в школах, где обучение ведется на казахском, русском и английском языках. Это способствует выработке коммуникативных навыков учащихся. Кроме того, обучение на трёх языках, и, как следствие, владение ими практически в совершенстве, будет способствовать приобщению учащихся к культуре и традициям разных народов. А это есть ни что иное, как формирование поликультурной личности.
«Диалог культур» понимается учителями казахского, английского и русского языков нашей школы не только как знакомство с культурой англоговорящих стран, но и как ознакомление с особенностями жизни и быта казахстанцев, духовным наследием Казахстана и ее вкладом в мировую культуру. Ученые методисты справедливо считают, что обучение на современном этапе – это не процесс передачи и накопления знаний, а процесс развития учащихся. Английский язык вносит свой неоценимый вклад в решение этой проблемы. Через коммуникативную цель достигаются воспитательная, образовательная и развивающая цели, а это и есть всестороннее развитие личности. Таким образом, английскому языку принадлежит важная роль в решении основной задачи школы – развитие и формирование школьников. И решение этих целей мы начинаем осуществлять с обучения английскому языку в начальных классах.
На первом году обучения начинается коммуникативное развитие учащихся. Они начинают овладевать устной формой общения, т. е. учатся понимать английскую речь на слух и соответственно на нее реагировать.
В пользу начала обучения английскому языку в начальных классах можно привести ряд доводов. Дети в этом возрасте легко воспринимают услышанное. Они без труда усваивают устно не только отдельные слова, но и целые речевые цепи, в их возрасте легко воспринимается артикуляция и воспроизводство звуков. Обучение проходит в игровой форме, что дает возможность без особых усилий создать условия для общения. Скучные упражнения превращаются в увлекательную игру, во время которой легко усваивается необходимый материал.
Поэтому в нашей школе начиная со 2 класса введено раннее изучение английского языка. Ребенок в возрасте 1-го - 4 -го классов еще не обладает сформированным аналитическим мышлением и разбираться ему в теоретических основах языка сложно и неинтересно. Зато у него очень развиты практически-действенное и наглядно-образное мышление, механизмы подражания. Такие элементы, как образность, ритм и мелодия способны на непосредственном, эмоциональном уровне перенести ребенка в мир нового языка. В течение первых трех лет работа ведется только в устных формах - дети слушают, говорят, исполняют песни, играют. Понимание при этом приходит как бы само собой. Учитель меньше занимается исправлением произношения, не стремится слишком сосредоточиться на допущенных ребенком ошибках. С самого начала детям предлагается не “отфильтрованный” язык, а язык богатый, художественный, полный яркой образности. За первые три года обучения ребенок осваивает большую часть звуков иностранного языка и поэтому чувствует все большую уверенность в отношении иноязычных интонаций. Он становится способным понимать устные рассказы, соответствующие его возрасту, а также играть роли в небольших спектаклях. Он может участвовать в небольших беседах о погоде, семье, школе, животных и т.д. У него накапливается значительный запас детских стихотворений, песен и игр всех видов, т.е. ускоренно проходится путь аналогичный освоению ребенком родного языка от момента рождения.
Через устный языковой материал я знакомлю детей с другой культурой, вследствие чего расширяется их горизонт, развивается гибкость речевого аппарата, слух, слуховая память. Принципы обучения в этом периоде формируются следующим образом:
- переживание и подражание;
- упражнение и обучение.
С помощью мимики, жестов (а при необходимости и через перевод) ребенок поначалу схватывает общий смысл тех материалов, которые звучат на уроке, и только постепенно выделяет с моей помощью отдельные слова и фразы. Затем он учится использовать их в других ситуациях. Стихи, песни, диалоги дети вначале говорят хором. Как только ребенок уверенно овладевает учебным материалом, он начинает самостоятельно отвечать на вопросы, читать стихи и исполнять роли в играх и спектаклях. На первом этапе обучения главная моя задача - познакомить ребенка с иностранным языком, пробудить в нем желание учить его и при этом сохранить естественность в общении на иностранном языке.
Грамматические структуры, бесспорно, образуют основу всей речи. Некоторые из них активно отрабатываются в течение уже первых трех лет, но дети используют их как бы интуитивно, не подозревая о существовании такой науки, как грамматика. Здесь опять прослеживается параллель со способом усвоения родного языка. Грамматику и письмо дети начнут изучать только в 4-м классе, но к этому моменту у них уже должен быть накоплен определенный лексический запас, развит фонематический слух, а главное, абсолютно отсутствует страх говорения на изучаемом языке.
Как известно, всем людям для того, чтобы их деятельность была эффективна, необходима определенная стабильность внешних условий, даже некоторый консерватизм. У детей младшего школьного возраста особенно велика потребность в этой стабильности. Постоянная классная комната, привычное место в классе, одна учительница, а я много лет работала учителем начальных классов и вела английский язык в своем классе, - все это позволяет чувствовать ребенку себя уверенно в школе. Поэтому я очень тщательно слежу за постоянством структуры уроков английского языка, чтобы события урока были детьми предсказуемы. Так одно и то же начало урока в течение длительного времени, декламирование одного и того же стихотворения легко и быстро приводят учеников в рабочее состояние, мобилизует их силы и волю.
Большое значение имеют и истории на иностранном языке, которые рассказываю детям в последние 5-10 минут урока. Выбор этих историй определяется возрастом детей. Истории слушаются, воспринимаются, рассказываются хором и каждым в отдельности, а потом инсценируются. Куда исчезает застенчивость и неуверенность! Все раскрепощены и в действии, и в речи, т.е. каждый ребенок имеет возможность испытать радость успеха. Все это не может не сказаться на положительной мотивации изучения языка.
Каждый урок завершаю демонстрацией достижений учащихся - что они научились делать. Всегда стараюсь заинтриговать детей, в самом общем виде рассказываю им о том, что произойдет на следующем уроке, какие интересные дела ждут их впереди.
Важнейшим методическим обеспечением урока являются средства наглядности. Стремлюсь к тому (и это очень важно для успешности обучения), чтобы игрушки, картинки, фотографии были у каждого ученика.
На первом этапе обучения английскому языку оценки детям не выставляю. Используя систему содержательных оценок, разработанную Ш.А. Амонашвили, которая признана эффективной во многих отношениях, стимулирую интерес к изучению английского языка.
Содержательная оценка предполагает четыре момента:
- во всех случаях доброжелательное отношение к ученику как личности;
- положительное отношение к усилиям ученика, направленным на решение задачи;
- конкретный анализ трудностей, стоящих перед учеником, и допущенных им ошибок;
- конкретное указание на то, как можно улучшить достигнутый результат.
Общий педагогический смысл высказывания примерно такой: «Ты действовал очень хорошо, но пока у тебя не все получилось. В следующий раз ты сделаешь лучше!»
Уровень сформированности речевых навыков и умений устанавливаю с помощью специальных контрольных заданий и регистрирую на специальных бланках. Характер контрольных заданий определяю методикой и программой обучения младших школьников, а также учитываю возрастные психологические особенности детей. Следует отметить, что и в традиционной педагогике, и в различных инновационных педагогических концепциях важность -принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся не отрицается, однако в практике обучения этот принцип зачастую игнорируется.
Таким образом, мой многолетний опыт показывает, что раннее изучение языков может быть весьма эффективным при следующих условиях:
- отказ от балльной оценки успехов детей на первом этапе;
- тщательный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
-использование методических приемов, приближающих изучение языка к
способам овладения родным языком.
Я глубоко убеждена, что раннее изучение иностранного языка оправдано. Главным стимулом должна быть заинтересованность ребенка в желании и готовности говорить на чужом языке.
Важным моментом в процессе обучения английскому языку младших школьников является наличие хороших, интересных, красочных учебников, в которых были бы разнообразные игровые приемы, цветные картинки. Только при этом условии у детей появляется интерес к предмету с первого года обучения. В настоящее время наши ребята обучаются по учебникам нового поколения «Way Ahead», «Smart», «Prospects» издательства MACMILLAN. Использование учебников нового поколения, зрительная и звуковая наглядность к ним обеспечивает силу и яркость впечатлений, глубину и прочность знаний уч-ся. К тому же достаточная оснащенность кабинета иностранных языков современными техническими средствами обучения, внедрение в практику работы учителей новейших образовательных технологий, выход в Интернет, использование интерактивного оборудования на уроках позволяют организовать учебный процесс на высоко современном уровне.
Ориентируясь на документы, определяющие перспективу перехода школ на 12- летнее обучение, мы уже сейчас думаем о перспективах развития школы, в каком направлении она будет развиваться. Одно из них – общественно – гуманитарное, раннее и углубленное изучение иностранных языков. Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения учащихся в соответствии с намерениями в отношении продолжения образования. Участие в разнообразных государственных программах, возможность учиться за границей предполагают не только высокий уровень владения иностранным языком, но и определенные способности личности: коммуникабельность, отсутствие языкового барьера, знание норм международного этикета, широкий кругозор, умение, что называется, «подать себя».
Углубленное изучение иностранного языка в нашей школе ведется с 1991 года. Начиналось оно с раннего обучения детей немецкому и английскому языкам во 2 классе.
На сегодняшний день восемь выпускников нашей школы, которые обучались в классах с углубленным изучением иностранных языка, работают учителями английского и немецкого языков в различных городах и поселках нашей страны. Многие учащиеся этих классов были победителями районных олимпиад разных лет, участниками областных олимпиад и ныне продолжают обучение, при этом английский язык играет важную роль в их будущей профессии.
Сегодня в школе раннее обучение английскому языку осуществляется в 4 классе, а также в 6,7,8 классах ведется углубленное изучение английского языка.
Опыт показывает, что раннее и углубленное изучение иностранного языка в школе, особенно в свете перехода школы на 12 – летнее образование, где речь идет о предпрофильной и профильной подготовке, целесообразно. Важное место при этом отводится элективным курсам, соответствующим запросам учащихся, которые их выбирают.
В настоящее время в нашей школе ведутся элективные курсы «Любимый английский», «Страноведение», «Деловой английский». Цель курсов – формирование у школьников навыков официального общения, ознакомление учащихся с коммуникативно-поведенческим стандартом во время зарубежных поездок, знакомство с культурой англоговорящих стран. Программы предусматривают проведение практических занятий, ролевое проигрывание ситуаций общения по различной тематике. Для старшеклассников важно, чтобы они смогли продолжать свое дальнейшее образование не только в ВУЗах Казахстана, но и ВУЗах ближнего и дальнего зарубежья.
Изменения, происходящие в нашей жизни, отразились в социокультурном контексте изучения языков международного общения в Казахстане. Это нашло отражение в появлении такого понятия, как «межкультурная коммуникация», которая проявляется в соизучении языков и культур народов разных стран. Я уверена, что разумное, грамотное и правильное внедрение трехъязычия даст возможность выпускникам нашей школы быть коммуникативно- адаптированными в любой среде.

Литература.

1. Послание Президента РК Н. Назарбаева народу /2010г./
2. Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года.
3. Закон РК «О языках».
4. Амонашвили Ш.А. «Здравствуйте, дети!»
Москва, 1986г.
5. Тайшибаева Р.Ж. «Детская одаренность и формы организации учебной деятельности».
ж. «Иностранный язык в школе», № 2, 2005г.
6. Ахметова И.Ф., Кравченко Л.А. «Раннее обучение иностранным языкам».
ж. «12-летнее образование» Министерства Образования и Науки РК, № 4, 2008 г.
6. Материалы сайта http:// www.bilim. Kz / education /.

Сведения об авторе.
Литвинова Тамара Николаевна
заместитель директора по УВР, учитель английского языка,
ГУ «Кушмурунская СШ-121 отдела образования
Аулиекольского района» Костанайской области.
Учитель высшей категории, стаж работы- 28 лет.

Адрес проживания: Костанайская область,
Аулиекольский район,
п. Кушмурун,
ул. Спортивная, д. 2, кв. 2,
тел. 95-5-71

Категория: Английский язык | Добавил: toma_121 (2010-06-19)
Просмотров: 3019 | Комментарии: 3 | Теги: формирование поликультурной личност, коммуникативность, раннее изучение иностранного языка | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2024-05-05, 11:24 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru