Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

«Сложение отрицательных чисел. Сложение чисел с разными знаками». Конспект урока в 6 классе.
СЛОЖЕНИЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ.
СЛОЖЕНИЕ ЧИСЕЛ С РАЗНЫМИ ЗНАКАМИ
Кыржибаева А.К.
КГУ «Средняя школа №33» акимата г.Усть-Каменогорска
Рефлективный отчет урока
Представленный урок является уроком изучения нового материала по теме «Сложение отрицательных чисел. Сложение чисел с разными знаками». Данный урок направлен на ознакомление с правилами сложения отрицательных чисел, чисел с разными знаками, формирование умений обучающихся выполнять сложение положительных и отрицательных чисел, чисел с одинаковыми знаками.
На организационном этапе урока учащимся было предложено дорисовать улыбку и подарить ее соседу по парте. Таким способом учащиеся были разделены на группы с помощью цветных смайликов, а также удалось создать благоприятный психологический климат на уроке.
На следующем этапе урока обучающиеся выполняли устный счет на вычислительные действия с натуральными числами, дробями, на нахождение модуля числа. Этот элемент включил школьников в тему, актуализировал опорные знания.
Далее с помощью наводящих примеров и вопросов учащиеся определяли тему урока, цели и задачи. После создания проблемной ситуации учащимся было предложено самостоятельно сформулировать правила, проанализировав приведенные примеры, затем объяснить правила вычисления суммы отрицательных чисел и чисел с разными знаками участникам других групп. Для закрепления и осмысления правил, учащиеся решали задачи у доски с комментированием решения; затем в парах заполняли таблицу и выполняли взаимопроверку. Определить насколько каждый ученик усвоил материал позволил тест с автоматической проверкой, проведенный в конце урока.
Рефлексия обеспечила обратную связь учителя и обучающихся, где и учитель, и ученики смогли оценить результаты совместного и индивидуального труда.
В соответствии с целями, задачами урока и учетом способностей учащихся этого класса в течение урока наиболее эффективно были применены идеи следующих модулей: новые подходы в преподавании и обучении, обучение критическому мышлению, использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании, преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников.
При подготовке к уроку были учтены возрастные особенности обучающихся.
Реализация идей модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» проходила через организацию групповой формы работы на уроке, использование учебного диалога в течение всего урока.
Учитывая исследования ученых о том, что наиболее высокий процент (до 90%) усваивания информации получается при передаче знаний, в целях улучшения уровня понимания и усвоения новой темы учащимися была организована групповая форма работы так как она наиболее способствует совместной учебной деятельности учащихся, в данном случае для разрешения проблемной ситуации. Хорошо успевающие и менее успевающие ученики были объединены в разные группы. Таким образом, более сложное правило для сложения чисел с разными знаками формулировали и объясняли ученикам другой группы сильные учащиеся, а более слабые выводили правило для сложения отрицательных чисел. Диалогическое обучение происходило в течение всего урока. Работая в группах ученики активно обсуждали решение приведенных примеров, высказывали мнения о том, каким образом получен результат, обсуждали формулировку правила и его правильную запись. Учащиеся бурно обсуждали свои ошибки (в основном они не использовали понятие модуля числа) при сравнении своих ответов с правилами из учебника, при объяснении своего правила другой группе. При работе в паре над решением примеров диалог способствовал более прочному усвоению знаний, так как учащийся имел возможность проконсультироваться со своим более успевающим сверстником, соседом по группе, паре. Поэтому при взаимопроверке обнаружилось, что практически все ученики успешно справились с заданием. Хочется отметить, что для того чтобы ученик использовал эту возможность необходимо создать на уроке атмосферу сотрудничества.
При проведении рефлексии многие учащиеся отметили, что им нравится работать в группах, так как если что-то не понял, можно спросить у соседа. То есть применение методов диалогового обучения повышает уровень усвоения материала учащимися.
Диалоговое обучение взаимосвязано с обучением критическому мышлению, так как в ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, отбирать, систематизировать информацию. Также интегрирование идей этого модуля осуществляется через применение стратегий технологии развития критического мышления. На данном уроке применила создание кластеров, что способствует систематизации знаний, очень хорошо воспринимается учащимися, активизируется познавательная деятельность, способствует изменению отношения к предмету математика как к скучному и серому, особенно со стороны слабоуспевающих учеников. Однако следует учитывать, что ученики среднего звена увлекаются творческой стороной процесса, поэтому нужно контролировать деятельность учеников и временные рамки.
Использование ИКТ я осуществляла через демонстрацию презентаций, с целью повышения наглядности, улучшения понимания материала, организации самопроверки и взаимопроверки. Применение тестировщика с автоматической проверкой является еще и одним из способов, позволяющих осуществить обратную связь, определить насколько каждый ученик усвоил материал, также положительно влияет на процесс саморегуляции учащихся. Использование ИКТ помогает учителю рационально использовать время урока, использование слайд-презентации, выполнение заданий с помощью ИКТ позволяет поддерживать внимание, интерес и работоспособность обучающихся на протяжении всего урока,
Формативное оценивание устанавливает тесную связь между учеником – учителем – учеником. Ученик постепенно приходит к тому, что перестает бояться оценивания, более четко и правильно выполнять задание, потому что знает, учитель сначала предоставит рекомендации по улучшению работы (не ставя отметок), либо определенные критерии оценивания. Кроме того, используются методы самооценки и взаимооценки, которые позволяют учащимся почувствовать свою ответственность за свое обучение. На данном уроке учащимся было предложено самим оценить свою работу на уроке, но прокомментировать оценку. Итог урока показал, что выполнение теста на ПК повлияло на то, что ученики не завышали себе оценку.
Обучение талантливых и одаренных проводила путем дифференциации заданий теста.
В заключении урока я предложила ребятам высказаться одним предложением, выбирая начало фразы, написанной на доске ( Мне было интересно… ,Мне показалось трудным… ,Я понял, что… ,Теперь я могу… и др.). Большинство ребят сказали, что остались довольны работой, было очень интересно определять правильность сформулированного правила, работать в парах над решением задач.
Самостоятельное формулирование правила о сложении чисел с разными знаками, совместное составление опорных схем способствует более глубокому осмысливанию и пониманию изучаемого материала.
У некоторых учеников класса наблюдается ограниченный словарный запас, плохое владение понятийным аппаратом математики, некоторые дети не умеют выражать свои мысли и боятся говорить, стесняются, другие же, наоборот, не умеют слушать других и принимают во внимание только собственные взгляды. Также рефлексия и анализ урока с применением диалогического обучения показал, что, несмотря на то, что вопросы были сформулированы в соответствии с требованиями, некоторые дети все равно отвечали односложно, трудно было заставить их развить свою мысль. Таким образом, включение диалогического обучения в преподавание уроков способствует эффективному решению образовательных задач, развиваются коммуникативные, речевые навыки, понятийный аппарат, активизируется познавательная деятельность.
План урока
Название Сложение отрицательных чисел. Сложение чисел с разными знаками
Ссылка Календарно-тематический план, учебная программа, ГОСО 2010
Цель Образовательная – вывести правило сложения отрицательных чисел, чисел с разными знаками, развивать умения выполнять сложение положительных и отрицательных чисел, отрицательных чисел;
Воспитательная – воспитание личностных качеств: человечности, дружелюбия, солидарности; воспитание у обучающихся наблюдательности; умения находить и исправлять корректно свои и чужие ошибки.
Развивающая – развитие аргументированной математической речи, навыков работы в паре, способности самооценки; формировать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи; развивать умение сравнивать и находить различия и сходства у изучаемых объектов: развивать воображение и ассоциативное мышление
Ключевые
идеи Новые подходы в обучении, применение исследовательской беседы, диалога; выполнение заданий с помощью ИКТ позволяет поддерживать внимание и работоспособность обучающихся на протяжении всего урока. Самостоятельное формулирование правила о сложении чисел с разными знаками, сложении отрицательных чисел, способствует более глубокому осмысливанию и пониманию изучаемого материала.
Содержание урока Деятельность учителя Деятельность учеников
Организационный момент Создание благоприятной психологической атмосферы на уроке и деление на группы.
На партах лежат недорисованные смайлики разных цветов. Учащимся предлагается выбрать по одному смайлику. Учитель спрашивает, чего не хватает на рисунке (улыбки). «Верно, улыбки. Улыбка ничего не стоит. Так нарисуйте её на картинках и подарите соседу по парте справа». Затем ребята объединяются в группы по цвету смайликов, рассаживаются по своим группам.

Учащиеся дорисовывают улыбки на смайликах и дарят соседу.
По цвету смайлика переходят в соответствующую группу.
Задание 1 Устный счет. На слайде написаны примеры выполнение вычислительных действий с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями. По очереди выполняют устный счет.
Задание 2 Постановка целей и задач урока. Предлагаю вам выполнить сложение:
23+ 47 =
– 5 + (– 11) =
-8 + 6 =
Проанализируйте записи. В первой и второй строке мы складываем числа с одинаковыми знаками.
В третьей строке числа с разными знаками.
Тема нашего урока: Сложение отрицательных чисел. Сложение чисел с разными знаками Можем записать тему в тетрадях.
Чем мы будем сегодня заниматься на уроке?
Учиться выполнять сложение положительных и отрицательных чисел. Учащиеся легко выполняют сложение в первой строке, приходят к выводу что еще не умеют выполнять действия во второй и третьей строке.

Записывают тему урока в тетрадь.
Предлагают цели урока: учиться складывать отрицательные числа, положительные и отрицательные числа.
Задание 3
Каждая группа получает карточки с примерами. 1 группа - изучает сложение отрицательных чисел, 2 группа - сложение чисел с разными знаками. Учитель объясняет задание каждой группе
1) Сделать вывод и сформулировать правило, делая записи в тетрадь.
2) Сравнить свои выводы с правилом, приведенным в учебнике, записать правило на плакате в виде кластера, алгоритма, инструкции.
3) Привести пример в соответствии со своим правилом
4) Делегированием объяснить тему урока участникам другой группы.
Таким образом, все учащиеся класса узнают, как сложить числа с одинаковыми знаками, как сложить числа с разными знаками. Плакаты с записанными правилами и приведенными примерами вывешиваются на доску. 1.Ученики анализируют приведенные примеры, делают вывод и пытаются сформулировать правило, делая записи в тетрадь.
2.Сравнивают свои выводы с правилом, приведенным в учебнике, корректируют и записывает правило на плакате.
3.Записывают пример в соответствии со своим правилом
4.Делегаты каждой группы переходят в другую группу, объясняют «свое» правило и приводят пример. Оставшиеся члены группы в свою очередь объясняют свою тему пришедшим делегатам.

Задание 4
Решение задач на первичное закрепление и осмысление правил №420 (1, 2), №421(1), №448 (1, 2), №449 (1) . Учитель консультирует Выполняют решение задач у доски с комментариями и на местах
Задание 5
Работа в парах (заполнение таблицы)
Выполняют взаимопроверку Заполняют таблицу в паре.
Пары меняются таблицами и выполняют взаимопроверку
Задание 6
Проверочная работа – тест с автоматической проверкой, выполняется за ПК индивидуально Выполняют тест
Источники Презентация, учебник, рабочая тетрадь, карточки (домино)
Рефлексия В конце урока ребятам предлагается высказаться одним предложением, выбирая начало
Сегодня я узнал…
Мне было интересно…
Мне показалось трудным…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я научился…
У меня получилось …
Урок для меня показался…
Главным результатом на уроке считаю…

Высказывают свои предложения
Заключение Выставление оценок
Что вам понравилось на уроке? Достигнута ли цель нашего урока? Каким настроением вы уходите с урока? Ребята озвучивают оценку, выставленную себе за урок, учитывая оценку, полученную за тест (с комментариями).

Дополнительное задание Учить правила, №420 (3, 4), №421(2,3), №448 (3,4), №449 (2,3) . Записывают д/з в дневники.

Приложения

Сложение отрицательных чисел.
- 12 + (- 4) =-16.
-8 +(-9) =-17
-1+(-6 ) = - 7
Задание 1: Определите знак суммы отрицательных чисел.
Задание 2: Сформулируйте правило сложения отрицательных чисел. Запишите в тетрадь
Задание 3: Сравните получившееся правило с данным в учебнике. Приведите пример.
Задание 4: Составьте кластер по данной теме.
______________________________________________________________________
Сложение положительных и отрицательных чисел
- 12 + 4 =-8.
-8 +9 =+1
+1+(-6 ) = - 5
Задание 1: Определите знак суммы положительного и отрицательного чисел. От чего зависит знак? Как найти модуль суммы?
Задание 2: Сформулируйте правило сложения чисел с разными знаками. Запишите в тетрадь
Задание 3: Сравните получившееся определение с данным в учебнике. Приведите пример.
Задание 4: Составьте кластер по данной теме.
________________________________________________________________________
Заполните таблицу:
+ -7 -3 9 12 5 4 -10 -1
-3
-7
-10
8
-12
2
3
6
Категория: Математика | Добавил: Asel_K (2015-03-11)
Просмотров: 478 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 9:08 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [217]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1139]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1491]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru