Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Английский язык

Воспитательный аспект на пересечение культур на уроках английского языка
Педагогический колледж иностранных языков, Алматы
Преподаватель специальных дисциплин
Даутова Нелля Гурбаевна

«То, что мы можем дать нашим детям это корни, чтобы они знали кто они и откуда они. Мы можем им дать крылья. Чтобы они смогли подняться на более высокую высоту и совершить много замечательных дел »
Джеймс Ашер

I.Введение
Современное образование играет решающую роль в нравственном воспитания подрастающего поколение. Именно сегодняшней школе принадлежит будущее нашей страны, будущее нашего общества. И в связи с этим хотелось бы вспомнить слова Уинстона Черчилля, который заметил, что «учителя обладают такой властью, о который премьер-министр может только мечтать» нам просто нужно поверить в свои возможности и любить детей и свою работу. Это и есть начало нравственности.
Действительно, именно учителю принадлежит значительная роль в формировании будущих членов общества. Именно, сегодняшние дети, получившие основные знания и нравственные понятия будут управлять страной в будущем.
Цели воспитания нравственности неразрывно связаны со всеми общеобразовательными предметами, изучаемые в современной общеобразовательной школе.
И одним из важнейших предметов, который формирует нравственный облик ребенка, несомненно, является иностранный язык. И не только потому, что иностранный языки, вообще, и английский язык, в частности, являются средством коммуникации между людьми, представляющими разные страны и народы. Но и потому, что в ходе изучения иностранных языков затрагиваются и обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления, позволяющие соотнести свои взгляды с нормами общественной морали, сравнить нравственные ценности своей культуры с другими и найти много общего.

II. Основная часть
2.1 Воспитательный аспект в обучение английскому языку
Урок английского языка в школе - это особый урок, он должен дарить детям радость,- гласит известная методическая аксиома. Весь арсенал педагогических средств направлен сегодня на достижение этой цели: красочные учебники, великолепные наглядные пособия, всевозможные кроссворды, пазлы, игры, аудиокассеты со стихами и песнями, видеоматериалы «В каждом человеке живет Моцарт, но только в одном он раскрылся, а в другом так и остался неосвобожденным» сказал А. де Сент-Экзюпери. Найти «Моцарта» в каждом ребенке и призваны уроки английского, ибо эффективность овладения иностранным языком зависит от готовности человека интегрировать ребят в новую социально-культурную среду, в новое общество, в новые ситуации. Только изучение иностранного языка развивает в человеке такие качества как толерантность, адаптивность, коммуникативность.
Гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса способствует интеллектуальному, нравственному, эстетическому развитию личности, адекватному восприятию ей других людей, так как при создании ситуаций речевого общения на уроке, происходит соединение учебного предмета с мыслями, чувствами, переживаниями, опытом и жизнью обучаемых. Развитие личности направлено на развитие мышления и эмоций. Значимость нравственного воспитания детей особенно обозначилась в современный период в связи с утратой людьми нравственных основ собственной жизни, что отражается на растущей агрессивности, инфальтильности части молодежи, ее бездуховности. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становится частым явлением. В условиях кризиса нравственных ценностей, переживаемого современной цивилизацией, жестокости и бездуховности человеческих взаимоотношений огромное значение приобретает возвращение к моральным нормам и правилам, которые на протяжение многих поколений направляли поведение людей.
Всегда ли мы понимаем, насколько важно и велико учитывать воспитательный аспект при обучение английскому языку? Когда спорят о том, нужен ли иностранный язык как учебная дисциплина, то все доводы сводятся к тому, что иностранный язык необходим для будущей профессии, что знание иностранного языка развивает, ибо позволяет узнать много нового, интересного. Все это разумеется так. Но основное достоинство иностранного языка как учебного предмета заключается на наш взгляд не в этом. Знание чего бы то ни было само по себе мало обогащает человека, так как важен не столько сугубо практический эффект обучения сколько то, что знание или процесс его приобретения вносит в формирование человека как личности. Поэтому главное достоинство, основная мощь и сила языка заключается, на мой взгляд, именно в его воспитательном аспекте.

2.2. Воспитание на пересечение культур посредством английского языка
Уроки английского языка дают благоприятную возможность для формирования нравственного облика, так как затрагивают не только конкретные лингвистические темы, но также вопросы отношений и поведения людей в той или иной жизненной ситуации, вопросы этикета, начиная с первых шагов обучения предмету. Мы демонстрируем, как люди приветствуют друг друга, как справляются о здоровье, проигрывая общение в официальной и неофициальной форме.
С чего же начинается изучение английского языка? Правильно, знакомство, через простые и понятные фразы, такие как Hello. How are you? Ребенок учится заново постигать элементарные нормы поведения, изучая тему What is the weather like today? Ребенок учится тому как правильно выбрать нейтральную тему для разговора с людьми. Так, например, в разных странах люди приветствуют друг друга по-разному. Представьте, с каким интересом ребята справляются с заданием; узнайте: как приветствуют люди друг друга во Франции, в Германии, в Китае, в Индии, в арабских странах.… Задумаемся, как мы приветствуем друг друга. Делаем поклон? Обнимаем друг друга? Пожимаем руки? Отчего зависит приветствие? Как мы приветствуем женщину? Взрослого человека? Престарелого? Известно, что в штатах и на западе принято смотреть в глаза друг другу, демонстрируя доверие. А у нас на Востоке? как должна вести себя девушка? Почему? Вот эти многочисленные вопросы, которые перед нами ставит жизнь ежедневно, определяют линию нашего поведения, и обуславливает нормы нравственности.
Выводы, которые делают наши воспитанники в результате таких заданий, помогает выработать нормы культуры, присущие нашему народу, и которые мы можем демонстрировать другим как этикет.
Что дозволено делать и что нет в общественных местах, как ориентироваться в незнакомом городе, какие требования необходимо соблюдать, если вы путешествуете по стране пешком, как установить контакты с местным населением и как не навредить природе - все эти аспекты обсуждаются на наших уроках через групповые презентации, защиту проектов, обмен личными мнениями.
Тема Family- Семья воспитывается уважение и любовь к людям, как представить своей семье своего друга, подругу.
Раздел город, село воспитывает гражданственность и патриотизм.
Проблемы, касающиеся каждого из нас и общества в целом, такие как «Мир вокруг нас», и «Эврика! На местном уровне»- «Evrika! At the local level», учат ребят быть ответственными за свои действия, быть хозяевами жизни.
Так, например в 9-м классе работая по темам «Хорошие привычки и плохие привычки», «Защитите природу», раскрываем проблему современности – воспитание любви к природе, охране природы, животному и растительному миру, бережного отношения к нашей планете. Эти темы помогают учащимся осознать, что люди несут ответственность за планету, на которой они живут, и должны ставить перед собой цель – помочь нашей планете пережить последствия технического прогресса и остаться такой же красивой и цветущей, а для этого надо решить начать с себя.
Предложили ребятам:
• Посчитали сколько мусора оставляет после себя каждый из нас;
• Наша семья;
• Наша улица;
• Наше село;
• В течение одного дня, одной недели, одного месяца, одного года
Поверьте, цифры впечатляют! Подростки обнаружили, что они просто даже никогда не задумывались над этим, а задумавшись, стали по-новому смотреть на мир вокруг. Конкретные связанные с жизнью примеры, воздействуют на мировоззрение и нравственное восприятие учащихся гораздо эффективнее самых высоких слов.
Так, например, по теме «Праздники и традиции» мы анализируем и находим много общего: это оформление, это особая одежда, пища, эта тематика дает ученикам элементарные представления об обычаях и традициях народов мира - “Рождество”, “Наурыз”, “Новый год”. Изучая данные темы, дети, узнают об обычаях и традициях народов мира и делятся традициями и обычаями своего народа. Говоря о них, дети вспоминают такие человеческие качества, как доброта к ближнему, уважение к старшим, готовность прийти на помощь другу в трудную минуту и др.
Театр, кино мир искусства приобщают детей к художественному творчеству. Моделируя ситуации речевого общения искусствоведческой направленности, инсценируя посещение выставки картин, побывав экскурсоводом, каждый учащийся становиться знатоком живописи.
Тема «Бизнес» - это экономическая культура. Мы приучаем детей к профессиональной этике при помощи проведения таких мероприятий как: организация круглых столов, конференций. Тема в 9-м классе «Работа» помогает ребятам понять, проанализировать научиться тому, как устроиться на работу, как составить резюме, как подобрать одежду.
Тема связанная со здоровым образом жизни помогает пересмотреть свое отношении к вредным привычкам: куренье, пьянство, грубость.
Так например в 8м классе разбирая тему Health Food мы создавали вместе пирамиду состоящую из полезных и вредных продуктов.
Казалось бы, далекие друг от друга предметы физика и английский язык, но как показал опыт, если мы их совместим, то очень легко начнем характеризовать физические явления на английском языке, т.к. многие слова мы знаем уже с 6-го класса: жидкость, газ, давление, формирует, вызывает и т.д. Или урок, посвященный проблемам войны и мира – «Трибуна ООН»; интегрированный урок с историей:
1. Называем права человека.
2. Права детей.
3. 2 группы представляют 5 слов о войне, 5 слов о мире.
4. Выбирают общие слова.
5. Составляют предложения.
6. Переводят «крылатые фразы»: «Перекуем мечи на орала», «Доброта спасет мир», «Один в поле не воин», «Без человечности не будет и вечности».
7. Представляем свои «крылатые фразы» «Миру - мир».
8. Пишем буриме (стихи - игра): война – мир – несчастье – счастье.
9. Приводим примеры из истории, статистику, факты.
Проблемы семьи, благотворительности, развития национальной культуры, толерантности - это основа нравственности, основа поведения будущих членов общества.

Наиболее актуальна в современном мире проблема толерантности, этнической терпимости. Недаром идея толерантности поднимается на уровне правительства. У Нашего президента Нурсултана Абишевича Назарбаева слово «толерантность»- одно из самых любимых, так как народная мудрость гласит: «не имей сто рублей, а имей сто друзей». В многонациональном Казахстане мы учимся хорошему друг у друга: гостеприимству казахов, предприимчивости уйгуров, прагматичности турков, ответственности немцев, широте души русских. Если по традиции ранним утром в доме, где живет уйгурская семья, выметен двор, то естественно, живущие рядом, обращают внимание своих детей на этот факт.
Проследим за церемонией сервировки чая. А вы знаете, что у англичан точно такая же последовательность наливать чай: вначале молоко, потом заварка, потом кипяток. Только сахар в чашку кладет и размешивает хозяйка, спрашивая: Сколько ложек сахара вы хотите? Угощайтесь!
Сложной выглядит тема «Толерантность», но если мы ее начнем обсуждать с понятий близких всем нам – наших привычек, в форме «Мозгового штурма», трудное станет доступным. Схема такова:
1. Назовем плохие привычки. Они нас раздражают? Почему?
2. Выберите 3 и обсудите:
Как долго вы их сможете вытерпеть?
Как выскажете недовольство?
На что обратите внимание: на возраст? пол? вероисповедание? родственные связи?
3. Что лучше, игнорировать привычку или сделать замечание, поправить?
4. Заключение обязательно: нормы культуры распространяются: на семью, друзей, соседей (окружение); учитывая: возраст, пол, вероисповедание, традиции. Это и будет шагом на пути воспитания на примере пересечения культур посредством иностранного языка.

Шаг за шагом мы познаем культуру других народов. Находим общее, гордимся чем-то своим и, конечно же, становимся культурнее, образованнее, толерантнее.

Ш. Заключение
Предмет «иностранный язык» является наиболее гуманным предметом (в смысле направленности на личность школьника) и возможность продемонстрировать пересечение культур.
Суть этого подхода заключается в том, чтобы сделать ребенка соратником в его обучении и воспитании, настроить его на педагогическое сотрудничество, сохранить за ним чувство свободного выбора. Таким образом, современный учитель находиться в поиске таких средств и методов, которые обеспечивали бы проникновение в учебный процесс морали, ее ценности, закрепленные во внутреннем мире человека в форме знаний, чувств, убеждений, а учебный процесс является «посредником», механизмом, передающим ей эти ценности.
Для примера хочется вспомнить притчу: «Люди радуги»,
В ней говорится, о том, что люди говорили на одном общем языке, все были счастливы, все понимали друг друга, все были заняты делами, помогали друг другу, но вдруг поднялся сильный холодный ветер, люди стали мерзнуть, отдаляться друг от друга, а отдалившись, застыли и стали превращаться в камни,
Тут же подул теплый ветер. Ветер принес разноцветные ленточки и оставшиеся в живых, поймали их и удивились их красоте и разноцветью. Они стали улыбаться, подошли друг к другу и стали складывать ленточки, получилась радуга! Люди поняли, что это они все вместе сотворили эту красоту.
Очень важно сосредоточить внимание ребят на том, что вместе мы сильней, вместе мы можем сделать много прекрасного, усовершенствовать мир, и наконец-то, уберечь его от хамства и разрушенья. Всей нашей деятельностью мы должны подвести ребят к выводу:
Мы растем, умнеем, горизонты нашего детства становятся шире, мир прекрасен, мир ждет от нас успехов. То, что нам дано природой и вложено людьми, должно быть возвращено. Это ключ к прекрасному будущему и это мы, педагоги должны передать этот ключ будущему поколению.

IV. Список литературы

1.Методика интерактивного обучения. Джеймс Ашер.
2. Абасов З.А. Проектирование и планирование в деятельности учителя. [Проектирование учебно-воспитательного процесса] // специалист.- 2003- № 5.
3.Иностранный язык (журнал)
Москва «Просвещение», 1\96 (63-67)
4. И.И. Гез Методика обучения иностранному языку «Просвещение», «Высшая школа», 1996 г. (8-12)
5. Е.И. Пассов Урок иностранного языка Москва «Просвещение»,1996г. (31-33)
6. Г.В. Рогова, Б.Е. Сахарова Методика обучения иностранному языку Москва «Просвещение», «Высшая школа», 1999г. (27, 28)
Категория: Английский язык | Добавил: nensy82 (2016-12-04) E
Просмотров: 123 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2017-03-26, 2:35 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1511]
Школьный психолог [515]
История [729]
Опыт [495]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [228]
Мастер-класс [219]
Семья и школа [178]
Компьютер-бум [252]
Английский язык [803]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1176]
Химия [385]
Классному руководителю [653]
Биология [590]
Думаем, размышляем, спорим [95]
Казахский язык и литература [1799]
Краеведение [93]
Начальная школа [3999]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [367]
Сельская школа [73]
Профильное обучение [70]
Демократизация и школа [24]
Физика [302]
Экология [184]
Дошколенок [1566]
Особые дети [277]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [638]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [461]
Мой Казахстан [234]
Школьный театр [70]
Внеклассные мероприятия [1194]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [86]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [534]
Немецкий язык [52]
Технология [292]
Самопознание [398]
Профессиональное образование [107]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [32]
Педагогические программы [7]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru