Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика |
Исмаилова Оксана Георгиевна, учитель математики, гимназия «Самопознание», ННПООЦ «Бобек» ПРИЗНАКИ ДЕЛИМОСТИ НА 2,5,10 (интегрированный урок математики и самопознания в 5 классе) ЗАДАЧИ УРОКА: ОБУЧЕНИЯ: - сформировать знание признаков делимости чисел на 2,5,10; - отработать умения и навыки находить делители многозначных чисел. РАЗВИТИЯ: - развитие поисковой, творческой, познавательной деятельности; - развитие инициативы, самостоятельности принятия решений, уверенности в своих силах; - развитие познавательного интереса учащихся на уроках математики. ВОСПИТАНИЯ: - развитие математической культуры речи; - формирование эстетического наслаждения от выполненной работы; - воспитание взаимовыручки, ответственности за других, умения приходить на помощь в трудный момент, умения работать в группах; - формирование навыков само- и взаимоконтроля. ОБОРУДОВАНИЕ: - интерактивная доска, карточки. ХОД УРОКА 1. Организационный момент. Цитаты урока. «Счет и вычисления - основа порядка в голове». ( Песталоцци) «Величие человека - в его способности мыслить». (Б. Паскаль) Как вы думаете, о чем говорят эти великие люди? Нужно ли нам уметь считать, причем быстро и правильно? Ну, тогда наша тема сегодня вам обязательно пригодится в жизни. 2. Актуализация знаний. 1) Определите, делится ли: (22-19):2 (нет) (111•4):10 (нет) (32 + 56):2 (да) (15 • 9):5 (да) (35 +72): 5 (нет) Вычислите: 452: 2 =226 565:5=113 100050:10=10005 1050:5=210 6412:2=3206 -Ребята, а что общего у этих примеров вы заметили? (все примеры на деление) - Вы верно заметили! Примеры деление чисел на 10, 5, на 2. И это не случайно. И тема нашего урока «Признаки делимости на 10, 5 и на 2». (Запись даты урока и темы урока в тетради) 3. Ознакомление с новым материалом. Чтобы спорилось нужное дело, Чтобы в жизни не знать неудач, Мы в поход отправляемся смело, В мир чисел и сложных задач. Не беда, что идти далеко, Не боимся, что путь будет труден, Достижения крупные людям, Никогда не давались легко! Деление чисел издавна считалось задачей, куда более трудной, чем умножение. Поэтому делить люди научились гораздо позже, чем умножать. Учёные – математики долго занимались поиском наиболее простого способа деления чисел. Один из них – деление «уголком», которым мы пользуемся сейчас, впервые появился в Европе в 10 веке и получил название «золотого деления». На деление уголком часто затрачивается много времени, а ведь возникают ситуации, когда нужно быстро определить, делится одно число на другое или нет. В этом помогают простые, легко запоминающиеся признаки. Что же означает слово «признак»? • Признак – та сторона в предмете или явлении, по которой можно его узнать, определить или описать, которая служит приметой, знаком. Какой корень у этого слова? Знак. Верно! Это значит, число должно подавать нам знак, рассказывая, на что оно делится. 1) На экране несколько чисел. 20, 15, 23, 47, 50, 68, 70, 85, 90. Назовите те, которые кратны 10. А как вы определили? Какой знак подает нам число, которое кратно 10? -Сформулируйте признак делимости на 10. Признак делимости на 10 Натуральные числа, запись которых заканчивается цифрой 0, делятся на 10. Задание: Запишите одно трехзначное, а другое четырехзначное число, которые кратны 10. 2.) Докажите, используя свойства делимости, что число 320 кратно 5 320, т.к. 320:10, а 10:5, то и 320:5 по 2 свойству. 745 делится на 5 745 = (740+5). Приведите еще примеры чисел, которые делятся на 5. Приведите примеры чисел, которые на 5 не делятся. Какой знак подает нам число, которое делится на 5? (формулируют признак делимости на 5.) Признак делимости на 5 Натуральные числа, запись которых оканчивается цифрой 0 или цифрой 5, делятся на 5. 3) Используя таблицу умножения, приведите пример чисел, которые делятся на 2 . Записываю на доске некоторые из них. 10, 12, 14, 16, 18. Какими цифрами они заканчиваются? Числами кратными 2 и оканчивающимися на 0,2,4,6,8 0,2,4,6,8 – называются четными цифрами 1,3,5,7,9, - называются нечетными цифрами Приведите пример трехзначного четного числа, четырехзначного. Понятие нечетного числа. Приведите пример нечетных чисел. 324, 759, 1298, 346, 100, 60, 113, 5432, 5698. 345, 7993 Какие числа подчеркнуты? Какие из них будут кратны 2? Признак делимости на 2 Натуральные числа, запись которых оканчивается четной цифрой, делятся на 2. Записаны числа: 70, 515, 710, 324. Назовите числа, которые делятся на 2, на 5, на 10 На 2: 70, 710, 324. На 5: 70, 515, 710; На 10: 70, 710. Какие числа повторяются в первом, втором и третьем ряду?(70 и 710) Какой можно сделать вывод? (Числа, оканчивающиеся цифрой 0, делятся на 2, 5 и 10 одновременно). Какие числа повторяются в первом и втором ряду? Какой можно сделать вывод? (Числа, оканчивающиеся цифрой 0, делятся на 2, 5 одновременно). 4. Формирование умений и навыков учащихся. Устная работа: Если число делится на 2- руки вверх, на 5- в стороны, на 10 -опустить 18, 325, 1050, 35778, 925605. 128, 500, 506, 830, 962,750, 1000, 1262, 2440 325,500, 725, 905,830, 750,1000, 2440, 500, 830, 750, 1000, 2440. Молодцы! А теперь выполним работу в группах! Каждая группа получает восьмиугольник, на гранях которого напишет числа, делящиеся на данное число (2, 5 или 10 – оно написано в центре) и качества, присущие каждому члену в группе или общечеловеческие ценности, но связанные с этим числом. 1 группа (2) 2 группа (5) 3 группа (10) 4 (взаимопонимание) 5 (истина) (ОЧЦ) 10 (10 качеств, которыми обладают ребята в группе) 18 (дружить вдвоем) и т.д. 25 (ненасилие) 100 (мир) и т. д. 5. Работа с учебником. № 199, 200, 205 – работа у доски по одному из каждой группы с проверкой (номер на группу). 6. Самостоятельная работа. У вас на парте карточки с заданиями. 1 задание. Заполните столбики таблицы, предлагаемыми числами: 155, 192, 304, 766, 845, 900, 975, 5555, 6000. Делятся на 2 Делятся 5 Делятся на 10 2 задание Заполните столбики таблицы, предлагаемыми числами: 155, 192, 304, 766, 845, 900, 975, 5555, 6000. 1) Делятся на 2 2) делятся на 5 3) делятся на 10 4) делятся на 2 и на 5 одновременно 5) делятся на 2, но не делятся на 5 6) Делятся на 5, но не делятся на 2 Критерии оценки: Карточка №1 На «4» - без ошибок, На «3» -ошибка в одном столбике «1» и «2»- ошибки в двух или трех столбиках Карточка №2 На «5» - без ошибок» На «4» - ошибки в одном столбике, На «3» -ошибки в двух столбиках, «1» и «2» - ошибки в трех и более столбиках. Самоконтроль. 7. Домашнее задание стр. 57 вопросы 1-6 № 196, 197, 198. У каждого на парте лежит стикер с изображением смайлика (улыбающегося, равнодушного и грустного). Надо выйти к доске и приклеить смайлика на определенное место в зависимости от того, понравился урок и понял материал, не понравился урок и не понял материал, не очень понял материал (на доске прикреплен лист с тремя отделениями изображения смайликов…….) 8. Итог урока. | |
Просмотров: 1578 | Комментарии: 3 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|