Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Университет здоровья

Психолого-педагогические условия укрепления и сохранение здоровья школьников.
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы...
В. А. Сухомлинский
В соответствии с Законом "Об образовании" здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Стратегической целью образования является создание школьной среды, способствующей физическому и нравственному оздоровлению детей и подростков, поддержанию уровня имеющегося здоровья, укреплению и формированию здоровья, обеспечивающей профилактику вредных привычек, безопасность жизнедеятельности, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание культуры здоровья.
В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровью дается такое определение: здоровье – это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие. А есть ли у наших детей физическое, духовное и социальное благополучие? Официальная статистика говорит об обратном.
По данным исследователей существуют четыре основных фактора, определяющих здоровье человека: физическая подготовленность, двигательная активность (30-40%), генетическая предрасположенность (20-25%), образ жизни (труд, жилье, питание, жилье и др.) (15-25%), медицина (качество лечения, профилактика болезней и т.п.) (5-10%). Степень влияния, усиления или снижения их действия различны.
Но, к сожалению, не всегда удается в полной мере следовать установленным нормам, так как нередко возникают проблемы…, а педагоги должны учитывать некоторые особенности (физические и психологические) каждого ученика.
ПРОБЛЕМЫ:
Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, часто создает для них психологические трудности.
Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса. У детей, не справляющихся с программой, легко развивается самопораженческая реакция и негативное представление о собственной личности, они смиряются с ролью неудачников и неуспевающих, что препятствует дальнейшему личностному развитию и увеличивает риск возникновения психосоматических расстройств.
Следует особо отметить, что поступление в школу, переход к предметному обучению и в старшие классы вызывает дополнительное напряжение функциональных систем организма ребенка и может привести к истощению психоэмоциональных ресурсов. Нельзя забывать и о возрастных кризисах в процессе обучения. Гормональная перестройка, лабильность вегетативных процессов, неустойчивость самооценки и другие показатели – все это способствует нарушению процессов адаптации и при неблагоприятных условиях может привести не только к развитию или обострению психосоматических заболеваний, но и к формированию отклоняющегося поведения как способа снятия перенапряжения, ухода от реальности.
Решение проблемы.
При проявлении поведенческих нарушений и снижении успеваемости на фоне перегрузок ребенка следовало бы научить снимать напряжение, овладеть навыками самоконтроля, самопознания, саморегуляции. Но, к сожалению не все педагоги обращают внимание на изменение психологического состояния ребенка. А это влечет за собой плачевный результат. Школьник замыкается в себе и перестает выполнять полностью учебную программу, либо находить для себя облегченный вариант учебной программы. Происходит так называемая коррекция учебной программы, а основной целью становится приспособление ребенка к новому сниженному интеллектуальному статусу. В этом случае дальнейшее обучение тормозит формирование всех психических процессов и приводит к искажению эмоционально-личностного развития. В условиях повышенного эмоционального напряжения формируются неадекватные формы поведения.
С другой стороны, школьно-подростковый возраст – это тот уникальный сенситивный период, в течение которого наиболее легко и естественно происходит обучение методам самоконтроля и саморегуляции, основным стратегиям конструктивного поведения, приводящим впоследствии к эффективной самореализации, наиболее полному проявлению интеллектуального и творческого потенциала личности.
Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков.
Проблема психологического здоровья учащихся одна из главных целей психологической службы в образовании. Психологическое здоровье позволяет личности постепенно стать самодостаточной, регулирующей свои психические процессы, ориентирующейся в поведении и отношениях не только на задаваемые извне нормы, но и на внутренние осознанные ориентиры.
Составляющими (компонентами) психологического здоровья являются: социальный, эмоциональный и интеллектуальный аспекты развития личности. Говоря о психологическом здоровье личности школьника, психологи выделяют психическое здоровье, основу которого составляет полноценное психическое развитие на всех этапах детства, то есть, удовлетворение возрастных потребностей ребенка, успешность овладения им ведущей деятельности возраста. А также занимаясь умственным, психическим развитием ребёнка, следует помнить о его духовном развитии, развитии личности, т.е. психологическом здоровье.
Психологическое здоровье проявляется в разные периоды детства различным образом, но всегда – в позитивных психологических характеристиках и качествах. У младшего школьника психологическое здоровье проявляется в наличии широкой учебной установки, в любви к учению, в вере в собственные возможности, в уважении к общественному взрослому; у подростка – в мятежном стремлении к самопониманию, самовыражению и самоутверждению, у юноши – в устремленности в будущее, в поисках смысла жизни и в построении планов будущего.
Настораживает тот факт, что при оценке этого компонента здоровья в образовательных учреждениях чаще всего используются показатели, свидетельствующие об отсутствии тревожных симптомов, а не о наличии позитивных возрастных новообразований. Так, например, в школах диагностируется уровень тревожности, уровень самооценки школьников – и их нормативное состояние (причем, по средним показателям в том или ином классе или параллели) полагается достаточным свидетельством психологического здоровья детей. Между тем, как известно, Всемирная организация здравоохранения в своем определении подчеркивает, что отсутствие болезненных симптомов – это отнюдь не достаточный показатель здоровья, которое трактуется как состояние полного телесного и душевного благополучия человека. Здоровье, в том числе и психологическое, - это не только объективная, но и субъективная категория: ребенок только тогда поистине здоров, когда он себя ощущает здоровым, когда он радуется своему здоровью.
Подводя итоги многолетних исследований психологического здоровья школьников, ученые выделили и описали уровни психологического здоровья детей:
1. Креативный уровень. Дети устойчиво адаптированы к любой среде, обладают резервом для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Это идеальный образ ребенка–творца.
2. Адаптивный уровень. Дети адаптированы к социуму, но проявляют отдельные признаки дезадаптации, обладают повышенной тревожностью. Такие дети не имеют достаточного запаса прочности психологического здоровья и нуждаются в групповых занятиях профилактически – развивающей направленности.
3. Ассимилятивно–аккомодативный уровень. К нему относятся дети с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации, то есть либо неспособные к гармоничному взаимодействию с окружающими, либо проявляющие глубинную зависимость от фактора внешнего воздействия, не владея механизмами защиты, отделения себя от травмирующих влияний среды.
Дети с преобладанием процессов ассимиляции стремятся во что бы то ни стало изменить окружающий мир, при этом они не готовы к самоизменению.
Для детей с преобладанием процессов аккомодации характерно приспособленчество к требованиям внешнего мира в ущерб собственным потребностям и интересам.
Т. о, забота, о психологическом здоровье ребенка сегодня – не просто модная тенденция или очередной педагогический изыск. Забота о здоровье детей в образовательном пространстве – это национальный приоритет, это забота о безопасности каждого сегодня растущего человека и безопасности нации завтра. Забота о здоровье детей, выливающаяся в разнообразные и настойчивые поиски здоровьесберегающих технологий – это, на самом деле не что иное, как признание того факта, что между образованием и здоровьем складываются неадекватные отношения. Сегодня мы может выделить несколько вариантов понимания обществом реальной связи между этими двумя феноменами. Первый – альтернативный: или хорошее образование -или хорошее здоровье: нездоровье становится высокой платой за перегрузки и напряжения, которые переживает в течение многих лет детский организм и психика. Второй: дополнительный: хорошее образование и сохраненное (не преумноженное, а не растраченное) здоровье. Более того, в этом варианте само здоровье рассматривается как необходимое условие хорошего образования.
Категория: Университет здоровья | Добавил: snezhana783 (2016-04-18) E
Просмотров: 199 | Комментарии: 2 | Теги: Психологическое, школьники, Здоровье | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 2:50 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [245]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3901]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [377]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru