Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

Математическая компетентность
Принципы "фундаментальных математических идей" и "математическая компетентность" как
фактор проявления математической грамотности школьников»

АВТОРЫ: Солошенко И.В., Саркина Т.К. – учителя математики СОШ №14 г. Павлодара

Возрастание роли математики в современной жизни привело к тому, что для адаптации в современном обществе и активному участию в нем необходимо быть математически грамотным человеком.
Под математической грамотностью понимается способность учащихся:
 распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики;
 формулировать эти проблемы на языке математики;
 решать эти проблемы, используя математические знания и методы;
 анализировать использованные методы решения;
 интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
 формулировать и записывать окончательные результаты решения поставленной проблемы.
Основополагающими принципами понятия «Математическая грамотность» являются: «фундаментальные математические идеи», «математическая компетентность».
Фундаментальные математические идеи - это группа взаимосвязанных общих математических понятий, которые характеризуют свойства объектов и явлений живой и неживой природы и тем самым способствуют пониманию роли математики в постижении окружающей действительности и ее изменении. В качестве таких идей в исследовании выбраны следующие: случайность, изменение и рост, пространство и форма, неопределенность, зависимость и связи, количественные рассуждения.
«Математическая компетентность» определена следующим образом: наиболее общие математические способности и умения, включающие математическое мышление, математическую аргументацию, постановку и решение проблемы, математическое моделирование, использование различных форм представления математических объектов и ситуаций, использование математического языка, коммуникативные умения (письменная и устная математическая речь), использование современных технических средств (различных инструментов, компьютеров и других технических средств, связанных с информационными технологиями).
Выделены три иерархических уровня математической компетентности, которые являются опорой при отборе содержания проверки. Первый уровень включает воспроизведение математических фактов, методов и выполнение вычислений; второй уровень - установление связей и интеграцию материала из разных математических тем, необходимых для решения поставленной задачи; третий уровень (самый высокий) - математические размышления, требующие обобщения и интуиции. Несложно выделить знания и умения, которые на международном уровне считаются необходимыми для математически грамотного современного человека. К ним относятся: пространственные представления; пространственное воображение; свойства пространственных фигур; умение читать и интерпретировать количественную информацию, представленную в различной форме (таблиц, диаграмм, графиков реальных зависимостей), характерную для средств массовой информации; знаковые и числовые последовательности; определение периметра и площадей нестандартных фигур; действия с процентами; использование масштаба; использование статистических показателей для характеристики различных реальных явлений и процессов; умение выполнять действия с различными единицами измерения (длины, массы, времени, скорости) и др.
При составлении компетентностно-ориентированных заданий основное внимание должно уделяться формированию способностей учащихся использовать математические знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции. Поэтому мы считаем, что актуальность данной темы объясняется необходимостью повышения математической грамотности учащихся.
Формирование математической грамотности на уроках математики в основной школе занимает особое место. Применениекомпетентносно- ориентированных заданийпозволяет решить проблему не только повышения качества усвоенных знаний, но и формирования способностей их применения для решения конкретных жизненных ситуаций.
Категория: Математика | Добавил: саркина (2015-01-26) | Автор: Тлектес E
Просмотров: 652 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2018-02-24, 8:52 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1552]
Школьный психолог [530]
История [752]
Опыт [523]
Научная кафедра [226]
Воспитание души [249]
Мастер-класс [230]
Семья и школа [183]
Компьютер-бум [261]
Английский язык [831]
Великие открытия [25]
Университет здоровья [134]
Математика [1223]
Химия [391]
Классному руководителю [670]
Биология [598]
Думаем, размышляем, спорим [101]
Казахский язык и литература [1845]
Краеведение [98]
Начальная школа [4071]
Беседы у самовара [20]
Мировая художественная культура [44]
Новые технологии в обучении [389]
Сельская школа [79]
Профильное обучение [82]
Демократизация и школа [28]
Физика [311]
Экология [189]
Дошколенок [1634]
Особые дети [297]
Общество семи муз [61]
Школа и искусство
Уроки музыки [651]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [481]
Мой Казахстан [239]
Школьный театр [75]
Внеклассные мероприятия [1225]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [101]
ИЗО и черчение [224]
Физическая культура [559]
Немецкий язык [56]
Технология [307]
Самопознание [417]
Профессиональное образование [120]
Школьная библиотека [86]
Летний лагерь [19]
Дополнительное образование [48]
Педагогические программы [15]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru