Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

Использование исторического материала в обучении математике
Использование исторического материала в обучении математике.
Рыгина И.В. –учитель математики КГУ «СОШ №1 им. Н.Г. Чернышевского»
Для формирования у учащихся правильных представлений о математике, как науке очень важно использование элеменов историзма. Этот подход способствует развитию кругозора учащихся,правильному пониманию возникновения математических открытий. Это позволяет учащимся понять историю развития математики, её современного состояния и проблемах. Все это отрицательно сказывается на отношении учащихся к математике как к учебному предмету,на мотивации учебной деятельности учащихся.
В современных условиях крайне необходимо широкое использование элементов историзма в обучении математике в школе. При использовании исторического материала на уроках математики необходимо учитывать то,что математика не является абстрактной наукой, а возникла из практических нужд человека и формировалась в результате практической и умственной деятельности человечества в течение многих веков. Учащиеся должны знать о том,что математические понятия изменяютсяи развиваются на основе внутренних противоречий, на основе практики. Необходимо познакомить с основными этапами в развитии математики, именами ученых, познакомить с трудами великих ученых на разных этапах. На уроках математики следует показывать связь математики с другими предметами и производством. Показывать связь науки и жизни, показывать, как математические достижения применяются в науке и технике. С другой стороны следует показывать влияние других предметов на развитие математики, как науки. В результате чего возникли новые задачи и методы их решения,которые обогатили саму математику.
Изучение истории математики способствует знакомству с логикой её развития. Знание исории возникновения математических открытий помогает пнять математические понятия, теоремы, способы решения различных задач. Например,при изучении темы «Дроби» учащимся даются три вида дробей: обыкновенная,десятичная и процентная. Почему изучаются эти три вида дробей? Почему не изучается только одна из них? Существуют ли другие формы записей дробей,почему они не изучаются в школе? На все эти вопросы дает ответ история математики. И этот ответ нужно дать учащимся при изучении соответствующего раздела.
Использование историзма в обучении математике позволяет создавать проблемные ситуации. Обычно создание проблемных ситуаций достигается путем постановки перед учащимися каких-то задач. Однако в ряде случаев более целесообразно использовать отдельные факты истории математики для постановки перед учащимися проблем, действительно возникших в математике, а затем рассказать, как эти проблемы решались.
Историзм следует применять для воспитания у учащихся чувств патриотизма, национальной гордостиза достижения отечественной математики, связи ученых математиков нашей страны с другими странами.
Включение элементов историзма в курс математики должно осуществляться в органической связи с содержанием изучаемого материала.
Таким образом, широкое использование историзма позволяет достичь всех учебно-воспитательных целей обучения математике.
Приложение 1
1. Древнеегипетская задача.
Количество и его четвертая часть дают вместе 15. Найти количество.

2. Древнеиндийская задача.
Есть кадамба цветок.
На один лепесток пчелок пятая часть опустилась.
Рядом тут же росла вся в цвету сименгда,
И на ней третья часть поместилась.
Разность их ты найди, трижды их ты сложи,
На кутай этих пчел посади.
Лишь одна не нашла себе места нигде,
Все летала то взад,то вперед
И везде ароматом цветов наслаждалась.
Назови теперь мне,подсчитавши в уме,
Сколько пчелок всего здесь собралось?

3. О жизни Диофанта.
Путник! Здесь погребен прах Диофанта,
И числа повведать могут,о чудо,сколь долг был век его жизни.
Часть шестую его представляло счастливое детство.
Двенадцатая часть протекла ещё жизни-
Пухом покрылся тогда подбородок.
Седьмую в бездетном браке провел Диофант.
Прошло пятилетье.
Он был осчастливлен рожденьем прекрасного первенца сына,
Коему рок половину лишь жизни счастливой и светлой
Дал на земле по сравнению с отцом.
И в печали глубокой старец земного удела конец воспринял,
Переживши года четыре с тех пор , как сына лишился.
Скажи, сколько лет жизни достигнув,
Смерть воспринял Диофант?

Источник: http://Методика преподавания математики-А.Я. Блох, "Просвещение", 1983г
Категория: Математика | Добавил: riginairina (2016-01-08)
Просмотров: 293 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2018-02-24, 10:41 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1552]
Школьный психолог [530]
История [752]
Опыт [523]
Научная кафедра [226]
Воспитание души [249]
Мастер-класс [230]
Семья и школа [183]
Компьютер-бум [261]
Английский язык [831]
Великие открытия [25]
Университет здоровья [134]
Математика [1223]
Химия [391]
Классному руководителю [670]
Биология [598]
Думаем, размышляем, спорим [101]
Казахский язык и литература [1845]
Краеведение [98]
Начальная школа [4071]
Беседы у самовара [20]
Мировая художественная культура [44]
Новые технологии в обучении [389]
Сельская школа [79]
Профильное обучение [82]
Демократизация и школа [28]
Физика [311]
Экология [189]
Дошколенок [1634]
Особые дети [297]
Общество семи муз [61]
Школа и искусство
Уроки музыки [651]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [481]
Мой Казахстан [239]
Школьный театр [75]
Внеклассные мероприятия [1225]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [101]
ИЗО и черчение [224]
Физическая культура [559]
Немецкий язык [56]
Технология [307]
Самопознание [417]
Профессиональное образование [120]
Школьная библиотека [86]
Летний лагерь [19]
Дополнительное образование [48]
Педагогические программы [15]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru