Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика |
Урок-путешествие по математике «Парусная регата» Учитель: Разуваева Евгения Михайловна Тема урока: Решение задач с помощью линейных уравнений. Цели урока Образовательные: способствовать формированию навыка составления уравнений по условию задачи. Воспитательные: развитие чувства взаимопомощи и товарищества, умение проверять и оценивать выполненную работу. Развивающие: развитие математического и общего кругозора, памяти, мышления, речи и внимания учащихся; развитие у каждого ученика интереса к творческой, активной деятельности при решении задач. Задачи урока: Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Форма проведения урока: дидактическая игра. Форма организации деятельности учащихся: групповая, фронтальная. Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ПК, доска, индивидуальные листы самоконтроля с заданиями. Примечание: перемещение по презентации производится при помощи стрелок клавиатуры или колесом прокрутки «мыши». Ход урока Организационный момент (сообщение цели урока). Ребята, сегодня мы с вами решаем задачи на составление линейных уравнений. Это будет не простой урок, а «Парусная регата». Три корабля сейчас спустятся на воду, каждая из 3-х команд займет свое место на одном из кораблей. Давайте придумаем название нашим кораблям и выберем капитанов. Все задания должны быть выполнены в судовых журналах (судовые журналы – это листы самоконтроля и ваши тетради). За правильно выполненное задание команда получает 1 балл. Наша с вами задача всем благополучно добраться до финиша, а команда, которая прибудет первой (набрав наибольшее количество баллов) будет победителем. Итак… приготовились. Откройте судовые журналы, запишите число. Устранение неисправностей корабля. Учитель: Прежде, чем выйти в открытый океан, необходимо проверить исправность наших кораблей и устранить все неполадки, если они возникли. На доске представлены примеры. В них имеются скрытые ошибки. Необходимо эти ошибки выявить и исправить, тем самым будет устранена неисправность корабля. (Презентация 1) Задание: «Летучий голландец» «Аврора» «Виктория» 4x-3=9 4x=12 4x=4 |x|=9 X=-9 5-2x=4x-19 -2x-4x=-19-5 -6x=-24 3(2x-9)=6x+27 2x+17+3x=6x+17 3x=12-x 4x=12 X=3 |x|=1.6 X=1.6 4(x-3)=x+6 4x-12=x+6 4x-x=6+12 3x=18 X=6 – (17-2x)=-17-2x -3x+2x-5=5x-5 2x=12-x 3x=12 X=3 |x|=2.8 X=±2.8 10-2x= 9x-x -2x-8x= - 10 X=1 – (2x-5)= - 2x+5 -21x-14x+17= - 7x+17 Для полной готовности корабля нужно ответить на несколько вопросов. Каждая группа получает от своих соперников по 3 вопроса. Первой отвечает команда корабля «Летучий голландец»: Какое уравнение называется линейным уравнением с одной переменной Сформулируйте второе свойство уравнений. Уравнение какого вида, имеет множество корней? Вопросы для команды корабля «Аврора»: Какие уравнения называют равносильными уравнениями? Как находят корни линейного уравнения с одной переменной при а≠0 и в≠0? Какие слагаемые называются подобными? Отвечают члены команды корабля «Виктория»: Сформулируйте первое свойство уравнений? Уравнения какого вида не имеют решений? Как привести подобные слагаемые? Итак, неисправности устранены, корабли к выходу из гавани готовы! Готовность экипажа к отплытию. Учитель: А теперь пора проверить готовность капитанов к путешествию. Для этого каждому капитану составить уравнение по рисунку, доказав, что они в полной мере могут справиться с любым испытанием во время путешествия. (Презентация 1) Задание: Флотилия к отплытию готова. Полный вперед! Подведем первые итоги. Расчет пути. Учитель: Экипажу предстоит рассчитать, сколько километров флотилия должна проплыть. (Презентация 1) Задание: Расстояние старта до финиша корабль прошел за 12 часов. Если бы скорость корабля была на 12 км/ч меньше, то для преодоления этого пути ему понадобилось бы на 3 часа больше. Найдите расстояние от старта до финиша. Решение: v t S Фактически x 12 12x Предполагаемо x-12 15 15(x-12) Решение: Пусть первоначальная скорость - х км/ч, тогда путь, пройденный за 12 часов, составит 12х км. Если скорость будет меньше на 12 км/ч, то она будет равна (х-12)км/ч, а путь пройденный за 15 часов составит 15(х-12)км. Зная, что путь один и тот же. Составим уравнение и решим его. 15(х-12)=12х 15х-180=12х 15х-12х=180 3х=180 Х=60 (км/ч) – первоначальная скорость корабля. 60*12=720 Следовательно, весь путь – 720 (км). Ответ: 720 км. Физкультминутка. Учитель: Мы успешно продолжаем движение, но вот мы попали в тёплое течение ФИЗМИНУТКА. Мы плывём по волнам. Посмотри по сторонам. Ты матросом ловким будь, Физкультуру не забудь. Учитель: Итак, мы плывем дальше. Вычислим, сколько продовольствия нам необходимо. Расчет продовольствия, необходимого для путешествия. Задание: На двух кораблях 770 человек. На втором корабле на 14 человек больше, чем 80% человек первого корабля. Сколько килограммов сахара необходимо взять с собой экипажу первого корабля из расчета 1,2 кг на человека? Решение: Корабль Человек Всего 1-й Х 770 2-ой 0,8х+14 Решение: Пусть х человек было на первом корабле, тогда на втором корабле (0,8х+14) человек. Зная, что всего 770 человек, составим уравнение. Х+(0,8х+14)=770 1,8х+14=770 1,8х=756 Х=756:1,8 Х=420 Следовательно, на первом корабле было 420 человек. 420*1,2= 504 (кг) риса необходимо взять с собой. Ответ: 504 кг. Электронное письмо. Учитель: Свистать всех наверх! Внимание! Нам пришло письмо по электронной почте. Составить задачу по уравнению. Исправление ошибок в журнале путешествий. Учитель: Смотрите, ребята, что я нашла! Это журнал путешествий… Но он изрядно поврежден и перепутаны страницы. Здесь есть какие-то записи и расчеты. Давайте восстановим их. Задание: Ученикам предлагаются условия 5 задач и 5-ть уравнений. Необходимо установить соответствие между задачами и уравнениями, прокомментировать ответ. (Презентация1) Двое рыбаков поймали 86 рыб, причем первый на 8 рыб меньше второго. Сколько рыб поймал каждый? На трех кораблях находятся 1274 человека. На втором корабле на 70 человек больше, чем на первом, а на третьем, на 84 человека больше, чем на втором. Сколько человек на каждом корабле? Если от старта до ближайшей остановки корабль будет идти со скоростью 60 км/ч, то прибудет на 20 минут раньше. Если корабль будет идти со скоростью 50 км/ч, то прибудет на остановку на 12 минут позже. Каково расстояние от старта до ближайшей остановки? Ледокол три дня пробивался через ледяное поле. В первый день прошел всего пути, во второй день – 0,6 оставшегося пути, а в третий день – остальные 24 км. Найти длину пути, пройденного ледоколом за три дня. Чтобы выполнить задание в срок, рабочие должны были изготавливать ежедневно по 6 удочек. Изготавливая в день на 2 удочки больше, они выполнили задание на 3 дня раньше строка. Сколько всего удочек должны были изготовить рабочие? Журнал восстановлен, подведем итоги. Приготовьтесь к высадке на берег! Итог. Учитель: Наше путешествие завершено. Оно прошло благополучно. Закрывайте судовые журналы (объявляются результаты команд). Благодарю за хорошую службу флоту и математике! Домашнее задание: составить задачу о парусной регате и решить её. | |
Просмотров: 750 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|