Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Английский язык

Ролевая игра как прием управления коммуникативной деятельностью в обучении иностранному языку
Возросшие потребности овладения иностранными языками и процесс обновления содержания образования находят отражение в государственной политике РК.
Современная школа предъявляет свои требования к учителю. Учитель английского языка должен обладать глубокими и прочными творческими и профессиональными знаниями, умениями и навыками: уметь правильно с точки зрения произношения и употребления лексических единиц и грамматических структур излагать в диалогическом и монологическом общении свои мысли на бытовые, литературные, общественно-политические и научно-педагогические темы с использованием небольших стилистических и эмоциональных средств языка; владеть современными эффективными формами и методами обучения и воспитания учащихся; владеть диагностикой развития их личности. Учитель английского языка должен уметь определять конкретные учебно-воспитательные задачи, исходя из знаний возрастных и индивидуальных различий учащихся, осуществлять перспективное и текущее планирование учебно-воспитательной работы, проводить на высоком методическом уровне педагогический процесс, развивать познавательную, творческую активность учащихся, создавать условия для самореализации личности каждого учащегося, использовать достижения науки и практики.
Поскольку организация и сам процесс осуществления учебно-познавательной деятельности предполагает передачу, восприятие, осмысление, запоминание учебной информации и практическое применение получаемых при этом знаний и умений, то при показе видеосюжетов, схем, рисунков, таблиц и другого наглядного материала преподаватель мобилизует внимание учащихся и привлекает к восприятию изученного материала не только слух, но и зрение. Включение большого числа органов чувств и восприятие информации способствует активизации познавательной деятельности учащихся. Форма уроков включает в себя такие элементы продуктивного обучения как диалог, интерактивность (взаимодействие), интерпретация смыслов, коллективное решение проблемных ситуаций и т.д.
Одним из эффективных приемов в обучении общению на иностранном языке являются ролевые игры (чтение по ролям, инсценировка диалога).
Ролевая игра – методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Ролевая игра – это речевая, игровая учебная деятельность одновременно. С точки зрения учащихся, ролевая игра является игровой деятельностью, в процессе которой они выступают в определенных ролях. Учебный характер игры ими иногда не осознается. С точки зрения учителя, ролевая игра является формой обучения диалогическому общению.
Ролевая игра управляема, ее учебный характер четко осознается учителем. Она обладает рядом особенностей:
- ролевая игра – это обучение в действии (learning by doing),что повышает качество обучения;
- ролевая игра требует полной отдачи от участников, их реакции как вербальными, так и невербальными средствами в заданной ситуации. В ролевой игре используется общий запас знаний и умений учащихся;
- ролевая игра является в высшей степени мотивирующей, так как содержит элемент игры и непредсказуемость развязки;
- ролевая игра дает обучающимся социолингвистическую «подсказку,» - какими единицами и речевыми моделями можно выразить ту или иную мысль именно в данной ситуации в зависимости от социальной характеристики учащихся;
- во время ролевой игры участники должны внимательно слушать друг друга и адекватно реагировать на реплики своих товарищей;
- во время ролевой игры имеет место эмоциональный подъем, что чрезвычайно положительно влияет на качество обучения.
Ролевая игра обладает большими обучающими возможностями.
1. Ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения, так как она подражает действительности и в ней, как и в жизни переплетается речевое и неречевое поведение партнеров.
2. Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно-побудительного плана.
3. Ролевая игра предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему.
4. Ролевая игра способствует расширению ассоциативной базы при усвоении языкового материала, так как учебная ситуация строится по типу театральных пьес, что предполагает описание обстановки, характера действующих лиц и отношений между ними. За каждой репликой мыслится отрезок смоделированной действительности.
5. Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства.
6. Ролевая игра имеет образовательное значение. Учащиеся знакомятся с технологией театра. Поощряется любая выдумка, так как в учебных условиях возможности ограничены, а для изобретательности открываются новые просторы.
Ролевая игра обладает также большими возможностями в практическом, образовательном и воспитательном отношениях. Она способствует расширению сферы общения. Это предполагает предварительное усвоение языкового материала в тренировочных упражнениях и развитие соответствующих навыков, которые позволят учащимся сосредоточиться на содержательной стороне высказывания.
Чтобы роль могла стать средством обучения, она должна отвечать ряду требований, учитывающих как учебные задачи, так и индивидуальные особенности, потребности учащихся.
Во-первых, игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у учащихся интерес и желание хорошо выполнить задание, её следует проводить на основе ситуации общения.
Во-вторых, ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения как содержания, так и формы, четко организовать. Важно, чтобы учащиеся были убеждены в необходимости хорошо выполнить ту или иную роль. Только при этом условии их речь будет естественной и убедительной.
Ролевая игра должна быть принята всей группой.
Ролевая игра должна проводиться в доброжелательной творческой атмосфере и вызывать у учеников чувство удовлетворения и радости.
Чем свободнее чувствует себя ученик в ролевой игре, тем инициативнее он будет в общении. Со временем у него может появиться чувство уверенности в своих силах, в том, что он может исполнять разные роли. В процессе игры сильные учащиеся помогают слабым.
Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый языковой материал.
Учитель непременно сам верит в ролевую игру, в её эффективность. Только при этом условии он сможет добиться хороших результатов. Роль учителя в процессе подготовки и проведении игры постоянно меняется. На начальной стадии работы активно контролирует деятельность учащихся, но постепенно он становится лишь наблюдателем.
Обсуждая проведенную игру, оценивая участие в ней учеников. Учителю следует проявить такт особенно при оценке результатов первой ролевой игры. Обсуждение результатов игры следует начинать с обсуждения удачных моментов и лишь, потом перейти к недостаткам.
Ролевая игра является очень перспективной формой обучения, так как она:
- активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер неуверенности. В обычной дискуссии ученики-лидеры, как правило, захватывают инициативу, а робкие предпочитают отмалчиваться. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении;
- учит быть чувствительным к социальному употреблению иностранного языка;
- положительно влияет на формирование познавательных интересов школьников;
- способствует осознанному усвоению иностранного языка;
- содействует развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, воспитывает чувство коллективизма;
- создает благоприятные условия для развития у учащихся как подготовленной, так и неподготовленной речи на иностранном языке;
- обладает большими возможностями в образовательном и воспитательном планах;
- помогает изжить равнодушие, скуку, формализм из учебно-воспитательного процесса.
В заключении хотелось бы сделать вывод, что ролевая игра, если отвести ей должное место в процессе обучения устному иноязычному общению, играет важную роль как в психологическом, так и методическом планах. Использование ролевых игр на уроках повышает эффективность учебного процесса, помогает сохранить интерес учащихся к изучаемому предмету на всех этапах обучения.
Ролевая игра способствует созданию благоприятного психологического климата, что позволяет использовать творческие и эмоциональные резервы личности, в целом существенно повышает коммуникативный потенциал обучаемых. Ролевая игра позволяет значительно активизировать языковой материал в разнообразных формах деятельности, интенсифицируя процесс обучения, в результате чего обучаемые выходят на неподготовленное иноязычное общение.

Фрагмент урока английского языка в 10 классе на тему «Друзья, дружба»
Цель урока:
1. Развитие коммуникативных навыков, совершенствование ранее приобретенных навыков и знаний устной речи.
2. Формирование творческого и критического мышления у учащихся через дискуссию и презентацию собственного мнения.
Ход урока:
Teacher: Friendship is a feeling and behavior that exists between friends but what these feelings are, what this behavior is, you have to decide yourselves.
Pupil 1: Friendship is a thing for two, three or four, even more
Like a song, that’s made sing. Friendship is a doing thing.
Teacher: Let’s discuss your ideas of friendship. What is friendship? What does friendship mean to you? What does the phrase “true friend” mean for you?
Who is “true friend”? Express your opinions.
Учащиеся высказывают свое мнение по предложенной теме. В помощь им предлагаются английские пословицы про друзей и дружбу.
Учитель раздает карточки, на которых написаны пословицы по частям.
Надо подобрать к каждой части правильную вторую половину пословицы (matching the parts of the sentences).
Учащиеся читают по ролям предложенные микровысказывания.
Pupil 1: “The only way to have a friend is to be one” means that if you don’t want to be alone, you don’t have to be selfish. Just think a little of others and they will think of you. People usually say “You are treated in the way you treat other people. If you are a faithful and sincere friend, if you are helpful and trustworthy you can expect the same attitude to yourself”.
Pupil 2: I consider the phrase “A man is known by the company he keeps” up to date. In my opinion friends usually respect each other of these or those traits of character. They try to be similar and resemble each other in everything. They have much in common. There is another saying: “Tell me who your friend is and I’ll tell you who you are”.
Pupil 3: “A friend in need is a friend indeed” means that the best friend is one who helps you when you are really in need of help. You know your real friends when you are in a difficult situation. It’s very difficult to through the hardships of our life without our friend’s support. Only they can give us a piece of good advice, can analyze our actions. It’s their habit to share with us either our grief or happiness. Sometimes real friends lay down their lives of the sake of friendship. It’s easy to deal with a friend who is the medicine of life. If friendship never ends it makes your life full.
Pupil 4: There is a good proverb which says: “A man is judged by his foes as well as by his friends”. Yes, it’s really so. I know the poem which is about it.
You have no enemies, you say
Alas, my friend, the boast is poor
He, who has mingled in the frame of duty,
Must have made foes
If you have none less the work
That’s you have done.
Далее учитель дает задание учащимся составить диалог на тему: «Знакомство с будущим другом, подругой». Предлагается лексика для использования в диалогах.
Teacher: You may use the following words and phrases in your dialogs:
- to get acquainted
- to go on a date
- to accept an invitation
- to invite
- a lovely personality
- to be delighted
- to die of embarrassment
- to go to a theatre, restaurant
- to be impressed by
- to express love feelings
Из выше изложенного фрагмента урока мы можем проследить устную работу учащихся, активный способ обучения практическому владению английским языком.
Учащиеся составляют и драматизируют диалоги, высказывают мнение по предложенным ситуациям, «выносят на суд зрителей» готовые монологи.
Ребята рассуждают о том, по каким критериям они выбирают себе друзей: по внешнему виду, по обеспеченности и репутации семьи, образовании, одинаковых взглядах и т.д.
Использование ролевых игр на уроке создают высокую мотивацию учения, будят мысли, обогащают чувства, способствуют организации обучения английскому языку так, чтобы оно было подобно процессу естественной коммуникации.

Категория: Английский язык | Добавил: Ruza (2011-03-17) | Автор: Ташенова Руза Тажбаевна E
Просмотров: 2348 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-04-30, 0:15 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru