Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

Открытый урок в 11 классе по теме "Первообразная и интеграл"
Урок обобщающего повторения по теме «Первообразная и интеграл»

Цель урока: Систематизация знаний по теме « Первообразная и интеграл».
Задачи урока:
обучающие: привести в систему теоретические знания по теме «Первообразная и интеграл»; закрепление навыков решения задач; определение сферы практического применения знаний.
развивающие: развитие мыслительных операций (проведение аналогии, анализ, синтез); развитие логического мышления.
воспитательные: формирование чувства коллективизма; умение выслушивать ответы товарищей; прививать интерес к предмету.
Оборудование урока: проектор, карточки с заданиями …
Ход урока:
1.Вступительное слово учителя.
2. Разминка ( теория)
3. Математический диктант по формулам.
4. Устная работа
5. Групповая работа.
6. Применения первообразной и интеграла при решении задач.
7. Подведение итогов урока.
Вступительное слово учителя. Ребята сегодня мы совершим путешествие по одной из очень важной из тем математики, которая имеет свое применение не только в алгебре, но и в физике и геометрии и других предметах..
Разминка.
1. Что называют первообразной для функции f(x) на данном множестве? (Если для любого х из множества Х выполняется равенство F '(x) = f(x), то функцию F(x) называют первообразной для функции f(x) на данном множестве).
2. Что называется неопределенным интегралом для функции f(x)? (Совокупность всех первообразных функций F(x) +С для данной функции f(x)).
3. Дайте понятие криволинейной трапеции? (Фигура, ограниченная графиком непрерывной, неотрицательной функции у = f(x), прямыми х = а, х = в и осью Ох, называется криволинейной трапецией).
4. Почему ∫_а^в▒〖f(x)〗 dx называется определенным интегралом? (Потому что при конкретных значениях а и в функция f(x), непрерывная на отрезке [а; в⦌ обязательно стремиться к некоторому числу S – площадь криволинейной трапеции).
5. Назовите формулу Ньютона – Лейбница для вычисления площади криволинейной трапеции? (∫_а^в▒〖f(x)〗 dx = F(в) - F(а) )
6. Перечислите правила нахождения первообразной?
Правило 1. Если F(x) есть первообразная для f(x) , a P(x) – первообразная для p(x) , то F(x) + P(x) есть первообразная для f(x)+ p(x).
Правило 2. Если F(x) есть первообразная для f(x) , a k – постоянная, то k F(x) – первообразная для k f(x).
Правило 3. Если F(x) есть первообразная для f(x), а k и b – постоянные, причем k ≠ 0, то 1/k F( kx + b) есть первообразная для f( kx + b).
Математический диктант. «Составь формулу»
Функции и первообразные расставлены по таблице неправильно. Задача учащихся составить соответствие: номеру из числа функции – правильную первообразную.
Функция Общий вид первообразных
1 f(x) = k (k - постоянная ) 1 F(x) = sin⁡x + C
2 f(x) = x n , n ∊Z , n ≠ -1 2 F(x) = tg x + C
3 f(x) = 1/√x 3 F(x) = ln |x| + C
4 f(x) = sin⁡x 4 F(x) = e x + C
5 f(x) = cos⁡x 5 F(x) = - ctg x + C
6 f(x) = 1/sin^2⁡x 6 F(x) = a^x/ln⁡a + C
7 f(x) = 1/cos^2⁡x 7 F(x) = - cos⁡x + C

8 f(x) = 1/x 8 F(x) = kx + C
9 f(x) = e x 9 F(x) = 2√x + C
10 f(x) = a x 10 F(x) = x^(n+1)/(n+1) + C
Ответы: 1 -8, 2 – 10, 3 -9 , 4 – 7, 5 – 1, 6 – 2, 7 – 5, 8 – 3, 9 – 4, 10 – 6.
Устная работа
Найдите первообразные следующих функций:

f (x) = 3x F(x) = (3x^2)/2 +C
f (x) = 2 sin x F(x) = - 2 cos x +C
f (x) = 5 cos x F(x) = 5 sin x +C
f (x) = 4x2+x-2 F(x) = (4x^3)/3 +x^2/2 -2x+C

f (x) = (2x+5)5 F(x) = 〖(2x+5)〗^6/12 +C
f (x) = 2/(2x-1) F(x) = ln |2x-1| +C
f (x) = e^(3x+2) F(x) = 1/3 e^(3x+2 )+C

Вычислите интегралы:

∫_0^1▒〖x dx〗 ( (1 )/( 2 ))
∫_0^2▒〖x^2 dx〗 ( 8/3 )

∫_0^(π/2)▒〖 sin x dx〗 ( 1)
∫_0^(π/4)▒〖 cosx dx〗 (√2/2 )

Групповая работа (кто быстрее)
Найдите первообразные функции, применяя формулы тригонометрии:
f(x) = 2sin x cos x F(x) = - 1/( 2 ) cos 2x +C
f(x) = cos2 x – sin2x F(x) = 1/( 2 ) sin 2x +C
f(x) = sin 5x cos 3x - cos 5x sin 3x F(x) = - 1/( 2 ) cos 2x +C
Решение задач
Решение геометрических задач. Для вычисления площади фигуры, ограниченной линиями существует 3 случая. Рассмотрим способы их решения.

2) 3)

Х1 х2 х1 х2 х1 х2 х3

S = ∫_(x_1)^(x_2)▒f(x)dx S = ∫_(x_1)^(x_2)▒〖(f(x)-g(x))dx〗 S = ∫_(x_1)^(x_2)▒〖(f(x)-g(x))dx〗 +
+ ∫_(x_2)^(x_3)▒〖(f(x)-v(x))dx〗
Задание: Вычислите площадь фигуры, ограниченной линиями
(работа у доски)
1 группа 2 группа
y = 1/x , y = 0, x = 1, x = 3 1) y = 1/x , y = 0, x = 4, x = 10
y = x2 , y = 3 -2x y = x2, y = 2x
Решение:
1 группа: 1). S = ∫_1^3▒〖 1/x〗 dx = ln⁡x |_1^3 = ln⁡3 - ln⁡1 = ln⁡3
2). х2 =3 - 2х , х1 = -3, х2 = 1 S = ∫_(-3)^1▒〖(3-2х-х^2 〗) dx = (3х –х2 - х^3/3) |_(-3)^1 = 3 – 1 - 1/3 +9 + 9 – 9 = 10 2/3 у.е.
группа: 1) S = ∫_4^10▒〖 1/x〗 dx = ln⁡x |_4^10 = ln⁡10 - ln⁡4 = ln⁡〖10/4〗
2)х2 = 2х , , х1 = 0, х2 = 2, S = ∫_0^2▒〖(2х-х^2 〗) dx = (х2 - х^3/3) |_0^2 = 4 - 4/3 = 2 2/3 у.е.
Решение физических задач.
Учитель: Как известно математика имеет тесную связь с другими учебными предметами. Интеграл принадлежит к числу математических понятий, происхождение и развитие которых тесно связано с решением прикладных задач. Это понятие и построенный на его основе метод применяется сегодня в различных областях научно-практической деятельности человека, в том числе в физике, химии, биологии, экономике и т.д. Рассмотрим применение определенного интеграла в решении физических задач. Существует четыре формулы для решения физических задач, и некоторые из них мы уже применяли на уроках: A = ∫▒F(x)dx (работа через силу ); q = ∫▒I(t)dt ( количество электричества через силу тока ; m = ∫▒p(x)dx (масса тела через его плотность) ; ω = ∫▒ϕ(t)dt (угловая скорость через угол)
Задание для групп:
1 группа: Сила тока в цепи изменяется по закону I (t) = 3t2 – 2t + 1 (A). Определите количество электричества q , прошедшее через поперечное сечение проводника, за время от 2 до 6 секунд.
2 группа: Материальная точка движется по окружности с угловой скоростью ω = 2t + 3 (рад/с). На какой угол ϕ она повернется за промежуток времени от 1 до 3 секунд?
Решение:
1группа: q(t) = ∫_2^6▒〖 I (t)〗 dx = ∫_2^6▒〖 (3t^2 – 2t + 1)〗 dx = ( (3t^3)/3 - (2t^2)/2 + t ) |_2^6 = (t3 – t2 + t) |_2^6 = 63 – 62 + 6 – 23 +22 – 2 = 216 – 36 + 6 – 8 + 4 – 2 = 180
2 группа: ϕ (t)= ∫_1^3▒ω (t) dx = ∫_1^3▒( 2t + 3) dx = ( (2t^2)/2 + 3t) |_1^3 = (t2 + 3t) |_1^3 = 9 + 9 – 1 – 3 = 14
Контрольное тестирование.
1 вариант 2 вариант
Какая функция является первообразной для функции
f(x) = 5x4 – 2x
F(x) = 20x4 +8 ;
F(x) = x5 + x2 ;
F(x) = 20x4 – 8 ;
F(x) = x5 – x2 ;
Вычислите: ∫▒sin⁡3x dx
sin⁡3x +C ;
1/3 sin⁡3x +C ;
- cos⁡3x + C ;
-1/3 cos⁡3x +C ;
Вычислите: ∫▒〖(3x^2-2x+1)〗 dx
6x – 2 +C ;
x3 – x2 + x + C ;
x3 – x2 + 1 + C ;
3x3 –2 x2 + x + C ;
Назовите первообразную для функции f(x) = (x + 1)21
F(x) = 〖(x+1)〗^22/22 +C ;
F(x) = 〖(x+1)〗^20/20+C ;
F(x) = 〖(x+1)〗^21/22 +C;
F(x) = 21 (x+1)20 + C .
Вычислите: ∫▒2/sin^2⁡x dx
- 1/2 ctg x + C;
2 ctg x + C ;
- 2 ctg x + C ;
1/2 ctg x + C ;
Вычислите площадь фигуры, ограниченной линиями:
у = х2, х = 1, х = 3, у =0.
а) 9;
b) 26;
c) 8;
d) 11.

7. Найдите первообразную функции: у = х3 + 1/х
a) x^4/4 + ln [x] + c ;
b) x^4/3 - ln [x] + c ;
c) x^4/4 - 1/x^2 + c ;
d) x^3/3 + 1/x^2 + c
Какая функция является первообразной для функции
f(x) = 3x2 – 4x3
F(x) = 6x -12 ;
F(x) = x3 – x4 ;
F(x) = 6x + 12 ;
F(x) = x3 + x4 .
Вычислите: ∫▒cos⁡2x dx
a) cos⁡2x +C ;
b) 1/2 〖 cos〗⁡2x +C ;
sin⁡2x + C ;
1/2 sin⁡2x +C ;
Вычислите: ∫▒〖(5x^4 〗 - 3x2 + 1)dx
20x3 – 6x +C ;
x5 – x3 + 1 + C ;
x5 – x3 + x + C ;
5x5 –3 x3 + x + C.
Назовите первообразную для функции f(x) = (x + 3)13
F(x) = 〖(x+3)〗^14/14 ;
F(x) = 〖(x+3)〗^12/12 ;
F(x) = 〖(x+3)〗^13/14 ;
F(x) = 13 (x+3)12 .
Вычислите: ∫▒5/cos^2⁡x dx
5 tg x + C ;
-5 tg x + C ;
1/5 tg x + C ;
- 1/5 tg x + C.
Вычислите площадь фигуры, ограниченной линиями:
у = х3, х = 1, у =8.
а) 12 1/(4 );
b) 4 1/4 ;
c) 3 3/4 ;
d) 4.
7. Найдите первообразную функции: у = 3/(7х+1)
a) ln [x+ 1] + c;

b) ln [7x + 1] + c
c) 1/7 ln [7x + 1] + c
d) 3/7 ln [7x + 1] + c

Ключ к тесту: I вариант: 1 - d ; 2 - d ; 3 - b ; 4 – a ; 5 -c ; 6 - ; 7 - а ;
II вариант: 1 - b; 2 - d; 3 - c ; 4 - a ; 5 - a ; 6 - ; 7 - с ;
Подведение итогов урока.
Д/З : № 441 стр. 201, повторить нахождение объема тела, полученного вращением фигуры около данной оси.

Источник: http://математика, открытый урок
Категория: Математика | Добавил: lyubov_ivanovna_59 (2015-01-18) | Автор: Ященко Любовь Ивановна E W
Просмотров: 2046 | Комментарии: 4 | Теги: Ященко Любовь Ивановна, первообразная и интеграл | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 6:56 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru