Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Английский язык

Изменения в практике преподавания с применением активных методов обучения.
Тугарина Г.И.
учитель английского языка

КГУ Майкаинская СОШ № 2
Павлодарская область
Казахстан
Изменения в практике преподавания с применением активных методов обучения.

У каждого учителя есть свой «багаж», устоявшихся представлений и собственных убеждений о практической деятельности, как учителя. И я не исключение. Мне всегда казалось, что я иду в ногу со временем и мои уроки интересны ученикам. Меня всегда интересовало новое, что могло бы кардинально изменить ситуацию. И я старалась сделать урок живым, интересным и полезным. Однако, к сожалению, не всегда получала удовлетворение от своей деятельности.
В ходе обучения по программе II уровня курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан, я познакомилась с идеями Программы по внедрению новых подходов в обучении (активных методов обучения). Это позволило мне пересмотреть свои взгляды и убеждения, и я открыла новые возможности в моей собственной практической деятельности.
Ознакомившись и получив на курсах теоретическую базу, я поняла, почему я не добилась значительных результатов в своей работе. Все те методы, которые я использовала ранее, были хороши, прежде всего, для включения учащихся в учебный процесс. К сожалению, они не в полной мере способствовали развитию мыслительной деятельности учащихся.
Джон Дьюи, американский педагог-новатор, сказал, что «научить человека мыслить» является главной задачей системы образования. (Халперн Д.)
Я предвидела, что обучение критическому мышлению будет нелёгкой задачей в силу следующих причин.
Во-первых, с данными учащимися ранее не было систематической работы по формированию приемов критического мышления, несмотря на то, что часть предметников владеют некоторыми стратегиями. Этот факт был установлен в ходе предваряющего исследование опроса коллег.
Во-вторых, нет конкретных алгоритмов, которые ведут к формированию и развитию критического мышления. Осознавая эти трудности, я, тем не менее, остановила свой выбор на этом модуле, так как меня вдохновляли полученные на курсах знания о наличии определённых условий и подходов, которые способствуют развитию критического мышления, и их большом потенциале.
Современный мир меняется очень быстро, идет большой поток информации и моя задача, как учителя английского языка, научить детей не только владеть информацией, но и критически ее осмысливать, оценивать и применять. Я преподаю в старших классах, учащиеся за урок не всегда справляются с большим объемом информации, которую им необходимо обработать и запомнить. Проанализировав, я пришла к выводу, что моим учащимся не хватает навыков критического оценивания информации. Учащиеся в работе с текстом часто совершают следующие мыслительные «ошибки»:
- не следуют принципам логического изложения информации,
- выбирают наиболее знакомый ответ (легкий),
- предпочитают догадки, а не обдумывание,
- не принимают во внимание альтернативные точки зрения.
Инновационное обучение включает активные методы и формы обучения. Активные методы обучения – это методы, которые побуждают к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Особенностями активного обучения являются:
- активизация мышления учащихся
- повышенная степень мотивации, творчества
- постоянное взаимодействие учителя и учащихся.
Главной задачей при такой форме обучения становится не передача готовых знаний, а оказание воздействия на образ мышления учащихся.
Поэтому наибольшую заинтересованность у меня вызвал модуль «Обучение критическому мышлению». Чем привлекателен этот модуль? В чем его преимущество? Основным аргументом считаю то, что критическое мышление - дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученный в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Считаю, что обучение критическому мышлению – сложная задача, т.к. нет конкретных алгоритмов, которые ведут к развитию критического мышления. Однако существуют, определённые условия и подходы, которые способствуют формированию критического мышления.
Выбирая тему своего исследования на практике в школе «Как использование приемов критического мышления на уроках английского языка влияют на формирование у учащихся навыков работы с информацией» я планировала найти подходы и способы разрешения трудностей и сложностей, с которыми сталкиваюсь я и мои ученики. Изучив теоретические источники, работы других исследователей в данном направлении, я пришла к следующему выводу, что одним из инструментов развития критического мышления служат умения и навыки построения вопросов. Многое зависит от поставленных целей и задач, а также от правильно поставленных вопросов. Если на своих уроках учитель задает простые вопросы, которые подразумевают повторение и подтверждения за педагогом его мыслей и предположений, то результативность от такой деятельности будет минимальной. Если учитель задает вопросы высокого порядка, которые требуют от учащихся размышления, нахождения творческих способов разрешения проблем, то и результат обученности у учащихся будет более высоким.
Исходя из своего опыта коллег и своих результатов исследования, я увидела, что для обеспечения условий развития критического мышления, необходимо в первую очередь овладеть Таксономией Блума. Таксономия Блума в классификации целей обучения является одной из наиболее значимых работ для учителей, реализующих развитие критического мышления у учеников в процессе использования активных методов преподавания и обучения.
Таксономия включает в себя шесть этапов продвижения, от более простых мыслительных процессов к сложным (от знания и понимания через применение, анализ и синтез к оцениванию). Для этого надо научиться разрабатывать вопросы и задания, соответствующие уровню мышления каждого этапа. Интересными являются такие методы, как «Пять вопросов», «Тонкие и толстые вопросы», «ЗХУ».
Изучив и опробовав на практике различные приемы критического мышления, я свой выбор сделала также на ментальной карте Тони Бьюзена.
Во-первых, этот прием помогает развивать креативное и критическое мышление, память и внимание у учащихся, а также позволяет сделать процессы обучения и учения намного интереснее и занимательнее.
Во-вторых, прием позволяет структурировать информацию в визуальной форме, создает условия для быстрого запоминания материала, что является не маловажным аспектом в нашем современном мире связанного с большим потоком информации.
Работа учащихся с ментальной картой.
В-третьих, карты многофункциональны, их можно использовать на уроках, как вербальную опору для высказывания, так и при подготовке к экзаменам, зачетам по лексике, грамматике и проведению дискуссий.
В- четвертых, правила создания ментальных карт очень просты.
В- пятых, карты помогают находить неординарные, неожиданные решения задач и стимулируют появление новых идей.
Используя ментальную карту, я увидела преимущества этого приема перед другими, которые ранее применяла на практике: здесь задействованы были воображение, критическое мышление, а также все виды памяти: зрительная, слуховая, механическая, что и позволяет быстро запоминать достаточно большой объем информации.
Считаю, что мыслительные карты будут эффективным и интересным методом обучения не только на уроках английского языка, но и на других предметах.
Метод «Шесть умных шляп» также используется в целях активизации различных аспектов мышления. Учащимся необходимо осуществлять мыслительные операции (размышлять, анализировать, критиковать и т.д.) в заданном контексте цвета шляпы.
Использование данного метода позволило учесть различные точки зрения учащихся на видение одной и той же проблемы. Я увидела, что такой способ обсуждения, при котором все предложения учитываются и принимаются, позволяет даже ученику группы С на равных участвовать в
обсуждении.
Метод «»Шесть умных шляп». Полученные результаты в ходе моего проведенного исследования, можно считать положительными. Несмотря на то, что они были получены в течение непродолжительного периода времени (полгода), можно проследить положительную динамику результативности использования приемов критического мышления в процессе обучения. Произошли изменения личностного характера учащихся, повысилась мотивация, учащиеся перестали испытывать трудности при работе с различными источниками информации. Ценность данных методов в том, что они учат детей слушать и слышать, развивают речь, дают возможность общения, побуждают детей к действию, поэтому на уроке работают все.

Литература:
1. Программа курсов повышения квалификации педагогических работников РК. Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2014.- 292с.
2. Руководство для учителя: Второй (основной) уровень.-3-е изд. –Астана: Изд-во Центра педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2014. – 292с
3. Инновационные методы обучения, или как интересно преподавать», Алматы, 2013
4. Г. Гарднер «Теория множественного интеллекта».
Категория: Английский язык | Добавил: galiatugarina (2017-01-06) E
Просмотров: 41 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2017-03-26, 2:41 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1511]
Школьный психолог [515]
История [729]
Опыт [495]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [228]
Мастер-класс [219]
Семья и школа [178]
Компьютер-бум [252]
Английский язык [803]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1176]
Химия [385]
Классному руководителю [653]
Биология [590]
Думаем, размышляем, спорим [95]
Казахский язык и литература [1799]
Краеведение [93]
Начальная школа [3999]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [367]
Сельская школа [73]
Профильное обучение [70]
Демократизация и школа [24]
Физика [302]
Экология [184]
Дошколенок [1566]
Особые дети [277]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [638]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [461]
Мой Казахстан [234]
Школьный театр [70]
Внеклассные мероприятия [1194]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [86]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [534]
Немецкий язык [52]
Технология [292]
Самопознание [398]
Профессиональное образование [107]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [32]
Педагогические программы [7]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru