Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

Развитие речи учащихся на уроках математики
Развитие речи учащихся на уроках математики.
Большова Елена Васильевна, учитель математики,
СОШ № 83 имени Г. Мустафина, город Караганда.

Успехи учащихся в изучении математики находятся в прямой зависимости с культурой их устной и письменной речи. Если ученик отвечает на уроке грамотно, красиво, четко, в темпе, соответствующем возможностям остальных учащихся, то он облегчает работу всего класса по усвоению учебного материала. Такой ответ все слушают с интересом и вниманием. Но многие учащиеся не умеют отвечать четко, грамотно, ясно.
Устная и письменная речь учащихся непосредственно взаимосвязаны. Обычно, как говорят, так и пишут. Проверяя тетради учащихся, я столкнулась с проблемами:
1) многие письменные работы по математике оформляются небрежно, в них отсутствуют знаки препинания, неправильно построенные фразы, масса неряшливых исправлений. И как следствие всего этого – многочисленные ошибки в преобразованиях и вычислениях, логические несуразности.
2) при письменном оформлении решении задач почти полностью отсутствуют необходимые объяснения, много грамматических ошибок, нелепых сокращений слов.
В младших классах за небрежные, неграмотные записи в письменных работах по математике снижают оценки, а в старших классах очень редко. Так от урока к уроку, вырабатывается устойчивая привычка неаккуратно, безответственно относиться к делу. Делая акцент на сдачу ЕНТ и частое использование тестовых заданий на уроке привело к тому, что учащиеся не умеют оформлять письменные работы.
Исправить это можно только путем усиления требовательности. Письменное решение задачи следует рассматривать как миниатюрное сочинение. Ученик не обязан соблюдать какую – либо стандартную форму записи, но он должен логически убедительно, аргументировано обосновать решение задачи, аккуратно его записать.
На мой взгляд, эффективным средством для развития языка учащихся может служить выработка у них правильной письменной речи. При этом большое значение имеет составление учащимися, так называемых объяснений к решениям текстовых задач. Эти объяснения должны быть написаны вполне грамотным и притом непременно связным языком, а не в виде отрывочных, сокращенных предложений, непонятно и неточно выражающих мысль.
Одним из самых распространенных недостатков организации уроков является многословие учителя. Оно чаще всего выражается в обилие вспомогательных, дополнительных вопросов. При этом предполагается, что вспомогательные вопросы активизируют класс, помогают учащимся лучше понять объяснение, точнее изложить материал, найти пути решения задачи. Но на самом деле многочисленные вопросы учителя чрезмерно опекают деятельность учащихся, сковывают их инициативность, уменьшают общее время урока, отводимое для устной и письменной речи учащихся.
Нельзя отрицать и роль беседы, если она используется в разумной мере, умело сочетается с другими методами, и немногочисленные, хорошо продуманные вопросы учителя действительно активизируют учащихся, умело координируя их деятельность. К сожалению, такие требования к беседе соблюдаются не всегда. Математика имеет множество специальных терминов, особых речевых оборотов, специфических именно для данного предмета. Естественно, что в первую очередь учащиеся должны овладеть этими терминами и речевыми оборотами. Не научившись активно владеть языком данного предмета, ученик с большим трудом понимает объяснение учителя, ответы других учащихся, не успевает вникнуть в смысл того, о чем идет речь на уроке, не может грамотно выразить свои мысли. Такой ученик отвечает неграмотно, медленно и почти всегда своим ответом замедляет темп работы класса. Прислушиваться к его ответу остальным учащимся крайне неинтересно.
Овладение терминологией сводится к формированию прямых и обратных обобщенных ассоциаций типа: осознание термина – представление образа и, наоборот, осознание образа, символа – мгновенное вспоминание соответствующего термина. Эти ассоциации образуются, прежде всего, с помощью упражнений.
Для того, чтобы обеспечить правильное употребление учащимися математических терминов, обозначающих понятия, каждый из этих терминов не только сообщается мною, но и изучается происхождение термина, дословный перевод, научный смысл или ассоциация. Например: слово «тригонометрия» составилось из двух греческих слов: «тригонон» - треугольник и «метрайн» - измерять. В буквальном смысле «тригонометрия» означает «измерение треугольников». Окружность — линия, окружающая круг, биквадратное уравнение — приставка «би» двойной квадрат и т.д.
Учащиеся ведут математический словарь, в который выписывают новые понятия.
В практике своей работы я при развитии речи учащихся использую метод комментирования: ученик с места комментирует решение, учитель записывает его комментарий на доске. Учащиеся слушают, смотрят и пишут. Таким образом, включаются все виды памяти: зрительная, слуховая, моторная. И, самое главное, увеличивается доля разговорной речи на уроке.
В развитие речи учащихся играет роль даже такая мелочь, как умение задать вопрос. Правильно сформулированный и в нужное время заданный вопрос может помочь ученику с возможно большей точностью излагать свои мысли, правильно строить предложения, употреблять только нужные слова и этим достигать необходимой краткости.
Математический язык в отличие от естественного языка значительнее менее громоздок: то, что в естественном языке, обозначается словом или целым выражением, в математическом языке обозначается одним словом – он лаконичен. В нем нет той многозначности, которая характерна для естественного языка; математический язык обладает точностью, в нем каждый символ и каждое сочетание символов имеет только одно значение и один смысл. Наконец, математический язык отличается от естественного широким использованием переменных, благодаря чему он хорошо может выражать различные общие закономерности.
Язык школьной математики отличается от формализованного языка современной математики тем, что вместо логических символов в нем используются словосочетания естественного языка: не; и; или; если…то; тогда и только тогда; для всякого; существует. Поэтому школьный математический язык полуформальный. Математическую символику ( необходимо использовать уже с 5 класса.
Широкое использование в обучении математической речи является важнейшим фактором развития математического мышления. Здесь под математической речью мы понимаем устную и письменную речь на основе полуформального математического языка. Для этого необходимо придерживаться следующих правил:
1. Надо повседневно следить за собственной речью, не использовать незнакомые учащимся термины и выражения, следить за тем, чтобы речь учителя была образцом для учащихся. Очень важно разработать правила записей на доске, чтобы они были не хаотичными, а разумно расположенными на доске. Полезно использовать мелки разных цветов для того, чтобы с помощью цвета выделить главное, наиболее существенное как в записях, так и в чертежах. Очень важно научиться делать красивые чертежи на доске от руки. Когда учитель от руки делает на доске красивый чертеж и красивые записи, то это вызывает у учащихся восхищение, и авторитет учителя сразу повышается. Очень важно фиксировать каждую ошибку учащихся в употреблении математической символики, в проведении математических рассуждений, разъяснять сущность этих ошибок, добиваться путем тренировки исчезновения таких ошибок у учащихся.
2. Для того, чтобы следить за успехами учащихся в овладении математической речью и мышлением и тренировать их в овладении ими, полезно достаточно часто проводить диктанты двух видов: а) учитель диктует набор математических выражений (формул, высказываний), а ученики должны эти выражения записывать с помощью математических формул; б) учитель на доске выписывает одно за другим с большим интервалом времени математические выражения, а ученики письменно должны записать эти выражения без употребления математических символов. Можно это проводить и в устной форме.
3. Новые математические и логические символы надо вводить постепенно, чтобы учащиеся имели достаточно времени на освоение каждым новым символом. Каждый вновь вводимый символ надо тчательно разъяснять, приводить достаточное число примеров его правильного использования.
4. Максимально увеличить время разговорной речи учащихся на каждом уроке. С этой целью уменьшаем количество дополнительных, вспомогательных вопросов, сокращаем время, отводимое для беседы. Стараться проводить объяснение в виде рассказа.
5. Предоставлять возможность многократно слушать образцы объяснений решаемых задач нового типа.
6. Приучать к связному рассказу при устном объяснении решаемой задачи; обеспечивать возможность последовательно, аргументировано и доказательно комментировать решаемые задачи. Ставить учащихся перед необходимостью сосредоточить свои усилия главным образом на аргументированном, доказательном объяснении решаемой задачи или излагаемого теоретического вопроса.
7. Целенаправленно обучать грамотному изложению письменного решения задач. Для этого использовать различные формы работы: комментированное решение задач; коллективную работу с записью решения задач на доске; устные упражнения, самостоятельные и контрольные работы. Уделять внимание поискам решения задач.
8. Учить составлению конспектов при изучении теоретического материала.
Такая целенаправленная и систематическая работа будет способствовать овладению учащимися не только математическим мышлением и речью, но и содержанием обучения математики.

Список литературы:
1. Я. И. Груденов « Совершенствование методики работы учителя математики» М: Просвящение, 1998.
2. Л. М. Фридман. «Теоретические основы методики обучения математики» Москва, издательство «Флинта» 1998.
Категория: Математика | Добавил: БО (2015-01-26) E
Просмотров: 391 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 4:58 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [246]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3901]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru