Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в последние годы наложили отпечаток на развитие личности ребенка. Школа — часть общества, и в ней отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь учителю в решении этой трудной задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.
Информационные технологии и компьютерные коммуникации (ИКТ) представляют большую важность для решения задач, стоящих перед современной школой, то есть информатизация выступает как фактор модернизации всей системы образования.
ИКТ обладают следующими дидактическими возможностями:
• возможность оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема, любой формы представления;
• хранение этой информации в памяти компьютера в течение необходимой продолжительности времени, возможность ее редактирования, обработки, вывода на печать и т.д.;
• возможность доступа к различным источникам информации, в том числе удаленным и распределенным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру через систему Интернет, работы с этой информацией;
• возможность организации электронных конференций, в том числе, в режиме реального времени, компьютерных аудио-конференций и видеоконференций;
• возможность диалога с любым партнером.
• возможность перенести полученные материалы на свой носитель, вывести на печать и работать с ними так и тогда, когда и как это наиболее удобно пользователю.
Мотивы, побуждающие педагога к использованию ИКТ на уроке:
• повышение уровня профессиональной культуры;
• снижение трудоемкости процесса контроля и консультирования;
• развитие плодотворного сотрудничества с учащимися;
• возможность использования чужого опыта и методических разработок;
• повышение уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ.
Преимущества использования ИКТ в образовании перед традиционным обучением:
1. информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.
2. компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. Мотивация повышается за счет применения адекватного поощрения правильных решений задач.
3. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
4. использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений.
5. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.
6. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий, определить этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить ее.
Я работаю учителем информатики и математики. Знания информатики позволяют применять ИКТ при изучении математики. С учащимися 9 классов мы подготовили электронный учебник «Решение уравнений», где рассматривались уравнения начиная с самых простых, нахождение не известного слагаемого , уменьшаемого, вычитаемого, множителя, делимого, делителя, решение линейных уравнений, рациональных уравнений, квадратных уравнений. Ученики самостоятельно приводили примеры, их решения и примеры для закрепления. Все эти примеры они вводили в компьютер, я проверяла правильность их выполнения, затем ученики придумывали тему электронного учебника, скачивали фон с интернета и приступали совместно с учителем к проекту электронного учебника. Ученики охотно работали в группе, была презентация самых лучших работ на районном семинаре, где мы получили высокую оценку.
Использую готовые электронные учебники по алгебре и по геометрии, где даются все формулы по каждой теме, где в доступной форме раскрываются темы уроков. По геометрии даются объемные фигуры тел вращения, многогранников в 11 классе. Скачиваю видеоуроки, где, очень наглядно и просто излагается весь необходимый материал. Сама готовлю презентации к уроку с готовыми формулами, таблицами, свойствами. Учащиеся, у которых подключен интернет, готовят рефераты о жизни и достижениях великих математиков, делают презентации о важных событиях в жизни ученых.
Больше всего ученикам нравится работать с интерактивной доской. Особенно при изучении в 8 классе квадратичной функции. При изменении значения а: а>0; a<0, можно менять расположение ветвей параболы – вверх, вниз, если функция задана уравнением у= х²+ n, то меняется расположение графика по оси ординат – вверх, вниз, при изменении n. Если функция задана уравнением у= (х+m)², то график функции меняет свое расположение по оси абсцисс- влево, вправо, при изменении m. Если функция задана уравнением у= a(x-m)²+n, то по значению m и n находим вершину параболы, а по значению а, определяем, куда направлены ветви параболы и происходит ли сжатие графика. Ученики сами придумывают уравнения функции, задают одноклассникам, сами строят графики. Также использую доску(интерактивную) при изучении координатной прямой и координатной плоскости. Не нужно каждый раз стирать и чертить прямую и плоскость. При использовании доски мы много успеваем построить графиков, точек, прямых и это очень наглядно и аккуратно.
Использование интерактивной доски позволяет сохранить в памяти индивидуальную работу учеников для последующей проверки или анализа. При введении новых понятий с использованием презентаций и чертежей на интерактивной доске задействуются различные виды памяти (слуховая, зрительная, ассоциативная), эффективно отрабатываются новые понятия путем выделения важнейших свойств (за счет наглядности). Это ведет к лучшему пониманию и запоминанию нового материала. При решении существует возможность экспериментировать с условием, причем чертеж на доске изменяется нажатием одной кнопки.
Таким образом: очевидны преимущества использования интерактивной доски на уроке
1. Экономия времени. Заранее подготовленные чертежи, схемы, текст позволяют экономить время урока, за счет чего повышается плотность урока.
2. Наглядность и интерактивность. Благодаря этому учащиеся активно работают на уроке. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.
3. Многократное использование. Во-первых, вся информация, появляющаяся на доске, не стирается, а сохраняется. Для решения новой задачи используется «чистый лист» и в случае возникновения вопросов можно быстро вернуться к ранее решенным задачам, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие или решение. Это наиболее существенно, так как задания и решения могут быть восстановлены не только на уроке, но и после него для тех учеников, которые пропустили урок или не вполне хорошо освоили тему. Во-вторых, наглядные материалы и обучающие ресурсы можно хранить в электронном виде и в дальнейшем многократно использовать их. Накапливается электронный банк данных для каждого учителя.
Конечно же, использование только интерактивной доски не решит всех учебных проблем. И учителя совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом уроке. Но использование ее делает урок увлекательным и динамичным.
Использую обучающие программы «Живая геометрия», она дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий, определить этап решения задачи, на которой сделана ошибка, и исправить ее.
Презентация помогает нам предоставить учебный материал более наглядно. Вспомните, раньше, когда мы сами еще учились, учителя приносили в класс огромные плакаты для того, чтобы визуализировать объяснение, или рисовали на ватмане. Сегодня мы можем все это подготовить в виде презентации и показывать на уроке сколько угодно, причем можем рисовать и черкать на слайдах прямо при объяснении.
Благодаря электронной почте мы можем легко и быстро передать сообщение ученику, который находится в любом месте.
Очень помогают тренажеры при обучении математик. Использую сайт
«Якласс» там по каждой теме есть необходимые тренажеры для закрепления.
При контроле знаний использую специальную компьютерную программу MYTESTX , где можно всегда быстро и объективно оценить знания учащихся по изученной теме.
Проводила интерактивные олимпиады по математике: учащиеся 6 «В» класса заняли призовые места- Сердюк Оля, Отто Елена, Ирицян Роксана.
Помогают при изучении математики решение ребусов, олимпиадных задач, математический юмор, скачиваемых с интернета. Все это помогает учащимся усвоить предмет.
Применяя информационные технологии, мне удалось:
• Индивидуализировать учебный процесс, за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения. В классах, как правило 15-25 учащихся, обладающих неодинаковым развитием, знаниями и умениями, темпом познания и другими индивидуальными качествами.
• Создать условия для развития самостоятельности учащихся. Ученик решает те или иные задачи самостоятельно (не копируя решения с доски или у товарища), при этом повышается его интерес к предмету, уверенность в том, что он может усвоить предмет.
• Повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации, построение сечений многогранников, построение сложных графиков т.д.)
• Использовать компьютер для освобождения учащихся от рутинных вычислений.
• Снизить трудоемкость процесса контроля и консультирования.
Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.
Итогом внедрения ИКТ в образовательный процесс является позитивная динамика изменения мотивации учащихся. По данным анкетирования психолога школы за три последних года наблюдается позитивная динамика изменения уровня мотивации учащихся к предмету.
«За» и «против». Согласно опубликованным в литературе данным максимальная частота и длительность применения средств ИКТ в учебном процессе определяется возрастом учащихся, характером учебного предмета и необходимостью использования в познавательной деятельности.
При монотонном использовании одного средства обучения уже к 30-й минуте возникает торможение восприятия материала. Использование компьютера добавляет ещё и электромагнитное излучение. Поэтому на уроке стараюсь чередовать напряженный умственный труд и эмоциональную разрядку, разнообразные приемы и методы, использую упражнения для снятия напряжения и утомления при работе с компьютером и для улучшения мозгового кровообращения.
Используемая литература:
Материалы сайтов:
www.videouroki.net
physics.herzen.spb.ru
festival@1september.ru
http://www.tsput.ru/
www.uchportal.ru
http://nsportal.ru/
fefelova.ucoz.ru
fizmat.by/math yaklass.ru
Категория: Математика | Добавил: Glaz1961 (2016-01-09) E
Просмотров: 162 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 4:38 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [245]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3902]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [377]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru