Формирование стиля педобщения у начинающих педагогов Ешбаева Эльмира Жолмурзаевна- учитель английского языка СШ№2 г. Кандыагаш Актюбинской области Идеи гуманизации, свободного творческого развития личности и учащихся на основе сотрудничества и диалога в едином учебно-педагогическом процессе, свободном от формализма и авторитаризма, получают все большее распространение в системе образования. В то же время внедрение гуманистических принципов в практику обучения и воспитания наталкивается на серьезные препятствия как со стороны мало изменившихся условий труда учителя, так и ввиду недостаточного внимания к развитию тех сторон его личности, от которых зависит эффективность его педагогической деятельности. Гуманистическое, личностно-ориентированное общение в процессе обучения предполагает учет индивидуально-психологических особенностей не только учащихся, но и учителя. Не перестроив собственное сознание в направлении педагогического сотрудничества и диалога, учитель вряд ли сможет достичь реальных изменений в воспитании и развитии детей. Таким образом, важной стороной профессиональной деятельности учителя становится углубленное самопознание, соотнесение своих личностных особенностей с требованиями гуманистической ориентации педагогического процесса, выработка на этой основе индивидуального стиля общения. Отсюда выступает задача - познание особенностей собственной личности, принятие их и развитие на этой основе сотрудничества с учениками. Сотрудничество, в свою очередь, выступает как критерий, как признак успешности коммуникативной деятельности педагога. Особенность исследования состоит в том, что формирование эффективного либо коррекция существующего индивидуального стиля педагогического общения учителя возможны при условии осознания каждым учителем индивидуально-психологических свойств собственной личности и требований деятельности. Процесс осознания детерминируется взаимодействием учителя и учащихся, в результате которого вырабатывается индивидуальный стиль общения педагога. К.М.Гуревич в работе по проблеме изучения закономерностей формирования и коррекции индивидуального стиля общения педагога выделяет три фактора, способствующих активной выработке индивидуального стиля: 1) фактор тренировки - состоит в закреплении в поведении человека именно того проявления свойства нервной системы, которое чаще всего необходимо в реальной жизненной ситуации или деятельности; 2) отрицательное подкрепление (тренировка наоборот), когда какие-то проявления свойств нервной системы оказываются «социально- неприемлемыми», мешающими, неодобряемыми и тормозятся, подавляются. Следует отметить, что оба этих фактора не предполагают непременного осознания их действия (действуют как бы извне) и определяют механизмы формирования индивидуального стиля только при условии их повторяемости; 3) сознательное регулирование поведенческих проявлений свойств нервной системы. Даже при однократном возникновении, «как следствие психологической оценки возникшей ситуации», он оказывает влияние на формирование индивидуального стиля. Затруднения в осуществлении профессиональной деятельности вызваны в первую очередь недостаточным осознанием своих трудовых функций и собственных индивидуальных особенностей, следствием являются несформированные приемы и способы коммуникативной активности, что, в свою очередь, затрудняет процесс взаимодействия с учащимися. Таким образом, установлены факторы, определяющие эффективность взаимодействия учителя с учащимися и оказывающие вследствие этого решающее влияние на формирование индивидуального стиля общения и профессиональной пригодности учителя. Отмеченное выше свидетельствует о необходимости создания специальной программы формирования индивидуального стиля общения педагога под руководством психолога, позволяющей учитывать все факторы, влияющие на эффективность становления индивидуального стиля педагогического общения. Тренинги повышения эффективности труда учителя принесут результат лишь в случае правильного определения учителем проблемной стороны собственной деятельности. Важными условиями их результативности являются также регулярность выполнения заданий тренингов, осознание собственной индивидуальности, соотнесение ее особенностей с требованиями педагогической деятельности, что часто вызывает сложности у учителей и необходимость помощи психолога, так как в противном случае коррекция и формирование индивидуального стиля педагогического общения идут в неверном направлении. В ходе реализации тренинговой программы у учителей наблюдается уверенность в собственных силах, осознание собственной индивидуальности, вырабатываются новые приемы и способы работы, направленные на сотрудничество с учащимися и учитывающие индивидуально-психологические особенности педагога. При этом существенно улучшается стиль взаимоотношения с учениками. У педагогов появляется потребность в общении, они получают от него удовлетворение, стремятся его разнообразить и активизировать. Активизация педагогического стиля общения позитивно отразилась на ее результатах (повышение учебной мотивации и качества знаний учащихся). В ходе формирования и коррекции стиля педобщения у начинающих педагогов необходимо учитывать возможность возникновения псевдостиля, который в ряде случаев может выступать как этап формирования рационального стиля, а с другой стороны, может тормозить его формирование
|