Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

Математика в нашей жизни.
Математика в нашей жизни.

Математика - царица наук. Математика - гимнастика ума.
С этими мудрыми высказываниями мы знакомы с детства. И, действительно, математика сопровождает нас по жизни. Учащиеся, хорошо знающие математику, легко справляются с решением задач по физике, химии, биологии, экономике.
Математические знания имеют большую ценность тогда, когда они подкреплены определенными познавательными умениями, позволяющими пользоваться этими знаниями в ситуациях, а также при изучении физики, химии и других предметов. В связи с этим особое внимание уделяется созданию условий, которые способствовали бы прочному осознанию учащимися основных понятий, идей и методов математической науки, представленных в действующем курсе математики.
Общеобразовательные, воспитательные и практические цели преподавания математики тесно связаны друг с другом.
Лишь при этом условии школа не только помогает учащимся овладеть системой математических знаний, но и прививает им высокую общую культуру. Учащиеся должны осознавать роль наук, в том числе математики, в развитии человеческого общества, иметь представление об использовании математики в народном хозяйстве и в других отраслях науки, в жизненной практике.
Посмотрите, сколько продуктов, зачастую хорошего качества, выкидывают в мусорные баки. А почему это происходит? Да потому, что многие люди не просчитывают свой бюджет, т.к. их этому никто не учил. Недавно мною была проведена математическая викторина среди учащихся 8-ых классов, в числе практических заданий которой была экономическая задача: составить меню для семьи из трех человек (мать-служащая, отец-токарь на заводе, сын учится в 8 классе) на один день, то есть, завтрак, обед и ужин. Цены на продукты взять из собственного опыта. Составить калькуляцию (смету) и определить, сколько надо этой семье тратить денег на питание в месяц. Была дана таблица «Норма продуктов питания на одного человека на 1 день» и «Средняя калорийность продуктов питания». В условии сказано, что люди умственного труда тратят в сутки в среднем 3000 калорий. Люди физического труда-3500-4000 калорий.
Мною уже не первый десяток лет просчитывается семейный бюджет на год и на каждый месяц, составляется меню и очень редко допускаются отклонения. Многие мои знакомые удивляются, как мне удается прожить с тремя детьми на одну учительскую зарплату и, причем, прожить достойно. А помогает мне в этом математика. И мне казалось, подобными знаниями владеют после викторины многие другие люди. И каково же было мое удивление, когда мои ученики сообщили, что их родители ничего подобного не делают и действительно много выкидывают продуктов в мусорное ведро. А как было приятно смотреть, с каким азартом дети обсуждали меню, просчитывали калории и бюджет на месяц. И мы с учащимися ещё в 2007 году приняли решение: проводить почаще КВНы, так как на них развивается математическая логика, используются межпредметные связи, жизненные задачи, которые им помогают в учёбе, в жизни. Например, подходит ко мне ученик и говорит: “А я папе помог сэкономить на ремонте крыш! Он забыл формулу площади треугольника, я ему подсказал, и он купил меньше строительных материалов, чем предполагалось ранее”.И если есть время после уроков, мы с учащимися часто остаёмся для того, чтобы ликвидировать пробелы в знаниях, решаем задачи уровня С и, конечно же, логические занимательные задачи, математические кроссворды, ребусы. Несколько лет назад ребята, которые постоянно занимались дополнительно, сделали альбом, в которой вклеили вырезки из газет и журналов с логическими задачами, задачами – шутками, кроссвордами и ребусами. И этим альбомом постоянно пользуемся для проведения внеклассных мероприятий. Учащиеся, которые принимали участие в создании этого альбома, на данный момент преуспевающие бизнесмены и успешные люди, т.к. они систематически на практике используют свои математические знания. В этом году введен курс “Математика в экономике”, который так же, как внеклассные мероприятия, повышают интерес к математике. И это заметно отражается на качестве знаний учащихся. Некоторые учащиеся, имеющие твердую тройку, теперь занимаются на твердую четверку и те, кто имел четыре получают пять, т.к. расширяют математический кругозор дополнительными занятиями в школе и самостоятельно дома. Есть такие учащиеся, которые изучают самостоятельно с опережением новый материал, дома прорешивают задачи. И когда у них возникают трудности при решении сложных задач, задают вопросы учителю. И такие ученики, как правило, имеют прочные знания по всем предметам. И всё это благодаря повышенному интересу к математике, системе, самостоятельности в учебе. Так из выпускников девятых классов поступили в колледжи учащиеся, которые подтвердили свои знания, полученные в школе. И кому, как не нам, учителям, нужно всему этому и многому другому научить учащихся. И когда наши ученики научатся: составлять меню, просчитывать бюджет на месяц, покупки на год, подсчитывать смету на ремонт квартиры, и т.д., то тогда благосостояние этих семей возрастет. И чем больше будет таких семей, людей, которые отлично владеют своими математическими знаниями и применяют их в быту и на службе, то тем выше будет уровень благосостояния нашей республики.
М.И.Калинин говорил, обращаясь к учащимся школ: “Какую бы науку вы ни изучали, в какой бы ВУЗ ни поступали, в какой бы области ни работали, если вы хотите оставить там какой - нибудь след, то для этого везде необходимо знание математики. А кто из вас не мечтает теперь стать моряком, летчиком, артиллеристом, квалифицированным рабочим в различных отраслях нашей промышленности: строителем, металлургом, слесарем, токарем, и.т.д.
Но все эти профессии требуют хорошего знания математики. И поэтому если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к этому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе».
Эти слова нужно помнить всем учащимся и упорно и настойчиво овладевать математическими знаниями и навыками, учиться ежедневно, применять их на практике. Без этого невозможно подготовить себя к активному участию в стратегии «Казахстан-2030».
Те учащиеся, которые испытали радостное чувство от решения трудных задач, познали радость, пусть маленького, но открытия, а каждая задача в математике - это проблема, к решению которой человечество шло порою долгие годы, те будут стремиться познать еще и использовать полученные знания жизни.
И наша цель: помочь учащимся развить начало математического и логического мышления, расширить кругозор учащихся, пробудить желание заниматься изучением одной из интереснейших наук. Желание это зависит не только от качества учебной работы на уроках, но и от придуманной системы неурочных занятий, досуговых мероприятий.
Математика - наука серьезная. И если есть возможность внести в изучение элементы деловой игры, то всегда нужно стремиться этой возможностью воспользоваться. Поэтому необходимо ежедневно обучать учащихся применению математических знаний на практике в быту и при изучении других предметов “Если мы действитель знаем что-то, то мы знаем это благодаря изучению математики”, - сказал П. Гассенди. И мы должны это помнить.

Категория: Математика | Добавил: sch87 (2010-02-16) | Автор: Волкова Татьяна Анатольевна E
Просмотров: 7783 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-19, 5:47 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru