Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Университет здоровья

Здоровый образ жизни
Здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни - это здоровая нация.
Назарбаев Н.А.

По выражению академика Н.А. Амосова, « …чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем».
Что же такое здоровье? Простота ответа на этот вопрос – типа «это когда ничего не болит» - кажущаяся, и до сих пор полного определения здоровья не существует.
Согласно определению Всемирной организацией здравоохранения, «здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Наиболее полным является следующее определение понятия здоровья: здоровье –совокупность физических и духовных качеств и свойств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием для осуществления его творческих планов, высокопроизводительного труда на благо общества, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей.
Существует семь качеств здоровья:
1.Отсутствие усталости – признак выносливости (если вы часто простуживаетесь – вы чувствуете усталость, в течение десяти лет – плохой признак).
2.Постоянное стремление на завтра ( чем больше трудностей – больше удовлетворения, верное средство не знать усталости).
3.Хороший аппетит (надо есть с наслаждением).
4.Глубокий сон (три – четыре минуты днём – хороший сон).
5.Хорошее настроение.
6.Хорошая память – фактор жизни.
7.Терпеливость.
Отчего же зависит здоровье человека? Оказалось, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то 20% зависят от наследственных факторов,20% - от внешнесредовых условий, то есть в конечном итоге от экологии, 10% - от деятельности системы здравоохранения. А что же остальные 50%? Они зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
Что же понимают под образом жизни?
Образ жизни- биосоциальная категория интегрирующая представления об определенном типе жизнедеятельности человека и характеризующая его трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения. Иначе говоря, образ жизни – это «лицо» индивидуума, отражающее в то же время уровень общественного прогресса.
Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.
Взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни.
В основе здорового образа жизни лежат как биологические, так и социальные принципы.
Биологический принцип:
1.Образ жизни должен быть возрастным, обеспечен энергетически, укрепляющим, ритмическим.
Социальный принцип:
2.Образ жизни должен быть эстетическим, нравственным, волевым, самоограничительным.
По современным представлениям, в понятии здорового образа жизни входят следующие составляющие:
- отказ от вредных пристрастий;
- оптимальный двигательный режим;
- рациональное питание;
- закаливание;
- личная гигиена;
- положительные эмоции.
В то же время сложившаяся система школьного образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни. Дети предпочитают телевизор, компьютер и сидячий образ жизни. А ведь именно в юности закладывается привязанность к спорту, которая в будущем определяет качество жизни. Действительно, большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим вредным привычкам. Никто не спорит с тем, что надо двигаться, закаляться, но большинство взрослых людей ведут малоподвижный образ жизни и боятся холодной воды. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими последствиями.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что «знания» взрослых людей о здоровом образе жизни не стали их убеждениями, что нет мотивации к заботе о собственном здоровье.
Среди старшеклассников понимание здорового образа жизни в основном сводится к хорошо известным положениям: Больше двигаться! Беречь нервы! Закаляться! Не пить и не курить! и т.д. Хотя важность таких рекомендаций не вызывает сомнений и что они запечатлены в памяти детей, они, тем не менее, не стали для многих из них руководством в поведении. Это связано с тем, что,во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Действия учителя в школе должны быть в первую очередь направлены на профилактику борьбы курения, употребления спиртных напитков и наркотических веществ.
Практически все наркотики, включая табак и алкоголь, в большинстве случаев используются для снятия стресса, и надо знать, что значительно более успешно стресс снимается при помощи оптимальной физической активности, и она может служить здоровой альтернативой курению, алкоголю и наркотикам.
Основная причина многих болезней цивилизации – недостаточная двигательная активность .Отсутствие физических нагрузок в первую очередь отрицательно сказывается на деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, приводит к ожирению, нарушению осанки, эндокринным заболеваниям (диабет),
снижает устойчивость к инфекционным заболеваниям и нервно-психическим стрессам. Две трети подростков 14 лет имеют хронические заболевания, половина – нарушения опорно-двигательной системы, у трети- проблема с кровеносной системой, до 40% допризывников не в состоянии выполнить минимальные нормативы спортподготовки. За всем этим социальные, семейныеи системные проблемы здравоохранения.
Три урока физкультуры в неделю ни в коей мере не компенсируют недостаток двигательной активности. В то же время нередки и случаи низкой эффективности занятий физическими упражнениями. Нагрузка должна быть оптимальной, т.е. соответствовать уровню здоровья. Наилучший оздоровительный эффект (в плане тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем) дают циклические упражнения аэробного характера: ходьба, легкий бег, плавание, лыжные и велосипедные прогулки. Использование
этих систем возможно с применением индивидуализации.
Не должно быть детей, которые отсиживаются на скамейке во время физкультуры. Если есть проблемы со здоровьем, надо не освобождение давать, а
коррекционные программы разрабатывать. Уровень физподготовки школьника
должен учитываться при поступлении в вузы, ведь речь идет о здоровье нации.
Правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранения здоровья.
«Что значит правильно питаться?» Концепция сбалансированного питания как раз отвечает на этот вопрос и сведена к следующим принципам:
- соответствие энергопотребления энергетическим тратам человека;
- соблюдение достаточно строгих взаимоотношений между многочисленными незаменимыми факторами питания, каждому из которых в обмене веществ принадлежит специфическая роль;
- определённый режим питания.
Практически всем известно изречение «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды – в первую очередь переохлаждению и перегреву.
Закаливание эффективное средство укрепления здоровья человека. Особенно велика его роль в профилактике простудных заболеваний: закалённые люди, как правило, не простужаются. Закаливание повышает также неспецифическую устойчивость организма человека к инфекционным заболеваниям, усиливая иммунные реакции. Кроме того, закаливание имеет и огромное прикладное значение, становясь порой жизненно необходимым.
Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены – комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой и обувью. В последние годы понятие «личная гигиена» многие авторы включают различные методы очистки организма – очистка толстого кишечника, почек, печени и др. В то же время следует отметить, что, по данным
ряда исследователей, очистка кишечника, особенно толстого, отрицательно сказывается на кишечной микрофлоре, играющей очень важную роль в процессах обмена веществ.
Положительные эмоции являются неотъемлемой составляющей здорового образа жизни. Знаменитая аксиоматическая формула «В здоровом теле – здоровый дух» может читаться не только слева направо, но и справа налево, т.е.
здоровый дух поддерживает физическое благополучие. Отсюда следует вывод, что для поддержания физического здоровья необходимо психическое закаливание, суть которого – в радости к жизни.
Известно, что основа работы по совершенствованию своей психики – самовнушение. Схема самовнушения достаточно проста – хочу – могу – есть.
Оказалось, что более часто простужаются, болеют гриппом и другими острыми респеративными заболеваниями люди, обладающие следующими чертами характера:
- упрямство и негибкость характера;
- чувство вины и самобичевание;
- мизантропия (и по отношению к себе тоже);
- разочарование и подозрительность;
- злопамятность и неспособность прощать;
- ранимость и обидчивость;
- озабоченность и неуверенность;
- ослабленный контроль своими чувствами;
- возбудимость и нервозность;
- нестабильность и агрессивность.
В педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Из этого следует вывод, что, поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем здоровье, и наоборот.
Цель здорового образа жизни – формирование здорового человека, способного предельно долго и счастливо жить в обществе.

Список литературы:
Учить ЗОЖ самостоятельно. «Спорт в школе» №3-4/2000, №5/2000г.
Тимофеев С.П., Луханин В.В. Здоровый образ жизни в современных общеобразовательных учреждениях – 2004г.
Методическое пособие – Оценка двигательной подготовки и физического развития учащихся 6-17 лет городских и сельских школ Карагандинской области.г. Караганда 2009г.
Стратегия «Казахстан – 2050»
г. Караганда
КГУ СОШ № 85
Туркин М.А.
Категория: Университет здоровья | Добавил: mixa (2013-03-27) | Автор: Михаил E
Просмотров: 25785 | Комментарии: 1 | Теги: Здоровый образ жизни | Рейтинг: 5.0/1015
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-05-18, 9:58 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru