Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Университет здоровья

Внедрение здоровьеберегающей методики В.Ф. Базарного в учебно-воспитательный процесс
ГОРБУНОВА Руслана Леонидовна - учитель-дефектолог, КГУ «Акмолинская
областная специальная коррекционная школа-интернат № 4 для детей с
нарушением слуха и речи» г. Кокшетау

Внедрение элементов здоровьесъберегающей методики
В.Ф. Базарного в обучение и воспитание детей с
нарушением слуха и речи.
«Чтобы сделать ребѐнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым».
Ж.-Ж. Руссо
В условиях современной школы, когда мы спешим за потоком информации,
пытаемся дать детям как можно больше знаний, зачастую забываем об их
здоровье. Многие ученые, исследовавшие проблемы здоровья детей в начальной
школе пришли к выводу, что наряду с экологическими, социальными и
наследственными факторами существует психоэмоциональное напряжения,
которое ребята испытывают при обучении и воспитании в школе. По данным
статистики, приведенные доктором медицинских наук, Базарным Владимиром
Филлиповичем "... Из миллиона относительно здоровых детей приходящих в
первый класс, уже через девять месяцев у каждого четвертого из них,… врачи
фиксируют отклонения в работе сердечно-сосудистой системы. ...лишь 10%
выпускников школ могут считаться здоровыми. Половина имеет отклонения,
40% - хроническую патологию. Патология органов зрения у школьников - до 33%,
ведущее место занимает близорукость. За время обучения число детей с
близорукостью увеличивается в 5 раз, с нарушением опорно-двигательного
аппарата - в 1,5 - 2 раза, с нервными заболеваниями - в 2 раза...». Для наших ребят
мы не только учителя, но и мамы и эти сухие цифры не могут нас не беспокоить.
Заинтересовавшись методикой Владимира Филлиповича Базарного, я решила
изучить, внедрить и апробировать еѐ на своих учениках. Данная методика
привлекла меня ещѐ и тем, что наши ученики кроме диагноза СНТ III-IV степени,
имеют ряд сопутствующих заболеваний, а именно: задержка психического
развития, ДЦП, миопия, врожденная регенерация сетчатки глаза, кожный
дерматит и другие.
В.Ф. Базарный, как офтальмолог, доктор медицинских наук, руководитель
научно-внедренческой лаборатории физиолого-зравоохранительных проблем
образования Московской области, своей революционной методикой дал нам
практическое руководство к действию. В чем состоит суть его авторской методики?
В начале исследовательской деятельности В.Ф. Базарный обратил внимание на то, что младшие школьники, уже в начале своего обучения и воспитания становятся
близорукими, по причине чрезмерного склонения к парте при чтении и письме. А это в свою очередь оказывает отрицательное влияние на работу всего организма:
нарушается осанка, ухудшается зрение, работа сердечно-сосудистой системы. Малоподвижный образ жизни и постоянная «сидячая» поза приводят к искривлению
позвоночника, расслаблению мускулатуру, в том числе и стопы, что приводит в плоскостопию. И как следствие – мы растим хилых и слабых юношей, и будущих мам со слабой половой конституцией.
Ведущая идея методики В.Ф.Базарного: «Сенсорная свобода и психомоторное
раскрепощение». Поэтому новатор предложил режим смен динамических поз «сидя-стоя». Для этого он внедрил специальную ростомерную мебель – конторки,
(специализированное учебное место, обеспечивающее оптимальный физиолого-эргономический режим учащегося в условиях сохранения телесной вертикали).
Изменение высоты производиться за счет регулировки длинны металлокаркаса. .
Столешница так же должна иметь регулируемый наклон, что позволяет
использовать ее для разного вида деятельности: письма, чтения, рисования, лепки.
Важное условие – чтобы нижняя часть наклонной поверхности находилась на
уровне солнечного сплетения ученика, при этом ученик не можем низко
наклонять голову. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть – стоит за
конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется
осанка. В позе “стоя” ребята стоят на массажных ковриках.
Коврики с неровной поверхностью, оказывают оздоравливающий эффет на весь
организм при массаже стоп ног.
Следующий, очень важный элемент методики –использование зрительно-координационых тренажеров, схем зрительных траекторий, в процессе урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на
развитие внимания и быстроты реакции, что позволяет существенно улучшить состояния зрительной системы, предупреждает утомляемость учащихся. Важнейшая особенность всех уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного
материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого учитель использует подвижные "сенсорные кресты", они подвешиваются к
потолку, чем создают колебательные движения, что создает повышенную эффективность зрительного восприятия . Учитель готовит карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе. А также специальные держалки, позволяющие переключать зрение детей с ближнего на дальнее и формировать у них произвольный самоуправляемый шаговый логоритм при чтении текста, способствующий развитию их речемоторной функции.
Одним из элементов методики является письмо перьевыми ручками,
формирующие художественное чувство и развивающие психомоторную систему
"глаз-рука".
Во многих школах, по предложению Базарного, введено раздельно-параллельное образование мальчиков и девочек. Владимир Базарный утверждает:
дети раскрепощены именно при раздельном обучении. Мальчики в "своих"
группах в детском саду получают щит, шлем и меч и учатся быть сильными и
защищать девочек. Девочки же шьют с мамами куклы, качают люльки и поют
колыбельные. Это означает, что, учась в классах раздельно, они, как и обычно,
общаются друг с другом на переменах, в творческих кружках, на совместных
вечерах и праздниках, не считая двора и улицы.Вот краткое описание основных элементов методики Базарного.
Конечно же, не вся методика Владимира Филлиповича нам подходит: у нас нет
возможности для раздельного-параллельного обучения, письма перьевыми
ручками, не всегда есть возможность делать в классе широкоформатные панно с
изображениями природных ландшафтов. Но основные элементы методики В.Ф.
Базарного в учебно-воспитательный процесс школ для детей с нарушение слуха
приемлемы.
Изучив целый ряд различной литературы, сайт В.Ф. Базарного, а также его
видеофильмы, опыт российских коллег я стала внедрять элементы данной
системы в своем классе. Вот что мы сделали и чего достигли: Изготовили цветовой офтальмотренажер для глаз и повесили его на потолок. Сделали массажные коврики – для стимуляции активных точек стоп.Коврики делали методом проб и ошибок. Стимулирующий эффект от каждого ковриков разный.
Подвесили подвижную крестовину с крючками для дидактического материала. В моем клоассе их 2, хотя в идеале должно быть 4 по углам класса.
Изготовили логоритмические тренажи «держалки», для выработки ритма и слоговой структуры, тренировки ближнего и дальнего зрения.
Работая третий год по данной методике, я пришла к выводу, что у детей появился интерес к обучению, у них высокая познавательная активность, укрепляются и развиваются внимание, память, воля, возрастает объѐм усваиваемого на уроках учебного материала. Дети стали более раскрепощенными, так как они находятся в постоянной динамике, они с удовольствием участвуют в эксперименте. Наконец для таких детей не существует проблемы перегрузки и переутомления. У них меняется отношение к жизни: они более уверены в себе, спокойны, уравновешены, собранны.Но самым большим достижением, на наш взгляд, является то, что наша ученица с диагнозом миопия улучшила своѐ зрения. После посещения « Центра глаза» врачи с удивлением сообщили маме, что зрение улучшилось!
Даже ради этого стоило внедрять методику Владимира Филипповича Базарного!
Уважаемые коллеги, если кто- то в Казахстане работает по данной здоровьесберегающей методике, просьба откликнутся для обмена опытом.
Литература
1. В. Ф. Базарный «Нервно-психологическое утомление учащихся в традиционной школьной среде», Научно-внедренческая лаборатория физиолого-здравоохранительных проблем образования администрации Московской областиtwirpx.com/file/552100/
2. Сайт Владимира Базарного hrono.ru/proekty/bazarny/
3. Надежда Ратнова «Здоровьеразвивающие принципы обучения учащихся»
(по системе В.Ф. Базарного)
http://www.iro.yar.ru:8101/resource/distant/earlyschool_education/26.htm

Источник: http://Сайт Владимира Базарного hrono.ru/proekty/bazarny/
Категория: Университет здоровья | Добавил: vila_5 (2016-02-03) | Автор: Горбунова Руслана Леонидовна E
Просмотров: 181 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 8:54 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [769]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1137]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3903]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [352]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1484]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru