Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Университет здоровья

«Формирование физических качеств дошкольника посредством использования игровых технологий»
«Формирование физических качеств дошкольника посредством использования игровых технологий»
Цель физического воспитания дошкольников определяется как воспитание здорового, жизнерадостного, физически совершенного, гормонически и творчески развитого ребенка, формирование у него основ здорового образа жизни, укрепление его здоровья, физическое и психическое развитие. Для достижения поставленной цели, в процессе физического воспитания предусматривается комплекс задач.
В данном случае я хочу обратить ваше внимание на развитие физических качеств.
Основными физическими качествами человека принято считать ловкость, быстроту, гибкость, ровновесие, глазомер, силу, выносливость. При выполнении любого упражнения в той или иной степени проявляются все физические качества, но преимущественное значение приобретает какое - либо одно из них. Например, при беге на короткие дистанции - быстрота, при беге на длинную дистанцию - выносливость, при прыжках в длину и в высоту с разбега - сила в сочетании с быстротой.
В дошкольном возрасте преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, но не следует забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости.
Ловкость - это способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.
К развитию ловкости приводит систематическое разучивание с детьми новых упражнений. Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями. Например, бег усложнить (змейкой, с перепрыгиванием через предмет), использовать различные предметы (кубики, флажки, ленты и т.д.).
Быстрота - способность человека выполнять движения в наикратчайшее время.
Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная легкость образования и перестройка условнорефлекторных связей у детей создают благоприяные условия для развития у них быстроты.
Быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением. Например: бег с нарастающей скоростью или чередование (медленный, средний, быстрый), в играх (убегать от водящего).
Так же развитию быстроты способствуют скоростно - силовые упражнения прыжки с разбега, метание (бросок при метание совершается с большой скоростью).
Для развития быстроты целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при этом учитывать физическую подготовленность детей, а так же составления их здоровья.
Глазомер - способность человека определять расстояние с помощью зрения и мышечных ощущений. Развивать глазомер можно при выполнении любых упражнений: при ходьбе дети должны правильно ставить ногу, соблюдать направление; в прыжках - точно попадать ногой на доску, чтобы, отттолкнувшись, совершить полет в нужном направлении, а затем приземлиться в определенном месте; при построении в колонну нужно на глаз измерить расстояние; в метании на дальность и особенно в цель. Важно учить детей измерять расстояние на глаз, проверяя его затем шагами.
Гибкость - способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлений.
Гибкость зависит от состояния позвоночника, суставов, связок, а также эластичности мышц. Гибкость развивается при выполнении физических упражнений с большей амплитудой, в частности общеразвивающих.
У детей дошкольного возраста опорно - двигательный аппарат обладает большой гибкостью. Следует стремиться к сохранению этой естественной гибкости, не злоупотребляя упражнениями на расстягивание, которые могут привести к необратимым деформациям. Упражнения на гибкость целесообразно сначала выполнять с неполным размахом, например: 2-3 полунаклона, а потом уже полный наклон, 2-3 полуприседания, затем - глубокое.
Равновесие - способность человека сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой над уровнем земли (пола) площади опоры.
Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата, всех систем организма, а также от расположения общего центра тяжести тела (ОЦТ). У дошкольников ОЦТ расположен высоко, поэтому им труднее сохранить равновесие.
Требуется большое усилие и для этого такие упражнения как метание на дальность, прыжок в длину с места и с разбега, ходьба и бег по скамейке, катание на велосипеде.
Сила - степень напряжения мышц при их сокращении.
Учитывая анатомо - физиологические особенности дошкольников, не следует стремиться к максимальным нагрузкам и превышать нормы т.к. отрицательно влияет на развитие костной системыб а также внутренних органов. Не рекомендуется надолго задерживать дыхание.
И поэтому в детском саду следует использовать разнообразные упражнения для развития силы всех групп мышц, уделяя преимущественное внимание мышцам разгибателям. Например, вначале работаем мешочками с песком, затем усиливаем нагрузку даем набивной мяч, затем поднятие собственной массы (прыжки вверх), преодоление сопротивления партнера (в парных упражнениях).
Выносливость - способность человека выполнять физические упражнения допустимой интенсивности возможно более длительное время.
Развитие выносливости требует большого количества повторений одного и того же упражнения.
Однообразная нагрузка приводит к утомлению и дети теряют интерес к этому упражнению.
По данным М.А.Руновой для полноценного развития и укрепления здоровья, ребенок должен проводить в движении от 15 до 24 часов в неделю. И поэтому задача инструктора подобрать различные формы и технологии. И вот одна из наиболее эффективных, скажем так удачных форм - игра.
Через игру ребенок придет к осмыслению пользы и удовольствия. Ведь двигательный опыт малыша не велик, и требует помощи со стороны взрослых. Своеобразно дать подсказку.
Полетел как бабочка, и он уже будет бежать и махать руками, летаем как самолет (руки в стороны) скачет как зайчик, козлик, косолатет как медвежонок. Словом пусть ребенок подключит к физическим действиям и образное мышление.
Регулярное проведение спортивных праздников и игр под руководством взрослого помогу выработать у детей потребность заниматься играми самостоятельно. Помимо того что праздники, имеют оздоровительное значение, они еще несут и воспитательную и образовательную нагрузку.
Спортивные мероприятия благотворно воздействуют на их нервную, а также сердечно - сосудистую и дыхательную системы, укрепляя здоровье. Почти в каждой игре присутствуют такие доступные всем действия как бег, прыжки, метания, упражнения в равновесии. Тем самым воспитываются основные физические качества.
В ходе игры просто перебрасывать друг другу и ловить воздушный шар, не нужны ни большая выдумка, ни особая ловкость. Вместе с тем это прекрасная тонизирующая зарядка - и физическая, и эмоциональная. И как говорил Винни -Пух: «С воздушным шаром кто хочет развеселиться».
Предлагаю одну из игровых форм - мини-сказки.
«Наседка и цыплята» (младший дошкольный возраст).
Жила-была мама-курица, и были у нее маленькие пушистые цыплятки. Жили они в курятнике, а по утрам курочка водила цыпляток гулять: травки поклевать, червячков поискать, водички попить. Ходят цыплята по двору, зернышки клюют, песок лапками разгребают, водичку пьют. Вдруг налетела Большая птица. Мама-наседка крикнула: «Опасность!» - и цыплята быстро побежали к ней. Большая птица никого не поймала.
Основными требованиями к таким сказкам является их образность и эмоциональность, наличие конкретного содержания и четкого согнала к началу действия.
«Мы - веселые ребята» (старший дошкольный возраст).
Повела мама Сережу первый раз в детский сад. Сережа очень боялся идти в сад: знакомых у него там нет, как его встретят ребята? А вдруг не захотят с ним играть? Стоит он один в сторонке. А ребята увидели, что новенькому мальчику неуютно и грустно, подошли и говорят: «Давай вместе играть! У нас есть хорошая игра. Нужно сказать такие слова: Мы веселые ребята, любим бегать и играть, ну, попробуй нас догнать! Раз, два, три, лови! Если хочешь, ты будешь ловишкой!» Обрадовался Сережа и стал весело играть с новыми друзьями.
День здоровья - эта форма работы появилась сравнительно недавно, но уже широко используется т.к. дает большие возможности для оздоровления детей, улучшения физического и эмоционального самочувствия. Проводятся один раз в квартал.
Весь день посвящается деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья, желанию заботиться о своем организме и стемлению беречь его.
План - конспект (младший дошкольный возраст). Утро.
На участке детей встречает Степашка. Воспитатель рассказывает детям, что в детском саду проводится День здоровья. Степашка проводит с детьми утреннюю гимнастику, подвижную игру «Солнышко и дождик» и угощает детей морковным соком.
После завтрака к детям приходит доктор Пилюлъкин, осматривает у детей состояние рук, ушей, ногтей, рассказывает о том, как важно соблюдать правила гигиены. Затем он приглашает детей на прогулку, где они встретят еще одного гостя. Узнать, кто это, можно отгадав загадку:
Мой веселый колпачок лихо сдвинул на бочок, Я веселая игрушка, а зовут меня... (Петрушка)
Прогулка.
На участке дети встречают Петрушку, который принес им погремушки. Проводится подвижная игра «Кто быстрее перенесет погремушку».
Петрушка приглашает детей в лес. Дети строятся паровозиком и едут. По дороге «встретилось болото» - игра «Перейди болото по кочкам».
Дети приходят к «лесному озеру», надувному бассейну. Организуются игры с водой, затем дети возвращаются в детский сад.
Проводить игры можно в любое время года, продолжительность зависит от заранее определенной тематики, интенсивности и сложности двигательных движений, особенностей физического развития детей. Дозировка, нагрузка, продолжительность устанавливается инструктором с учетом возрастных особенностей.

Источник: http://«Оздоровительные игры», «Развивающие игры для малышей» А. С. Галанова.
Категория: Университет здоровья | Добавил: таня25 (2015-02-22) | Автор: Мунгалова Татьяна E
Просмотров: 622 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 11:30 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [769]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3903]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [352]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru