Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

Использование исторического материала в обучении математике
Использование исторического материала в обучении математике.
Рыгина И.В. –учитель математики КГУ «СОШ №1 им. Н.Г. Чернышевского»
Для формирования у учащихся правильных представлений о математике, как науке очень важно использование элеменов историзма. Этот подход способствует развитию кругозора учащихся,правильному пониманию возникновения математических открытий. Это позволяет учащимся понять историю развития математики, её современного состояния и проблемах. Все это отрицательно сказывается на отношении учащихся к математике как к учебному предмету,на мотивации учебной деятельности учащихся.
В современных условиях крайне необходимо широкое использование элементов историзма в обучении математике в школе. При использовании исторического материала на уроках математики необходимо учитывать то,что математика не является абстрактной наукой, а возникла из практических нужд человека и формировалась в результате практической и умственной деятельности человечества в течение многих веков. Учащиеся должны знать о том,что математические понятия изменяютсяи развиваются на основе внутренних противоречий, на основе практики. Необходимо познакомить с основными этапами в развитии математики, именами ученых, познакомить с трудами великих ученых на разных этапах. На уроках математики следует показывать связь математики с другими предметами и производством. Показывать связь науки и жизни, показывать, как математические достижения применяются в науке и технике. С другой стороны следует показывать влияние других предметов на развитие математики, как науки. В результате чего возникли новые задачи и методы их решения,которые обогатили саму математику.
Изучение истории математики способствует знакомству с логикой её развития. Знание исории возникновения математических открытий помогает пнять математические понятия, теоремы, способы решения различных задач. Например,при изучении темы «Дроби» учащимся даются три вида дробей: обыкновенная,десятичная и процентная. Почему изучаются эти три вида дробей? Почему не изучается только одна из них? Существуют ли другие формы записей дробей,почему они не изучаются в школе? На все эти вопросы дает ответ история математики. И этот ответ нужно дать учащимся при изучении соответствующего раздела.
Использование историзма в обучении математике позволяет создавать проблемные ситуации. Обычно создание проблемных ситуаций достигается путем постановки перед учащимися каких-то задач. Однако в ряде случаев более целесообразно использовать отдельные факты истории математики для постановки перед учащимися проблем, действительно возникших в математике, а затем рассказать, как эти проблемы решались.
Историзм следует применять для воспитания у учащихся чувств патриотизма, национальной гордостиза достижения отечественной математики, связи ученых математиков нашей страны с другими странами.
Включение элементов историзма в курс математики должно осуществляться в органической связи с содержанием изучаемого материала.
Таким образом, широкое использование историзма позволяет достичь всех учебно-воспитательных целей обучения математике.
Приложение 1
1. Древнеегипетская задача.
Количество и его четвертая часть дают вместе 15. Найти количество.

2. Древнеиндийская задача.
Есть кадамба цветок.
На один лепесток пчелок пятая часть опустилась.
Рядом тут же росла вся в цвету сименгда,
И на ней третья часть поместилась.
Разность их ты найди, трижды их ты сложи,
На кутай этих пчел посади.
Лишь одна не нашла себе места нигде,
Все летала то взад,то вперед
И везде ароматом цветов наслаждалась.
Назови теперь мне,подсчитавши в уме,
Сколько пчелок всего здесь собралось?

3. О жизни Диофанта.
Путник! Здесь погребен прах Диофанта,
И числа повведать могут,о чудо,сколь долг был век его жизни.
Часть шестую его представляло счастливое детство.
Двенадцатая часть протекла ещё жизни-
Пухом покрылся тогда подбородок.
Седьмую в бездетном браке провел Диофант.
Прошло пятилетье.
Он был осчастливлен рожденьем прекрасного первенца сына,
Коему рок половину лишь жизни счастливой и светлой
Дал на земле по сравнению с отцом.
И в печали глубокой старец земного удела конец воспринял,
Переживши года четыре с тех пор , как сына лишился.
Скажи, сколько лет жизни достигнув,
Смерть воспринял Диофант?

Источник: http://Методика преподавания математики-А.Я. Блох, "Просвещение", 1983г
Категория: Математика | Добавил: riginairina (2016-01-08)
Просмотров: 167 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2017-04-24, 11:53 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1513]
Школьный психолог [519]
История [736]
Опыт [497]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [232]
Мастер-класс [219]
Семья и школа [178]
Компьютер-бум [254]
Английский язык [808]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1179]
Химия [385]
Классному руководителю [657]
Биология [593]
Думаем, размышляем, спорим [95]
Казахский язык и литература [1804]
Краеведение [93]
Начальная школа [4007]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [378]
Сельская школа [73]
Профильное обучение [71]
Демократизация и школа [24]
Физика [302]
Экология [184]
Дошколенок [1572]
Особые дети [279]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [641]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [463]
Мой Казахстан [234]
Школьный театр [70]
Внеклассные мероприятия [1195]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [86]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [536]
Немецкий язык [52]
Технология [299]
Самопознание [402]
Профессиональное образование [108]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [34]
Педагогические программы [7]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Обратная связь

    Имя отправителя *:
    E-mail отправителя *:
    Адрес веб-сайта:
    Тема письма:
    Текст сообщения *:
    Оценка сайта:

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru