Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

Информационно-образовательная среда как средство формирования функциональной грамотности учащихся
Информационно-образовательная среда как средство формирования функциональной грамотности учащихся
Ковалева О.А. учитель математики КШДС № 33 г. Караганда

Ключевым ориентиром для совершенствования качества образования является Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012–2016 годы, в котором, сказано: «…педагоги общеобразовательных школ Республики дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях». По мере развития общества требования к прикладным знаниям растут (расширяется их диапазон, формируются новые качественные признаки), можно сказать, что функциональная грамотность человека выступает показателем его способности адаптироваться к условиям микросоциума.
Для формирования функциональной грамотности необходимо создать особую образовательную среду, причем не только на уроке, но и во внеурочное время. Для этого нужно исходить из того, что такое функциональная грамотность, каковы ее индикаторы и характеристики умений, раскрывающих содержание каждого индикатора. Кроме того, необходимо рассмотреть средства формирования функциональной грамотности.
В Национальном плане определены 3 области формирования грамотности:
• грамотности чтения;
• естественнонаучной грамотности;
• математической грамотности.
Таким образом, акцент должен быть сделан на:
1. средствах формирования грамотности чтения
2. средствах формирования математической грамотности
3. средствах формирования индикаторов функциональной грамотности
Средства формирования индикаторов функциональной грамотности
Согласно исследованиям доктора педагогических наук Вершловского С.М. в России уже проводятся исследования функциональной грамотности выпускников школ. Разработаны индикаторы функциональной грамотности, причем каждый индикатор включает характеристики умений, раскрывающих его содержание.
Применительно к математике рассмотрим виды грамотности и умения, используемые в практике работы средства формирования:

Индикаторы функциональной грамотности Умения (эмпирические показатели) Средства формирования
Общая грамотность Написать сочинение, реферат Домашние задания
Считать без калькулятора Упражнения «Устный счет»
Отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз и подборе слов Дидактические игры «Колесо фортуны», «Своя игра»
Компьютерная Искать информацию в сети интернет Проекты, домашние задания по объяснению терминологии
Пользоваться электронной почтой Отправка результатов работы учителю, дистанционные конкурсы
Создавать и распечатывать тексты Выполнение заданий с персонального сайта, проекты, рефераты, сообщения
Работать с электронными таблицами КОЗ
Использовать графические редакторы КОЗ, задания
Коммуникативная Находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий Проекты, рефераты, сообщения
Читать чертежи, схемы, графики КОЗ
Анализировать числовую информацию Проекты, исследования, использование статданных, в том числе регионального компонента
Использовать информацию в интернет Проекты, рефераты, сообщения
Коммуникативная Работать в группе, команде Групповые формы работы, групповые проекты
Не поддаваться колебаниям своего настроения Рефлексия в течение урока
Организовывать работу группы Командные игры, задания
Приспосабливаться к новым условиям и требованиям Смена учителей при замещении учителя

Вертикальное измерение грамотности представляется соответствующей шкалой, согласно которой респонденты оценивают уровень владения данным умением +1 – «Да, умею», -1 «Нет , не умею», 0 - «Затрудняюсь ответить».
Средства развития грамотности чтения:
Для определения средств развития навыков функционального чтения мною используются материалы курса https://sites.google.com/site/kursusfunctreading/home
Курс "Развитие навыков функционального чтения", согласно которому основной способ развития функционального чтения – работа с текстом



Средства формирования математической грамотности
Математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Компоненты математической грамотности:
- Воспроизведение математических фактов, методов и выполнение вычислений;
- Установление связей и интеграции материала из разных математических тем, необходимых для решения поставленной задачи;
- Математические размышления, требующие обобщения и интуиции.
Средства развития математической грамотности, применимы через:
 практико-ориентированный подход;
 дифференцированный подход;
 развивающий и системно-деятельностный подходы.
Умения, применительно к математическому содержанию:
 Умение анализировать текст, использовать информацию, представленную в различных формах;(переход от одной ситуации к другой, придерживаться инструкции, видеть проблему, обосновать действия, оформление в виде таблицы , диаграммы и прочее)
 Умение одновременно удерживать несколько условий, в том числе, конфликтующих друг с другом;(3 уровня: 1- репродуктивный, 2-рефлексивный, 3-функциональный)
 Умение использовать моделирование с целью выделения существенных отношений к задаче; (графики, знаки, формулы)
 Умение выявлять закономерности в структурированных объектах; (делать выводы)
 Умение осуществлять пробные действия при поиске решения; (проблемные ситуации на уроке)
 Умение контролировать ход и результат решения задачи (карта достижений - выбирать материал, который необходим для решения задачи; осознать и обозначить свой путь движения в предмете и делать предположения о дальнейших продвижениях)
Эти умения являются индикаторами математической грамотности и формируются за счет включения в урок заданий, направленных на формирование данных умений
Однако, существуют проблемы, которые мешают развитию математической грамотности
• Низкий уровень вычислительных навыков
• Отсутствие практической направленности в математике (дефицит практико-ориентированного подхода в обучении)
• Репродуктивный метод в преподавании (натаскивание на решение по аналогии)
• Неумение организовать свой домашний учебный труд, ответственность за выполнение д/з.
• Формальное изучение геометрии, как предмета формирующего пространственное мышление
• Не восприятие учащимися необходимости заучивания основ теоретических понятий (формул, правил, теорем и т.д.)
Функциональная грамотность учащихся может формироваться с помощью компетентностно-ориентированных заданий, интегрированных заданий и информационных технологий.
Компетентностные задания (задачи международного исследования РISA, КОЗы).
Интегрированные задания (математика-информатика, физика-математика, экономика-математика, астрономия-математика, география-математика)
Кроме того, одним из главных средств развития функциональной грамотности являются информационные технологии (персональный сайт учителя, дистанционные конкурсы, олимпиады, веб-квесты)
Персональный сайт «Математика на 5+»
• создаёт условия для максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей учащихся, раскрытия творческого потенциала учащихся;
• дополняет учебник теми элементами, которые он реализовать не может;(интерактивные упражнения, он-лайн тестирование, видеоуроки, сборники тестов для самоподготовки)
• обеспечивает учебно-методическое сопровождение учебного предмета;(презентации к урокам, лекции и т.д., раздаточный материал)
• позволяет осуществлять различные виды контроля и подготовку к нему (к ЕНТ, ВОУД, текущий и промежуточный контроль, тренажеры)


• Самостоятельная работа с тестовыми заданиями по теме, в том числе в формате онлайн-тестирования, позволяет учащемуся оценивать степень разрешенности проблемы и характер достигнутого продвижения;
• Использование интерактивных упражнений, созданных с помощью веб-сервиса http://learningapps.org/



Онлайн-тестирование с помощью сервиса http://onlinetestpad.com/ru-ru/Main/TestMaker.aspx
Видеоуроки


Нереализованные возможности:
Использование таких средств как современные сервисы и инструменты (представлены в виде схемы «Блум 2.0»


Данные формы работы способствуют развитию информационно-образовательной среды, направленной на повышение функциональной грамотности учащихся, обеспечивающей личное саморазвитие, самостоятельность в приобретении знаний, формирующей коммуникативные навыки, умения использовать информацию и технологии, решать проблемы, предприимчивость и креативность. Данные диагностики уровня информационной и технологической культуры, познавательной активности, результаты внешней и внутренней оценки качества обучения, анализ личных достижений обучающихся подтверждают эффективность созданных педагогических условий.
Категория: Математика | Добавил: olga1970 (2014-03-30) E W
Просмотров: 3582 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-05-03, 4:26 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru