Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

Урок – панорама по геометрии.Элементы стереометрии.
Элементы стереометрии.
Параллелепипед. Призма. Пирамида.
Урок – панорама по геометрии
Цель урока: повторить полученные знания по данной теме
Задача урока:
Образовательная цель: повторить знания, полученные по данной теме;
Воспитательная цель: воспитывать чувство дружбы, чувство ответственности за себя и товарищей; воспитывать любовь и интерес к математике;
Развивающая цель: развивать знания учащихся, корректировка знаний; развивать ораторские способности, умение выступать перед аудиторией, прививать умения выслушивать других учащихся, дополнять их ответы, используя грамотно математические термины.
Тип урока: обобщение ЗУН
Оборудование урока: ноутбук, презентации, геометрические фигуры, чертежи фигур, мел, доска.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Поздороваться, проверить готовность учащихся к уроку.
Устный счет.
Задание 1. Из изображенных фигур исключить лишнюю фигуру

Задание 2.
Какая из шести фигур должна оказаться в свободной клеточке?
Задание 3.Сравнивая, выявляя закономерность в рядах, из шести пронумерованных фигур, выбрать нужную фигуру.
II. Актуализация ранее полученных знаний.
А) Проверка домашнего задания. Подготовить сообщение и презентации по каждой фигуре.
Б) Проверка знаний и умений.
- Что изучает планиметрия?
- Что изучает стереометрия?
- Какие многогранники вы знаете?
- Какие фигуры вращения вам известны?
III. Продолжение формирования ЗУН.
Теория многогранников, в частности выпуклых многогранников – одна из самых увлекательных глав геометрии.
Л.А.Люстернин (1899- 1981)
Сегодняшний урок посвящен увлекательному разделу геометрии – теории многогранников.
Чем привлекательны многогранники? Они обладают богатой историей, которая связана с такими знаменитыми учеными древности, как Пифагор, Евклид, Архимед. Многогранники были известны в Древнем Египте и Вавилоне.
Достаточно вспомнить знаменитые египетские пирамиды и самую известную из них – пирамиду Хеопса. Это правильная пирамида, в основании которой квадрат со стороной 233 м и высота которой достигает 146,5 м.
Рассказ учащихся сопровождается соответствующей презентацией.
1. Выступление первого учащегося и показ презентации «Понятие многогранника»
Большой класс геометрических тел составляют многогранники. Многогранные формы мы видим ежедневно: спичечный коробок,
книгу, комнату, многоэтажный дом – все это прямоугольные параллелепипеды: граненый карандаш, гайка дают представление о призмах.
С чисто геометрической точки зрения многогранник – это часть пространства, ограниченная плоскими многоугольниками – гранями.
Стороны и вершины граней называют ребрами и вершинами самого многогранника. Грани образуют так называемую многогранную поверхность. Многогранник обозначают буквами, которые проставляют у всех его вершин. Наиболее простой тип многогранника – это выпуклые многогранники.
Определение: Многогранник называется выпуклым, если он лежит по одну сторону от плоскости любой из его граней.
2.Выступление второго учащегося и показ презентации «Призма».
Один из часто встречающихся видов многогранников – призма. Эта фигура была известна еще в древние века.
Предметы, имеющие форму призмы, широко используются при строительстве зданий. Само слово «призма» произошло от греческого слова prisma, что означает «отпиленный кусок».
Определение. Призмой называется многогранник, у которого две грани – равные многоугольники, лежащие в параллельных плоскостях, а остальные грани – параллелограммы.

Все боковые ребра призмы параллельны друг другу и равны между собой.
По числу сторон основания призмы называется: треугольной, четырехугольной, n – угольной.
Призма называется прямой, если все ее боковые грани – прямоугольники. Прямая призма называется правильной, если ее основания – правильные многоугольники.
Диагональ призмы – это отрезок, соединяющий вершины двух оснований призмы и лежащий внутри нее.
У прямой призмы высота равна боковому ребру призмы.
Площадь поверхности призмы.
Объединение боковых граней призмы называется ее боковой поверхностью. Поверхностью призмы является объединение оснований призмы и ее боковой поверхности.
n – угольная призма ограничена двумя равными n – угольниками – основаниями и n боковыми гранями – параллелограммами.
Определение:
Площадью боковой поверхности призмы называют сумму площадей ее боковых граней; площадью полной поверхности – сумму площадей всех ее граней.
Теорема:
Площадь полной поверхности призмы равна сумме площади ее боковой поверхности и удвоенной площади основания.

S = P∙h , где P – периметр основания.
Sп.п = Sб.п + 2Sосн.

3.Выступление третьего учащегося и показ презентации «Параллелепипеды»
Определение:
Параллелепипедом называется призма, в основании которой лежит параллелограмм.
Все четыре диагонали параллелепипеда пересекаются в одной точке, являющейся серединой каждой диагонали.
Определение:
Параллелепипед, у которого все грани – прямоугольники, называется прямоугольным.
Прямоугольный параллелепипед с равными измерениями называется кубом.
Все грани куба – квадраты.
Площади поверхности куба и прямоугольного параллелепипеда.
Мы уже довольно много знаем о кубе и прямоугольном параллелепипеде. Их гранями являются квадраты и прямоугольники, площади которых мы уже научились находить. Различают боковую поверхность этих многогранников и их полную поверхность. Боковая поверхность состоит только из боковых граней, грани основания в нее не входят.
Площадь боковой поверхности прямоугольного параллелепипеда равна сумме площадей его четырех боковых граней, а площадь полной поверхности прямоугольного параллелепипеда равна площади его боковой поверхности, сложенной с удвоенной площадью основания параллелепипеда.

S б.п = 2ac + 2bc = 2c(a + b)
S п.п = 2c(a + b) + 2ab

Где a,b,c – ребра прямоугольного параллелепипеда .

4.Выступление четвертого учащегося и показ презентации «Пирамида».
Все на свете боится времени, но время боится пирамид.
(Арабская пословица)
Усыпальницы египедских фараонов, крупнейшие из которых – пирамиды Хеопса, Хефрена и Микенина в Гизе, в древности считалось одним из Семи чудес света.
Самая большая из трех – пирамида Хеопса (27 в.до н.э.). Ее высота изначально была 147 м, а длина стороны основания – 232 м. Для ее сооружения потребовалось 2млн.300 тыс. огромных каменных блоков, средний вес которых 2,5 т. Плиты не скреплялись строительным раствором, лишь чрезвычайно точная подгонка удерживает их. В древности пирамиды были облицованы отполированными плитами белого известняка, вершины их были покрыты медными листами, сверкавшими на свете.
Пирамидой называется многогранник, у которого одна грань – какой – либо многоугольник, а остальные грани – треугольники с общей вершиной.
Пирамида, основание которой – правильный многоугольник, и вершина проектируется в центр этого многоугольника, называется правильной. Высоту боковой грани правильной пирамиды с концом в ее вершине называют апофемой пирамиды.
У правильной пирамиды:
- боковые ребра равны:
- боковые грани равны;
- апофемы равны;
- двугранные углы при основании равны;
- двугранные углы при боковых ребрах равны.

Определение: Площадью боковой поверхности пирамиды называют сумму площадей всех ее боковых граней. Площадью полной поверхности – сумму площадей всех ее граней.

Sп.п = Sб.п + Sосн
S = (P∙k)/2, где P – периметр основания, k - апофема

Решение задач (совместно с презентациями)
Задача 1.
Основанием прямой призмы является правильный треугольник со стороной, равной 10 см, а боковое ребро равно 13 см. Найдите площадь полной поверхности прямой призмы.
Решение:
Ответ: 390 + 50 корней из трех см в квадрате
Задача 2.
Ребро куба равно 5 см. Найдите объем и площадь полной поверхности куба.
Ответ:
125;150
Задача 3.
Основание пирамиды – квадрат со стороной 4см, боковые грани – равные равнобедренные треугольники с высотами, равными 5см. Найдите площадь полной поверхности пирамиды.
Ответ: 56
IV. Физминутка
V. Игра «Кубик»
1.Найдите объем прямоугольного параллелепипеда с измерениями 3 см, 5 см, 6 см?
Ответ: 90
2.Геометрическое тело, которое носит трубочист на голове?
Ответ: цилиндр
3.Самый маленький, но самый главный объект геометрии?
Ответ: точка
4.Самая маленькая единица измерения площади?
Ответ: мм в кв
5.Отрезок, соединяющий 2 не соседние вершины многоугольника?
Ответ: диагональ
6.Утверждение, требующее доказательства?
Ответ: теорема
VI.В качестве следующего этапа повторения теоретического материала по теме сегодняшнего урока предлагаю кроссворд
Кроссворд
По горизонтали:
1.Призма, в основании которой лежит параллелограмм.(параллелепипед)
2.Прямоугольный параллелепипед с равными измерениями.(куб)
3.Многогранник, у которого две грани равные многоугольники, лежащие в параллельных плоскостях, а остальные грани – параллелограммы. (призма)
4.Как называется высота боковой грани правильной пирамиды с концом в ее вершине. (апофема)
5.Прямоугольным называется параллелепипед, у которого каждая грань представляет собой……(прямоугольник)
По вертикали:
6.Все грани куба представляют собой…(квадрат)
7.Многогранник, у которого одна грань – какой – либо многоугольник, а остальные грани – треугольники с общей вершиной. (пирамида)
8.Как называется самая большая пирамида. (Хеопса)
9. Сколько вершин у прямоугольного параллелепипеда. (восемь)
10.Отрезок, соединяющий вершины двух оснований призмы и не лежащий внутри нее. (диагональ)

VII. Подведение итогов урока
VIII. Домашнее задание
Повторить теорию. Задание: найти площадь поверхности любых предметов, которые нас окружают, имеющих форму многогранников.
№ 275, № 277. учебника геометрии 9кл. И.Бекбоев, К.Кайдасов
Я хочу закончить наш урок словами французского писателя Эмиля Золя «Весь смысл жизни заключается в вечном усилии познать больше».
Категория: Математика | Добавил: Дико4229 (2015-01-25)
Просмотров: 800 | Теги: площадь поверхности, призма, элементы стереометрии, пирамида, Параллелепипед | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-18, 10:30 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru