Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Английский язык

Изменения в практике преподавания с применением активных методов обучения.
Тугарина Г.И.
учитель английского языка

КГУ Майкаинская СОШ № 2
Павлодарская область
Казахстан
Изменения в практике преподавания с применением активных методов обучения.

У каждого учителя есть свой «багаж», устоявшихся представлений и собственных убеждений о практической деятельности, как учителя. И я не исключение. Мне всегда казалось, что я иду в ногу со временем и мои уроки интересны ученикам. Меня всегда интересовало новое, что могло бы кардинально изменить ситуацию. И я старалась сделать урок живым, интересным и полезным. Однако, к сожалению, не всегда получала удовлетворение от своей деятельности.
В ходе обучения по программе II уровня курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан, я познакомилась с идеями Программы по внедрению новых подходов в обучении (активных методов обучения). Это позволило мне пересмотреть свои взгляды и убеждения, и я открыла новые возможности в моей собственной практической деятельности.
Ознакомившись и получив на курсах теоретическую базу, я поняла, почему я не добилась значительных результатов в своей работе. Все те методы, которые я использовала ранее, были хороши, прежде всего, для включения учащихся в учебный процесс. К сожалению, они не в полной мере способствовали развитию мыслительной деятельности учащихся.
Джон Дьюи, американский педагог-новатор, сказал, что «научить человека мыслить» является главной задачей системы образования. (Халперн Д.)
Я предвидела, что обучение критическому мышлению будет нелёгкой задачей в силу следующих причин.
Во-первых, с данными учащимися ранее не было систематической работы по формированию приемов критического мышления, несмотря на то, что часть предметников владеют некоторыми стратегиями. Этот факт был установлен в ходе предваряющего исследование опроса коллег.
Во-вторых, нет конкретных алгоритмов, которые ведут к формированию и развитию критического мышления. Осознавая эти трудности, я, тем не менее, остановила свой выбор на этом модуле, так как меня вдохновляли полученные на курсах знания о наличии определённых условий и подходов, которые способствуют развитию критического мышления, и их большом потенциале.
Современный мир меняется очень быстро, идет большой поток информации и моя задача, как учителя английского языка, научить детей не только владеть информацией, но и критически ее осмысливать, оценивать и применять. Я преподаю в старших классах, учащиеся за урок не всегда справляются с большим объемом информации, которую им необходимо обработать и запомнить. Проанализировав, я пришла к выводу, что моим учащимся не хватает навыков критического оценивания информации. Учащиеся в работе с текстом часто совершают следующие мыслительные «ошибки»:
- не следуют принципам логического изложения информации,
- выбирают наиболее знакомый ответ (легкий),
- предпочитают догадки, а не обдумывание,
- не принимают во внимание альтернативные точки зрения.
Инновационное обучение включает активные методы и формы обучения. Активные методы обучения – это методы, которые побуждают к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Особенностями активного обучения являются:
- активизация мышления учащихся
- повышенная степень мотивации, творчества
- постоянное взаимодействие учителя и учащихся.
Главной задачей при такой форме обучения становится не передача готовых знаний, а оказание воздействия на образ мышления учащихся.
Поэтому наибольшую заинтересованность у меня вызвал модуль «Обучение критическому мышлению». Чем привлекателен этот модуль? В чем его преимущество? Основным аргументом считаю то, что критическое мышление - дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученный в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Считаю, что обучение критическому мышлению – сложная задача, т.к. нет конкретных алгоритмов, которые ведут к развитию критического мышления. Однако существуют, определённые условия и подходы, которые способствуют формированию критического мышления.
Выбирая тему своего исследования на практике в школе «Как использование приемов критического мышления на уроках английского языка влияют на формирование у учащихся навыков работы с информацией» я планировала найти подходы и способы разрешения трудностей и сложностей, с которыми сталкиваюсь я и мои ученики. Изучив теоретические источники, работы других исследователей в данном направлении, я пришла к следующему выводу, что одним из инструментов развития критического мышления служат умения и навыки построения вопросов. Многое зависит от поставленных целей и задач, а также от правильно поставленных вопросов. Если на своих уроках учитель задает простые вопросы, которые подразумевают повторение и подтверждения за педагогом его мыслей и предположений, то результативность от такой деятельности будет минимальной. Если учитель задает вопросы высокого порядка, которые требуют от учащихся размышления, нахождения творческих способов разрешения проблем, то и результат обученности у учащихся будет более высоким.
Исходя из своего опыта коллег и своих результатов исследования, я увидела, что для обеспечения условий развития критического мышления, необходимо в первую очередь овладеть Таксономией Блума. Таксономия Блума в классификации целей обучения является одной из наиболее значимых работ для учителей, реализующих развитие критического мышления у учеников в процессе использования активных методов преподавания и обучения.
Таксономия включает в себя шесть этапов продвижения, от более простых мыслительных процессов к сложным (от знания и понимания через применение, анализ и синтез к оцениванию). Для этого надо научиться разрабатывать вопросы и задания, соответствующие уровню мышления каждого этапа. Интересными являются такие методы, как «Пять вопросов», «Тонкие и толстые вопросы», «ЗХУ».
Изучив и опробовав на практике различные приемы критического мышления, я свой выбор сделала также на ментальной карте Тони Бьюзена.
Во-первых, этот прием помогает развивать креативное и критическое мышление, память и внимание у учащихся, а также позволяет сделать процессы обучения и учения намного интереснее и занимательнее.
Во-вторых, прием позволяет структурировать информацию в визуальной форме, создает условия для быстрого запоминания материала, что является не маловажным аспектом в нашем современном мире связанного с большим потоком информации.
Работа учащихся с ментальной картой.
В-третьих, карты многофункциональны, их можно использовать на уроках, как вербальную опору для высказывания, так и при подготовке к экзаменам, зачетам по лексике, грамматике и проведению дискуссий.
В- четвертых, правила создания ментальных карт очень просты.
В- пятых, карты помогают находить неординарные, неожиданные решения задач и стимулируют появление новых идей.
Используя ментальную карту, я увидела преимущества этого приема перед другими, которые ранее применяла на практике: здесь задействованы были воображение, критическое мышление, а также все виды памяти: зрительная, слуховая, механическая, что и позволяет быстро запоминать достаточно большой объем информации.
Считаю, что мыслительные карты будут эффективным и интересным методом обучения не только на уроках английского языка, но и на других предметах.
Метод «Шесть умных шляп» также используется в целях активизации различных аспектов мышления. Учащимся необходимо осуществлять мыслительные операции (размышлять, анализировать, критиковать и т.д.) в заданном контексте цвета шляпы.
Использование данного метода позволило учесть различные точки зрения учащихся на видение одной и той же проблемы. Я увидела, что такой способ обсуждения, при котором все предложения учитываются и принимаются, позволяет даже ученику группы С на равных участвовать в
обсуждении.
Метод «»Шесть умных шляп». Полученные результаты в ходе моего проведенного исследования, можно считать положительными. Несмотря на то, что они были получены в течение непродолжительного периода времени (полгода), можно проследить положительную динамику результативности использования приемов критического мышления в процессе обучения. Произошли изменения личностного характера учащихся, повысилась мотивация, учащиеся перестали испытывать трудности при работе с различными источниками информации. Ценность данных методов в том, что они учат детей слушать и слышать, развивают речь, дают возможность общения, побуждают детей к действию, поэтому на уроке работают все.

Литература:
1. Программа курсов повышения квалификации педагогических работников РК. Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2014.- 292с.
2. Руководство для учителя: Второй (основной) уровень.-3-е изд. –Астана: Изд-во Центра педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2014. – 292с
3. Инновационные методы обучения, или как интересно преподавать», Алматы, 2013
4. Г. Гарднер «Теория множественного интеллекта».
Категория: Английский язык | Добавил: galiatugarina (2017-01-06) E
Просмотров: 566 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-19, 3:57 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru