Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

Семинар на тему: Методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕНТ по математике
Семинар на тему: Методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕНТ по математике
Цель: ознакомить учителей с эффективной системой подготовки учащихся к ЕНТ по математике.
Задачи: ознакомить с опытами работы учителей по подготовке учащихся к ЕНТ по математике; определить западающие зоны; разработать методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕНТ по математике;
постепенно формировать у учащихся навыки самостоятельности при подготовке к ЕНТ; формировать и развивать у учащихся навык эффективного использования времени тестирования; предложить рекомендации по психологической подготовке к ЕНТ.
План проведения:
1. Введение
2. Система подготовки учащихся к ЕНТ – основной
фактор повышения качества тестирования
3. Пути улучшения готовности учащихся к ЕНТ по математике
3.1.Предметная подготовка к ЕНТ
3.2. Психологическая подготовка к ЕНТ
3.3Технология тестирования по математике
1. Введение
Необходимость целенаправленной заблаговременной подготовки учащихся к единому национальному тестированию обусловлена несколькими причинами. Это и неравномерность развития учащихся, и разные степени обученности, и слабо сформированные навыки самостоятельного учебного труда у многих учащихся, а также отсутствие навыков технологии тестирования по математике. Таким образом, целью занятий по подготовке к ЕНТ должна являться такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик был бы оптимально занят деятельностью на уроках и в домашней подготовке с учетом его математических способностей и интеллектуального развития для формирования полноценной математической подготовки учащихся. В таких условиях у учащихся формируются предприимчивость, способность ориентироваться в той или иной ситуации, умение быстро и безошибочно принимать решение.
Противоречие: одной стороны, нормативными документами определены два направления профилизации образовательного процесса: общественно-гуманитарное и естественно-математическое, с другой стороны, задания ЕНТ одинаковы для всех выпускников обоих направлений.
Проблема: существование проблемы подготовки учащихся к ЕНТ по математике позволяет заключить, что исследование, объектом которого является образовательный процесс в профильной школе на предмет исследования эффективной системы подготовки учащихся к ЕНТ по математике, актуально.
2. Система подготовки учащихся к ЕНТ – основной фактор повышения качества тестирования.
Качество подготовки учащихся к единому национальному тестированию во многом зависит от реализации системного подхода к процессу научно-методической деятельности педагогического коллектива. В этой связи администрации образовательного учреждения целесообразно иметь соответствующую программу действий. Задача учебного заведения – предоставление возможности учащимся получить качественное образование, которое удовлетворяет требованиям развития общества. Ведущая цель обучения– активное освоение обучаемыми систематического курса наук, осмысление ими собственных возможностей, а также развитие способностей и личностных качеств. Переход современной отечественной школы на новые, более свободные формы организации учебного процесса, введение новых учебных планов, выбор учащимися учебных предметов и объемов изучения последних, введение альтернативных учебников, свобода учителей в отборе содержания учебного материала и методов его преподавания, наличие многоуровневого и дифференцированного обучения, создание современных педагогических технологий вызвало необходимость принятия определенных мер по сохранению базового единства образовательного пространства. В этой связи возникла проблема стандартизации образования.
Государственный стандарт представлен следующими структурными компонентами: образовательный минимум содержания образования (содержание знаний) по конкретной образовательной области, который обязана предоставить школа каждому ученику независимо от типа учебного заведения; требования к уровню подготовки обучаемых (содержание знаний по каждой образовательной области, которые должен усвоить учащийся в результате обучения); система измерителей (оценка выполнения требований стандарта). Уровень знаний и умений выпускников должен соответствовать упомянутым требованиям стандарта, а процедура оценки достижений учащихся должна быть объективной и адекватной этим требованиям. Таким инструментом и стала новая форма проведения итоговой аттестации выпускника – единое национальное тестирование, которое, в свою очередь, является одной из перспективных форм взаимодействия средних и высших образовательных учреждений, обеспечивающей непрерывность и преемственность образования. Данная форма проведения итоговой аттестации школьников имеет ряд преимуществ. Для учащихся – это возможность получить объективную оценку своих знаний, а также предоставление реальных шансов поступления в вуз, для учителей – возможность скорректировать свою работу в целях достижения более высоких и стабильных результатов. Анализ результатов ЕНТ позволяет сделать выводы о качестве работы отдельных учителей, педагогического коллектива в целом, а также уровне управленческой деятельности администрации учебного заведения.
Разработка и внедрение системы подготовки учащихся к ЕНТ является существенной частью научно-методической работы учебного заведения, которая может происходить поэтапно. В целях проведения планомерной, последовательной и систематической деятельности педагогического коллектива в данном направлении предлагается комплексная программа, целью которой является создание и развитие организационно-методической системы подготовки учащихся 5–11 классов школы к итоговой аттестации в форме единого национального тестирования. Для реализации поставленной цели можно выделить следующие задачи:
Коллективу учителей изучить литературу по вопросу введения новой формы итоговой аттестации учащихся. Обозначить приоритетные направления планирования методической и исследовательской работы в рамках подготовки учащихся к ЕНТ.
Отобрать содержание и объем программного материала, эффективные формы работы, технологии организации процесса обучения при подготовке к ЕНТ.
Разработать пакет авторских контрольных измерительных материалов – тесты, инструкции, правила и рекомендации. Определить направления исследовательской деятельности педагогов по проблеме.
Проверить эффективность организации подготовки учащихся к ЕНТ.
Подготовить методические рекомендации по реализации подхода к организации подготовки учащихся к ЕНТ. Программа реализуется на основе следующих принципов:
создание творческих групп педагогов (по предметным областям, предметам исследования, параллелям, экспериментальным классам и пр.) по осуществляемой деятельности в рамках реализации программы; обеспечение преемственности в подготовке школьников 5–11 классов к ЕНТ (предметы, параллели, классы); формирование у участников образовательного процесса (учителей и учащихся) потребности в осуществлении данной деятельности;
реализация принципов научности, последовательности, систематичности, непрерывности, преемственности, дифференциации и индивидуализации, гуманизма.
Механизмы реализации программы. Информирование всех педагогов учебного заведения о новой форме проведения итоговой аттестации школьников с целью планомерной деятельности учителей по подготовке обучающихся к ЕНТ, начиная с 5 класса. Целенаправленный и обоснованный отбор содержания и объема программного материала, входящего в статус базового (уровень А и В).
Определение приоритетных направлений содержания образования, предусматривающих элементы творчества (уровень С). Систематическое использование обучающих заданий открытого и закрытого типа (тестов, инструкций, правил, рекомендаций), предусматривающих реализацию формы, используемой при проведении ЕНТ. Определение содержания авторских контрольно-измерительных материалов по конкретным разделам образовательных программ.
Введение элементов данной формы контроля в 5, 6 классах.
Периодическое применение данной формы контроля в процессе обучения школьников 7 – 11 классов. Использование возможностей вариативной части в реализации целей данной программы.
Развитие логического, теоретического, креативного мышления школьников в процессе подготовки к ЕНТ. Создание благоприятной и доброжелательной атмосферы в процессе подготовки учеников к итоговой аттестации в форме ЕНТ (добровольность в выборе уровня, мотивация, стимулирование).
3. Пути улучшения готовности учащихся к ЕНТ по математике.
Чтобы достичь максимального результата на ЕНТ, нужно убедить учащихся в необходимости серьезного отношения к подготовке к ЕНТ, так как очень многие из учащихся старшей ступени школы переоценивают свои возможности, считают, что обладают неплохими знаниями по математике, времени достаточно и можно расслабиться, надеются на удачу. Для этого в начале учебного годаодиннадцатиклассникам предлагается решить тест по математике без учета времени с обоснованием выбора ответа, то есть предложить либо решения заданий, либо сделать проверку выбранного ответа. Анализ результатов показывает, что выпускники, затратив около90 минут, выполняютправильно от одного до двенадцати заданий из двадцати изученных, чего, безусловно, недостаточно для получения высокого результата на ЕНТ. При этом наблюдается несосредоточенность внимания, растерянность, рассеянность. На этом этапе формируется осознание учащимися пробелов в собственнойматематической подготовке и необходимости их ликвидации. При проверке учитель выявляет проблемные зоныпроцесса тестирования учащихся по математике, а также в знаниях, умениях и навыках учеников, анализирует сущность ошибок и структурирует их.
Часто учитель, помогая учащимся подготовиться к ЕНТ, пытается прорешать как можно больше вариантов тестов предыдущих лет. Опыт показывает, что такой путь неперспективен.Во – первых, варианты не повторяются; во – вторых, у школьников не формируется устойчивый общий способ деятельности с заданиями соответствующего вида; в – третьих, у школьников появляется чувство растерянности и полной безнадёжности: заданий так много и все они такие разные, и каждый раз нужно применять соответствующий подход. Нетвёрдо владеющий общими способами деятельности с материалом школьник через время пытается вспомнить соответствующее решение, а не применить общий подход к заданиям такого типа. Естественно, запомнить все решения всех заданий невозможно. Поэтому намного разумнее учить школьников общим универсальным приёмам и подходам к решению. Принципы построения методической подготовки к ЕНТ:
Первый принцип – тематический. Разумнее выстраивать такую подготовку, соблюдая «правило спирали» - от простых типовых заданий до заданий со звёздочками, от комплексных типовых заданий до заданий раздела С.
Второй принцип – на этапе подготовки тематический тест должен быть выстроен в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. выполненный сегодня тест готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего.
Третий принцип – переход к комплексным тестам разумен только в конце подготовки, когда у школьников накоплен запас общих подходов к основным типам заданий и есть опыт их применения на заданиях любой степени сложности. Четвёртый принцип – все тренировочные тесты следует проводить с жёстким ограничением времени. Пятый принцип – максимализация нагрузки по содержанию и по времени для всех школьников в равной мере. Это необходимо, поскольку тест по определению требует всех ставить в равные условия и предполагает объективный контроль результатов. Шестой принцип – нужно учиться использовать наличный запас знаний, применяя различные «хитрости» и «логически выстроенные рассуждения» для получения ответа наиболее простым и быстрым способом.
3.1. Предметная подготовка к ЕНТ.
Для ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся целесообразно осуществлять систематизацию знаний, умений и навыков по всем разделам школьного курса математики (с учетом выявленных проблем) с составлением и воспроизведением опорных конспектов, схем, таблиц, необходимо дать практические рекомендации по запоминанию различных формул, использованию приемов быстрого счета, отрабатывать все методы и способы решения, тождественных преобразований с использованием задач различного содержания. При проверке качества имеющихся знаний на данном этапе можно применять тесты различного типа: тест дополнения, тест сличения, выборочный тест и т.д. Если ученик плохо или поверхностно владеет методами решения тестовых заданий, то ошибки неизбежны. Ошибки бывают и в том случае, если ученики критически не приучены осмысливать суждения, внимательно читать условия заданий. В связи с этим, в процессе подготовки к ЕНТ можно предложить учащимся задания на исправление ошибок в готовых решениях, либо при решении различных заданий провоцировать обучающихся на ошибки с немедленным исправлением и обоснованием их сущности. При этом целесообразно обратить внимание на то, что среди ответов в тестовых заданиях всегда присутствуют неправильные, рассчитанные именно на эти ошибки. Кроме того, на уроках не следует предлагать учащимся задания, в которых ошибки исключены, либо несколько абсолютно одинаковых заданий, иначе у детей вырабатывается чрезмерное доверие ко всем сообщениям, указаниям и заданиям, притупляется внимание и сосредоточенность.
Достижение положительных результатов обучения невозможно, если у учащихся отсутствуют или слабо сформированы навыки самостоятельности обучения, поэтому аналогичную работу учащимся необходимо выполнять дома. На последующих занятиях учителю необходимо осуществлять контроль уровня усвоения знаний в форме математических диктантов, проверочных и самостоятельных работ с ограничением по времени выполнения, в которые, в числе других, включены и решенные ранее задания с незначительным изменением данных.
После проведенной работы на повторение и систематизацию знаний учителю целесообразно познакомить учащихся с основными методами и приемами технологии тестирования по математике, которые позволяют выбрать правильный ответ в заданиях различного типа, не решая их, а лишь анализируя предложенные ответы, выполняя простую подстановку, проверку условия. Затем отрабатываются навыки их применения на конкретных примерах тестовых заданий.
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Согласно научным исследованиям человеческий мозг удерживает 10% того, что человек читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50% того, что слышит и видит, 70% того, что говорит сам, 90% того, что делает сам! Таким образом, только самостоятельный труд учащихся может обеспечить наибольшую эффективность обучения. В связи с этим, после повторения основных разделов курса математики и освоения приемов тестирования в занятия по подготовке к ЕНТ необходимо включить систематическое тестирование по математике с ограничением по времени выполнения, на котором каждому ученику предлагается персональный вариант. После этого рекомендуется проводить индивидуальную работу над ошибками, во время которой каждый ученик повторно решает задания, с которыми не справился во время тестирования, анализирует причины совершения своих ошибок, порой очень глупых, учится сосредоточиваться и учитывать все нюансы в решении тех или иных заданий. Учитель, в свою очередь, контролирует правильность и рациональность решений тестовых заданий, возможность проверки реальности полученного ответа. Кроме того, учитель фиксирует для себя моменты, на которые нужно обратить внимание всех учащихся, чтобы предотвратить большое количество типичных ошибок.
3.2. Психологическая подготовка к ЕНТ.
Психологическая подготовка учеников, родителей и учителей потребует большого количества времени, поэтому необходимо начать работу уже в начале учебного года. Рекомендуется провести обучающие семинары с учителями, работающими в одиннадцатых классах, и классными руководителями, довести до сведения правила организации и проведения ЕНТ, настроить на позитивное отношение к этой форме итоговой аттестации, разработать серию классных часов с выпускниками на темы:
«Как побороть страх», «Как снять стрессовое состояние», «Способы психологического настроя»; провести родительские собрания «Мой выпускник»: как настроить своего ребенка на ЕНТ, как готовится к тестированию, как развивать скорость мышления, реакцию, умение сосредоточиться; прекратить пугать учеников предстоящим ЕНТ и начать формировать в них твёрдое убеждение в том, что если очень постараться, то можно получить вполне приличный балл: время для подготовки ещё не потеряно. Конечно, не стоит «перегибать палку» и внушать школьникам, что ЕНТ – это легко и просто. Но не нужно и внушать им мысль о полной безнадёжности.
Ребятам необходимо объяснить предпосылки успеха. «Я справлюсь!». Эта мысль должна запасть в самые глубокие слои подсознания. Следующее, что необходимо сделать – это выбрать цель! Начать с вопроса «Что каждый из вас хочет получить на ЕНТ?» (например, «наберу 100 баллов на ЕНТ»). Таким образом, сразу определяется планируемый результат обучения. Важно, чтобы школьник сам его честно сформулировал для себя. На него следует постоянно ориентироваться. Учащимся можно сказать: «Определив цель, смело и неуклонно идите к ней. Достойная цель всегда сопряжена с трудностями. Что ж, вся наша жизнь есть борьба с трудностями. Не надо только их преувеличивать. В любой учёбе заложена возможность ошибок. Важно не бояться ошибок, не давать временным неудачам поколебать ваше намерение. Для вас существует только один путь – путь к победе. Вы должны научиться побеждать. Эта наука даётся только упорным трудом. Пусть вашим девизом будет: Ничто не приносит успеха, кроме успеха. Только победа обеспечивает победу.
Рано или поздно каждому даётся столько, сколько он себе пожелал. Позитивная установка – это уже успех. Позитивная установка в жизни означает не только успех, но и здоровье».
Учителю следует помнить о том, что «нельзя научить плавать, стоя на берегу», нужно активнее вводить тестовые технологии в систему проверки результатов учебного процесса. С помощью тематических тестов можно оценивать уровень усвоения материала учениками и отрабатывать у них навык работы с тестовыми заданиями. Такие тренировки в выполнении тестовых заданий позволят учащимся в ходе сдачи ЕНТ значительно повысить результат. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. При этом основную часть работы желательно проводить не перед самим экзаменом, а заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачетов по пройденным темам, т.е. в случаях не столь эмоционально напряженных, как единое национальное тестирование.
Психотехнические навыки, полученные учащимися в процессе обучения, не только повышают эффективность подготовки к сдаче ЕНТ, но и позволяют учащимся более успешно вести себя во время экзамена, способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, владеть собственными эмоциями.
Ознакомьте учащихся с методикой подготовки к экзаменам. Помните: зазубривание всего фактического материала малоэффективно, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. На практике покажите им, как это делается. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и поместить на видных местах. Предложите следующие закономерности запоминания:
большой отрывок учить полезнее, чем короткий;
количество запоминаемого напрямую зависит от степени понимания материала;
лучше учить с перерывами, чем подряд; лучше понемногу, чем сразу;
эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение;
если работаете с двумя разными по объёму материалами, разумнее начинать с большего;
во сне человек не запоминает, но и не забывает.
Ознакомьте учащихся с методикой проведения единого национального тестирования. Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте школьников ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у них будет формироваться навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст им спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Посоветуйте детям во время тренировки по тестовым заданиям обратить внимание на следующее:
- пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
- внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка выпускников во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают верный ответ и торопятся его выбрать);
- после решения задания учащийся должен снова внимательно перечитать текст его условия (что нужно было найти?), поскольку в условии может содержаться дополнительное требование. Многие школьники выбирают при верно решённом задании неправильный ответ;
- если вопрос вызывает трудности, пропустить его и отметить, чтобы потом к нему вернуться.
Повышайте уверенность учащихся в себе, так как чем больше человек боится неудачи, тем более вероятность допущения ошибок. Перед тестированием постарайтесь снизить волнение учащихся, поскольку оно может отрицательно сказаться на результате тестирования. Верьте в свои силы и возможности Ваших учеников!
3.3Технология тестирования по математике.
Прежде всего, следует заметить, что при выполнении тестового задания приоритетом является не классическое решение поставленной задачи, а выбор правильного ответа. А для этого все средства хороши!
Для того, чтобы набрать хорошие баллы по математике, предлагаем следующие рекомендации:
Систематическая подготовка дома (не менее 1 часа в день).
Знание и понимание основных формул курса алгебры и геометрии 7-11 классов.
Умения быстро и правильно производить простейшие арифметические действия без помощи калькулятора. Знание таблицы квадратов натуральных чисел от 1 до 32, степеней числа 2 (до ), степеней числа 3 (до )Знание приближенных значений: числа , иррациональных чисел: √2, √3, √5, √7, √10. Работу со сборником тестовых заданий необходимо выполнять на первом этапе подготовки последовательно по темам курса, после соответствующего повторения. Не спешите, обращаться к ключам ответов, если встречаете трудности. Посмотрите на задание с «другой стороны», уясните, что известно и что необходимо найти. Необходимо научиться определять те из тестовых заданий, которые целесообразнее и быстрее выполнить, используя простую подстановку вариантов ответов, логически исключая заведомо неверные ответы. Это, в основном, относится к некоторым типам уравнений, системам уравнений, в меньшей степени к ряду текстовых задач, задач на прогрессии.
На втором этапе подготовки отрабатывайте скорость выполнения заданий. Оптимальное время на выполнение 25 заданий теста по математике составляет примерно 50 минут.
Первоначально рекомендуем быстро решить те задания, которые не представляют для вас сложности, при этом, соблюдая максимальный уровень концентрации внимания, выбрать правильный вариант ответа. Если полученный вами ответ отсутствует среди предложенных, посмотрите внимательно: возможно он просто записан в несколько другой форме. Так, например, часто бывает при решении тригонометрических уравнений и неравенств.
После того, как вы выполните предыдущие рекомендации, прочитайте следующие советы.
Совет первый. Внимательно прочитайте не только тестовое задание, но и варианты ответов. Постарайтесь отбросить заведомо невозможные ответы и сосредоточьте свое внимание на правдоподобных ответах. Обратите внимание на свойства искомого ответа, которое следует из условия теста. Проверьте, обладают ли этими свойствами оставшиеся для анализа ответы.
Пример 1. Найдите наименьшее решение неравенства(х^3-3х^2-х+3)/(х^2+3х+2)>0.
A) 0. 1. C) -1. D) -2. E) 2.
Если не читать ответы совсем, то нужно решить данное неравенство, например, методом интервалов, найти правильный ответ. Для этого потребуется около десяти минут времени. Попробуем последовать нашему совету. Обратите внимание, что нужно найти наименьшее решение неравенства. А что, если взять наименьшее число из предложенных ответов и подставить его в неравенство? Многие кинутся вычислять сначала числитель дроби из левой части неравенства. Не нужно этого делать. Вычислите лучше сначала знаменатель. Он будет равен нулю. Тогда и числитель не нужно вычислять. Значит, - 2 - не искомое решение.
Далее по аналогии проверяем в качестве наименьшего решения предложенный ответ С). Здесь также начнем вычисления со знаменателя и приходим к выводу, что С) – неверный ответ, и так далее. Верным будет ответ А).Таким образом, если бы мы не читали ответов, то, наверное, либо не решили бы это задание, либо потратили бы на него очень много времени.
Пример 2. Сократите дробь (3х^2+16х-12)/(10-13х-3х^2 ). А) (х+6)/(х+5); В) -х+6; С) (х-6)/(х+5); D) (х+6)/(х-5); Е) -(х+6)/(х+5) . Обратим внимание на то, что в данной дроби отношение старших коэффициентов является отрицательным числом. При сокращении дроби знак этого отношения не изменяется, следовательно, правильным является ответ В) или Е). Кроме того, заметим, что разность показателей многочленов, стоящих в числителе и знаменателе дроби, равна нулю, и при сокращении дроби она не изменяется. Значит, правильный ответ Е). Проблемной зоной для многих выпускников являются текстовые задачи, в частности, задачи на проценты и смеси. Между тем, многие задачи можно решить, быстро составив уравнение с использованием схемы, или, поняв смысловое значение предложенной задачи, простым перебором вариантов ответов найти оптимальный, единственно верный результат.
Пример 3. Морская вода содержит 5% соли. Сколько кг пресной воды необходимо добавить к 80 кг морской, чтобы содержание соли в последней составило 4 %? А) 15 кг;В) 20 кг;С) 17 кг;D) 22 кг;Е) 18 кг
Прежде всего, вам необходимо перевести % в доли заданных параметров задачи. Согласно условию, имеем: 5%=0,05; 4%= 0,04. Важным моментом является понимание того, что масса соли в морской воде при любом разбавлении ее пресной водой останется постоянной, изменится лишь концентрация соли. В соответствии с условиями, простой подстановкой получаем верный ответ: В), т. к. . А вот схема и уравнение (за х обозначена искомая величина).
Значит, 5 ∙80=4(80+х), х=20.
Рассмотрим еще один типичный пример. Пример 4. Один раствор содержит 30% азотной кислоты (по объему), а второй - 55%. Сколько нужно взять первого и второго растворов, чтобы получить 100 л 50%-ного раствора азотной кислоты? А) 30 л; 70 л;В) 40 л; 60л;С) 22 л; 78 л;D) 20 л; 80 л;Е) 25 л; 75 л. Переводим % в дроби: 30%=0,03; 55%=0,55; 50%=0,5. Подстановкой получаем верный ответ: D), т.к. . Или: Значит, 30х+55(100-х)=50 ∙100, х=20.
Категория: Математика | Добавил: camiko (2015-01-14) E
Просмотров: 830 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-11, 1:19 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru